Когда на дворе зима, шанс попасть в аварию увеличивается с каждым днем непогоды. Но, к сожалению, даже летняя жара не страхует водителей от ДТП. Если участникам некогда ждать инспекторов ДПС, то на помощь может прийти аварийный комиссар, который поможет оформить все документы в лучшем виде.
Кто такие эти комиссары
Служба аварийных комиссаров существует в нашей стране относительно недавно. Ее представители – это высококвалифицированные специалисты, которые имеют право на оказание помощи участникам ДТП. При этом являться свидетелем работник такой службы права не имеет, т.е. не может представлять и защищать интересы одной стороны ДТП.
Комиссар оказывает помощь в оформлении происшествия, но не в получении выгоды.
Можно выделить три вида:
- Независимые. К ним относятся юридические лица, предоставляющие свои услуги без привязки к конкретной страховой компании. Вызвать аварийного комиссара данного вида – самый безопасный вариант для любой стороны, поскольку их действия являются абсолютно объективным, сам сотрудник не преследует ничьих интересов. При этом помощь в оформлении ДТП будет оказана на высшем уровне без каких-либо задержек. Но стоит помнить, что и стоимость услуг будет завышена.
- Эксперт страховой компании. Физическое лицо, работающее в страховой компании, с которой заключен договор у одной из сторон ДТП. Зачастую услуги данного эксперта включены в стоимость полиса КАСКО, т.е. его вызов официально будет бесплатным. При этом его функционал и действия могут отличаться от действий независимого эксперта, но их честность лишь изредка можно ставить под сомнение, поскольку их зона ответственности не пересекается с полисом ОСАГО.
- Сотрудничающие с СК. К этой категории относятся те юридические лица, которые помимо независимой работы могут предоставлять услуги в соответствии с договором сотрудничества с любой страховой компанией. К этой группе стоит относится настороженно, поскольку зачастую именно они специально допускают неточности и ошибки в заполнении документов с целью уменьшения или задержки выплат страховой премии по полису ОСАГО.
При этом необходимо знать, что дорожные комиссары занимаются не только составлением схемы ДТП и осмотром повреждений.
Также специалисты данной области могут помочь в подготовке пакета документов, выступить в роли представителя пострадавшего в общении со страховой компанией, а имея в штате еще и эксперта – провести независимую оценку повреждений для расчета выплат.
Как стать аварийным комиссаром
Для того, чтобы освоить эту нужную в наше время профессию, необходимо пройти специальные курсы в любом лицензированном учреждении. Либо возможно закончить “школу” аваркомов при страховой компании.
Но стоит помнить, что окончание подобной “школы” может повлечь за собой обязательные условия дальнейшей работы с этой страховой компанией на протяжении определенного времени.
При наборе на курсы в специальные учреждения чаще всего отдают предпочтение юристам, которые имеют за плечами диплом о высшем образовании и определенный стаж работы, а также бывшим инспекторам ДПС или просто сотрудникам Госавтоинспекции.
Обязанности
Как и у любого специалиста любой компании, аварийные комиссары имеют перечень обязанностей, которые необходимо неукоснительно исполнять.
Перечень действий аваркомов насчитывает следующие пункты:
- осмотр места ДТП;
- фотофиксация деталей аварии;
- опрос свидетелей, если таковые имеются;
- оценка нанесенного ущерба;
- заполнение требуемых документов;
- в случае необходимости – вызов неотложной помощи, а так же эвакуатора.
Следует внимательно отнестись к тем документам, заполнением которых занимается аварийный комиссар, поскольку никто не застрахован от ошибки по причине простого человеческого фактора.
В обязанности аварийного комиссара при ДТП с недавних пор входит и полноценное оформление документов без привлечения инспекторов.
Порядок оформления
У каждого комиссара есть определенная схема действий после прибытия на место аварии:
- Приезд на место ДТП, тщательный осмотр и выявление видимых деталей аварии. Например, визуальная оценки тормозного пути и положения транспортных средств на проезжей части.
- Оказание помощи водителям. При необходимости – вызов скорой помощи либо оказание первой медицинской. В случае потребности – психологическая помощь пострадавшим, ведь случаются ситуации, когда участник ДТП не может адекватно реагировать на происходящее по причине шока.
- Фиксация деталей аварии. При этом комиссар должен провести фотосъемку, опросить свидетелей, составить схему ДТП, а также собрать сведения с водителей-участников происшествия. При наличии наружных камер видеонаблюдения – зафиксировать их расположение и оценить возможность получения записи с них.
- Провести оценку величины ущерба, описать все повреждения, полученные транспортными средствами во время ДТП, а так же указать наличие или отсутствие пострадавших лиц и нанесенных им увечий.
- Заполнение и оформление требуемых документов, включая аварийный сертификат.
Данный перечень скорее относится к независимым комиссарам, нежели к сотрудникам СК, поскольку они имеют гораздо более полный перечень возможных действий.
Основная цель аваркомов страховой компании – уменьшение последующей страховой выплаты пострадавшей стороне.
Заполненный аварийный сертификат является отчетом о работе аваркома. Он включает в себя составленную схему ДТП, фотографии места происшествия, комментарии и полные сведения об участниках.
Как вызвать аварийного комиссара
Водитель, попавший в ДТП и не знающий, какие шаги предпринять в дальнейшем, может смело обратиться в службу аварийных комиссаров.
Для этого необходимо иметь телефон и страховой полис. Зачастую именно там можно найти необходимый номер, по которому стоит обращаться.
Если же необходимой информации там нет, а телефон имеет возможность доступа в интернет, то необходимо просто ввести в поисковой строке запрос с указанием нужного города.
Зачастую звонки принимают специально обученные диспетчеры, которые зададут ряд уточняющих вопросов. Необходимо будет сообщить информацию об участниках ДТП, месте, где оно произошло, а так проинформировать, необходимо ли вызвать скорую.
В течение часа на место аварии прибудет специалист, который будет консультировать участников ДТП, а также проводить все необходимые мероприятия.
Необходимо обязательно выполнять действия, которые подскажет аварком с целью дальнейшего избежания проблем.
Когда можно обойтись без аваркомов
Не всегда водители теряются в случае ДТП, а могут вполне здраво оценивать сложившуюся обстановку. В такой ситуации, если нет пострадавших, водители могут самостоятельно оценить полученный ущерб, а также составить схему ДТП и не иметь при этом взаимных претензий, тогда вполне можно обойтись без вызова специалиста по оформлению.
Но все же необходимо учитывать, что работа аварийных комиссаров призвана облегчить жизнь водителям, попавшим в нештатную аварийную ситуацию, объяснить все юридические тонкости произошедшей аварии, а также дать возможность водителям прийти в себя и не нарушить ПДД, не выполнив какие-либо необходимые действия из-за состояния шока.
Зачем еще нужен аварийный комиссар? Чтобы обезопасить себя от действий мошенников. Ведь в случае правильного оформления всех документов, а также независимой оценки ситуации, можно смело рассчитывать на пресечение мошеннических действий при автоподставе.
Плюсы обращения к аваркомам
В любой ситуации можно найти плюсы и минусы. Действия комиссаров скорее принесут клиентам больше плюсов:
- сокращение времени возможного ожидания. Аваркомы прибудут на место в кратчайшие сроки и начнут оформление документов. Ожидание инспекторов ГИБДД зачастую занимает не один час;
- оказание психологической помощи и поддержки пострадавшим;
- подробная фиксация всех деталей ДТП, а также указание повреждений, полученных вследствие аварии. Это упрощает общение со страховой компанией и сокращает время обращения;
- аварком сам будет общаться с инспекторами ДПС от имени водителей;
- при дальнейшем заключении договора можно возложить право ведения дела со страховой и в суде на аваркома;
- в случае организованной автоподставы аварийный комиссар может противодействовать мошенническим действиям.
Оплата
- Стоимость услуг может варьироваться исходя из региона, а также от выбранного вида комиссаров, к которому решил обратиться один из водителей.
- При этом зачастую расходы ложатся именно на ту сторону, которая решилась на подобное действие.
- При этом, если удастся объяснить оппоненту, зачем нужен аварийный комиссар при данной аварии, то расходы можно поделить поровну или в определенной пропорции.
Оформление ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД возможно при оформлении европротокола, когда нанесенный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей.
Заключение
Следует помнить, что аваркомы работают только с целью помощи попавшим в неприятную ситуацию водителям, но никак не для усложнения процедуры оформления или вымогания денежных средств без выполнения дальнейших обязанностей.
Смотрите, какая тема — Оформление ДТП с аварийным комиссаром – в чём разница и какие риски?
Первое, что необходимо знать об оформлении ДТП с аварийными комиссарами и прочими называющими себя помощниками при авариях – никогда не стоит им доверять на 100 процентов.
Никакого официального правового статуса такие лица не имеют, они не уполномочены заменять ни сотрудников ГИБДД, ни страховые компании – точнее исполнять обязанности участника ДТП по части обязательств по закону об ОСАГО.
Кто такие аварийные комиссары и каков их статус на 2022 год?
Аварийный комиссар – это человек, который участвует в оформлении документов при ДТП. Его функции изначально заключаются в том, чтобы упростить водителю-участнику дорожного инцидента формальные процедуры, а также оказать услуги по содействию в эвакуации повреждённого автомобиля и ряд других вещей.
Такие помощники – либо представители страховой компании, либо работают от независимых организаций. В первом случае их услуги могут быть бесплатными, но не всегда, во втором – всегда платные.
При этом, сама схема работы может быть двух видов:
- помощь аварийных комиссаров только при оформлении ДТП – документов,
- содействие потерпевшим на всех этапах возмещения ущерба – вплоть до выплаты или ремонта.
Во втором пункте возможно оплата их услуг в виде фиксированной стоимости или в форме процента от суммы возмещения по ОСАГО.
Нередко страховые компании ещё на этапе оформления полиса ОСАГО обязывают водителя при ДТП сообщать сразу же о страховом случае по номеру телефона и вызывать, таким образом, аварийного комиссара – представителя страховщика. Это незаконно, и такой обязанности у водителя нет.
Какая разница в порядке оформления ДТП?
Она совсем несущественна. Аварийный комиссар – это по сути просто помощник в оформлении необходимых для получения выплаты документов. Если водитель не знает, как это сделать правильно – а большинство водителей, к сожалению, не знают – то его помощь может оказаться полезной. Иначе – нет.
Поэтапно, работа аварийного комиссара и отличия от работы с сотрудниками ГИБДД или оформлением европротокола водителями самостоятельно заключается в следующем.
Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД. | Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД. |
Приезжают сотрудники ГИБДД, производят замеры, оформляют документы, берут объяснительные с участников. | Чаще всего первее сотрудников полиции приезжает аварийный комиссар, предлагая свою помощь; либо он приезжает по вызову самого участника ДТП. Он объясняет водителю, что писать в объяснительной, участвует в оформлении документов как представитель участника, которому помогает. |
По истечении определённого времени водителю выдают все документы из ГИБДД, он обращается в страховую и получает возмещение. | Аварийный комиссар может предложить либо помощь в получении страхового возмещения за оплату ему комиссии за это, либо вовсе заключить с ним договор цессии – вы получаете выплату непосредственно от организации, которую представляет комиссар, организация же вместо вас получает возмещение от страховой. Но это если речь идёт о независимых комиссарах. |
Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и решают оформить ДТП по европротоколу без вызова ГИБДД. | Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают аварийного комиссара. Нередко при вызове для оформления ДТП сотрудников ГИБДД те сами направляют аварийного комиссара. Это незаконно! |
Участники ДТП заполняют извещение, расписываются и разъезжаются. | Аварийный комиссар даёт бланки извещений, объясняя, что, как и где писать участникам аварии. |
Далее потерпевший получает возмещение от страховой. Виновник обязан подать заполненный бланк в течение 5 дней в свою страховую. | Всё, как в случае отсутствия комиссара, либо он также сопровождает общение со страховой после ДТП и получает за это оплату. |
Какие риски оформления аварии с аварийным комиссаром?
Есть целый ряд таких рисков, которые своей весомостью напрочь убивают необходимость в их помощи.
Регресс виновнику от страховой
Итак, самый главный риск для водителя-виновника заключается в возможности регресса – требовании выплатить сумму, которую страховая сама заплатила за ущерб потерпевшему.
Дело здесь в том, что Федеральный закон «Об ОСАГО» предусматривает обязанность участника-виновника известить свою страховую в течение 5 дней о наступлении страхового случая, если авария оформлялась с помощью европротокола, а также не приступать к ремонту машины в течение 15 дней.
Схема в этом случае выглядит так:
- аварийный комиссар оформляет ДТП без участия сотрудников ГИБДД,
- участники аварии (по крайней мере, виновник) полагают, что комиссар таким образом полностью заменяет сотрудников, или, что ещё хуже – что комиссар и есть сотрудник ГИБДД,
- все спокойно разъезжаются,
- по прошествии определённого времени (как правило, нескольких месяцев) виновник получает досудебное требование о возмещении в порядке регресса выплаченной суммы потерпевшему на основании подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ «Об ОСАГО»; а при неудовлетворении этого требования в добровольном порядке – иск в суд с дополнительными расходами на компенсацию услуг юриста страховой и госпошлины.
Да, ключ здесь кроется в том, что виновник, опять же, не знает законов. Почему же аварийный комиссар, роль которого как раз и заключается в юридической помощи, не предупреждает об этом?! Всё просто – это представитель страховой компании или аффилированное лицо, которое заинтересовано в получении выгоды страховщиком – регресса к виновнику.
Как избежать?
- Очевидно, отказаться от помощи аварийного комиссара.
- Знать свои обязанности – в частности о праве регресса от страховой, если отремонтировать автомобиль ранее чем по прошествии 15 дней после ДТП или не представить его к осмотру по требованию страховой (а регресс за неуведомление страховщика в течение 5 дней об аварии не так давно отменили).
- Понимать, что сотрудники ГИБДД всегда оформляют ДТП в служебной форме, и, если человек не в форме, то он не уполномочен заменить первых.
Лимит выплаты потерпевшему в 100 тысяч рублей
Схема риска здесь похожа на предыдущую – ДТП оформляется с аварийным комиссаром, но водители не понимают, что это оформлении по европротоколу и не более.
В результате, если повреждения у автомобилей хотя бы немного серьёзные, то потерпевший получит не более 100 000 рублей возмещения – это действующий на 2022 год лимит выплаты по европротоколу, за исключением некоторых ситуаций.
Риск в случае договора цессии
Помимо того, что мы выяснили, что аварийный комиссар не имеет никаких официальных полномочий, а его документы не имеют никакой юридической силы, есть также риск в случае так называемого сопровождения после ДТП. Заключается он в договоре цессии – вы в этом случае просто получаете существенно меньшее возмещение, чем могли бы получить от страховой компании напрямую.
Цессия – это переуступка права требования. То есть аварийный комиссар после оформления ДТП и оценки ущерба предлагает вам деньги в качестве возмещения от ДТП, а вы ему передаёте право требования к страховой – он вместо вас получит возмещение от последней.
При этом, вам могут предложить:
- возмещение оговорённой меньшей суммы возмещения на основании того, что якобы страховая всё равно вам не доплатит, а уменьшение идёт за счёт комиссии за отсутствие «трудностей» и волокиты при получении возмещения самостоятельно,
- сумма возмещения может быть и выше выплаты от страховой – это, конечно же, сказки, в этом случае аварийный комиссар или другие представители организации сами занижают сумму ущерба.
В редких случаях под видом документов при оформлении ДТП могут подсунуть договор цессии, по результату которого вы вообще ничего не получите ни от аварийного комиссара (потому что документ был подан под «соусом» формального для оформления аварии), ни от страховой, потому что передали право требования безвозмездно.
Но риск отсутствует, если речь идёт не о переуступке права требования, а просто сопровождении получения возмещения аварийным комиссаром за определённый процент от выплаты либо за фиксированную сумму его услуг.
Кто должен платить за вызов аварийного комиссара в 2022 году
Психологическое состояние человека, попавшего в ДТП, не позволяет сконцентрироваться на ситуации, мешает оценить происходящее и принять верное решение. Эти факторы препятствуют правильному оформлению документов. Вызов аварийного комиссара снижает риск ошибок, которые могут стоить больших денег, если страховая компания откажет в компенсации или предъявит регрессный иск.
Расскажем, какие обязанности у дорожного комиссара в 2022 году, для чего его вызывают и кто оплачивает услуги аваркома и эвакуатора.
Кто такой аварийный комиссар
Аварком это эксперт в сфере ДТП, который помогает не только объективно оценить обстоятельства дорожного происшествия и зафиксировать причиненный ущерб для назначения выплат от страхователя, но и защищает клиента от случаев мошенничества на дороге и автоподстав, а также может организовать независимую экспертизу.
Есть несколько типов специалистов:
- эксперты, сотрудничающие с СК и представляющие ее интересы. Здесь следует проявить осторожность. Ведь они заинтересованы в первую очередь в интересах СК. На практике такие эксперты намеренно допускают ошибки и занижают выплаты;
- штатные сотрудники СК — их услуги уже входят в стоимость КАСКО, разница заключается только в сумме подключенного страхового пакета;
- независимые дорожные комиссары. Преимуществом является качество работ.
Как стать аварийным комиссаром
Страховые компании и частные службы аварийных комиссаров размещают вакансии, проводят набор и обучение претендентов.
К кандидатам не предъявляют какие-либо конкретные требования. Однако предпочтение отдается специалистам с техническим или юридическим образованием.
Выбирающий для себя эту профессию, должен обладать качествами:
- быть пунктуальным, вежливым и дружелюбным;
- иметь аналитический склад ума и быстро анализировать происходящее вокруг;
- быть грамотным и квалифицированным профессионалом своего дела;
- обладать стрессоустойчивостью.
Обязанности аварийного комиссара
По внутреннему регламенту компании, прибыв на место происшествия аварком должен:
- провести визуальный осмотр места аварии;
- вызвать скорую помощь, в случае если есть пострадавшие лица;
- оказать на месте первую помощь потерпевшим;
- решить технические вопросы, входящих его компетенцию;
- оказать психологическую поддержку всем участникам ДТП;
- помочь в заполнении документов;
- контролировать действия сотрудника ГИБДД;
- фиксировать факты происшествия, документы участников происшествия, причиненный ущерб с использованием фото и видео;
- собрать свидетельские показания;
- вызвать эвакуатор, если этого требует состояние автомобиля;
- консультировать участников о дальнейших алгоритмах их действий;
- оформить аварийный сертификат.
Преимущества услуг комиссаров
При оформлении ДТП требуется учесть все нюансы и иметь практические навыки. Это сложно даже для опытного автовладельца, поскольку стресс негативно влияет на моральное состояние, мешает правильно оценить происходящее.
Услуги аварийных комиссаров являются востребованными и имеют следующие преимущества:
- специалист в кратчайшие сроки прибудет на место аварии (до приезда сотрудников ГИБДД);
- окажет психологическую помощь в такой сложный момент;
- досконально произведет осмотр места происшествия, зафиксирует обстоятельства случившегося, опросит свидетелей, составит схему происшествия;
- в отличие от сотрудников ГИБДД, составляющих укрупненный обзор, эксперт более детально описывает все повреждения;
- разъяснит пошаговый порядок действий;
- поможет не стать жертвой обмана и противостоять давлению со стороны мошенников в случае подставного ДТП;
- окажет квалифицированную помощь в судебном разбирательстве.
Аварийный комиссар – посредник не только между сторонами ДТП и ГИБДД, он представляет интересы водителя в страховой.
Его квалификация гарантирует, что все документы будут оформлены юридически верно, а значит, клиент получит страховую компенсацию а пределах максимальных сумм, а к виновнику не страховая не применит регрессное требование.
Лимит выплат
В ст.7 ФЗ «Об ОСАГО» установлен размер максимальной выплаты по ОСАГО:
- в размере 500 тысяч рублей для каждого из потерпевших, жизни и здоровью которых был причинен вред;
- 400 тысяч рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего.
Регресс
Регресс в страховых отношениях — обратное требование, когда СК взыскивает с виновника денежные средства, которые были выплачены пострадавшей стороне. На практике вместо регресса применяется термин «суброгация».
Сначала страховая компания должна компенсировать причиненный ущерб и только затем выдвинуть виновнику регрессные требования.
Право на регресс к виновному возникает у СК, если имеются основания, указанные в ст.14 ФЗ «Об ОСАГО».
Наиболее часто встречающимися нарушениями являются:
- СК не получила извещение о ДТП от виновной стороны;
- ТС не было предоставлено для осмотра и экспертизы в течение 5 дней;
- виновник начал осуществлять ремонтные работы ТС или утилизировал его в течение 15 дней.
Квалифицированная помощь аварийного комиссара поможет избежать регресса.
Внимание! Стоит проявить бдительность в тех случаях, когда аварком представляет интересы СК, являясь ее сотрудником, поскольку специалист будет действовать исключительно в интересах страхователя.
Бывают случаи умышленного нарушения аваркомом процедуры оформления документов или ситуации, когда переданное специалисту извещение не дошло до страховой в установленный срок.
Для того чтобы обезопасить себя при сотрудничестве с комиссаром соблюдайте простые правила:
- осуществляйте передачу документов в присутствии свидетелей;
- используйте фото и видео материалы в качестве доказательства своей правоты;
- попросите со специалиста расписку о факте получения вашего комплекта документов.
Оформление ДТП
Ст. 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ описывает упрощенный порядок оформления ДТП путем составления Европротокола без присутствия сотрудников ГИБДД.
Такой способ возможен при соблюдении следующих условий:
- участниками ДТП являются не более двух автомобилей;
- отсутствуют пострадавшие;
- материальный ущерб не превышает 400 тысяч рублей;
- оба водителя имеют действующий страховой полис;
- стороны не имеют разногласий.
Аварком поможет оформить необходимые документы и проинструктирует участников об их дальнейших действиях.
Стоит помнить, дорожный комиссар не может заменить сотрудника ГИБДД и исполнять его функционал. Поэтому в других случаях вызов инспекторов обязателен.
Аварийный сертификат
Осмотрев место происшествия, опросив участников и свидетелей, аварком составляет документ — аварийный сертификат, подтверждающий характер, размер и возможные причины нанесенного застрахованному имуществу ущерба, который содержит:
- схему дорожного происшествия;
- фотографии и видео об инциденте;
- данные сторон ДТП;
- заключение, с указанием деталей конкретного страхового случая.
На основании этих данных страховщик проведет оценку полноты и достоверности деталей происшествия и решит вопрос об отказе в выплате или о ее назначении и сумме.
Внимание! Перед подписанием отчета комиссара, внимательно ознакомьтесь с его содержимым. Обратите особое внимание на правильность контактных данных участников, повреждений автомобилей, обстоятельств происшествия и схемы ДТП.
Как вызвать
Существует несколько вариантов воспользоваться услугами аваркома:
- оформите годовой абонемент с фирмой, предоставляющей услуги дорожных комиссаров. Вы сможете воспользоваться помощью неограниченное количество раз за указанный период;
- заключите договор со страховой компанией. Эта опция предоставляется бесплатно при оформлении расширенного полиса ОСАГО;
- найдите организацию, предоставляющую услуги в экстренном режиме.
Сколько стоит
- Покупая страховой полис КАСКО, данный сервис может предоставляться либо бесплатно в рамках заключенного договора либо как отдельная платная опция.
- Услуги аваркома не регулируется законодательством, поэтому каждая компания устанавливает свои цены.
- Перед вызовом дорожного комиссара обсудите и другими участниками аварии:
- необходимы ли услуги аварийного комиссара;
- указан ли сервис аваркома в пунктах действующего договора страхования;
- порядок распределения оплаты работы комиссара.
Кто должен платить
Деятельность служб аварийных комиссаров является коммерческой, поэтому законодательно не установлены правила оплаты услуг эксперта. На практике расходы за работу аваркома несет та сторона, которая обратилась за услугами.
- В большинстве случаев за помощью к специалисту обращается автовладелец чей автомобиль пострадал в аварии по вине другого участника ДТП поскольку он наиболее заинтересованный в квалифицированной помощи.
- Водитель, признавший вину, принимает на себя расходы на аваркома, чтобы урегулировать неприятную ситуацию.
- Компромиссный вариант — виновник происшествия и пострадавший оплачивают услуги дорожного комиссара в равных долях.
- Некоторые страховые компании, стремясь повысить лояльность клиентов, предоставляют услуги службы аварийных комиссаров бесплатно.
Кто оплачивает эвакуатор
Закон «Об ОСАГО» возлагает на страховую обязанность компенсации расходов, которые возникли из-за страхового случая, например, оплата эвакуатора (ст.12 ФЗ «Об ОСАГО).
Если лимит выплат исчерпан, потерпевший имеет право компенсировать дополнительные расходы за счет виновника ДТП.
Если нет ни ОСАГО, ни КАСКО, попробуйте на месте договориться с виновником о возмещении расходов. В случае его несогласия, оплатите сами, а затем возместите расходы через суд.
Резюме
Перед принятием решения о вызове аваркома, учтите:
- Аварийный комиссар поможет в оформлении документов, представит интересы в страховой, оформит ДТП по Европротоколу без присутствия ГИБДД и выполнит другие услуги в соответствии с регламентом;
- вопрос о вызове аваркома и расходах на оплату его услуг решается сторонами заранее;
- воспользоваться услугой может каждый заинтересованный водитель отдельно;
- стоимость услуги у каждой компании разная. Иногда эта опция входит в цену полиса;
- если у кого либо из участников происшествия имеется расширенный полис ОСАГО или КАСКО, по условиям которого выезд аваркома бесплатный, вызывайте комиссара по телефону предоставленному страховой компанией;
- перед подписанием аварийного сертификата обязательно проверьте документ на отсутствие неточностей.
Действия при ДТП: как оформить, вызов комиссара, что делать после оформления
Если неправильно вести себя после ДТП — можно нарваться на штраф, получить две недели ареста или лишение прав на полтора года. В этом материале разберем, как не попасть в такую ситуацию, что делать при дорожном происшествии с пострадавшими и без, зачем нужен аварком и куда обращаться после оформления аварии.
- Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
- Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
- С этим вопросом могут помочь 638 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >
Что делать сразу после ДТП?
ПДД различны для аварий без жертв и с ними. Для первого варианта возможна простая процедура оформления без вызова инспекторов — оформление европротокола.
Документ оформляется в трех экземплярах: два — для участников ДТП и один — сотрудникам полиции. Участники происшествия могут не уведомлять полицию об аварии (п.2.6.1 ПДД РФ).
Для этого им необходимо написать расписки об отсутствии претензий к другой стороне. Во втором случае вызываются сотрудники ГИБДД. Общие правила для аварии:
- немедленно остановиться, не учиняя препятствий для других автомобилей;
- узнать есть ли травмы у других;
- осмотреть транспорт;
- включить аварийку и выставить специальный предупреждающий знак;
- зарегистрировать подробности и последствия автомобильного столкновения.
Что делать при ДТП без пострадавших
Водители могут не обращаться в инспекцию, а самостоятельно зарегистрировать обстоятельства дорожного происшествия.
Для этого можно использовать фото и видео-съемку, делать схематические рисунки подробностей аварии (место, шоссе, особенности шоссейного покрытия, дорожные знаки, направление движения автомобилей или их расположение и другое). Нарисованную схему подписывают все участники происшествия.
Необходимо зафиксировать дефекты машины. В схеме аварии укажите сведения из водительских прав, страховок или грин карты. Далее водители должны убрать авто с проезжей части. Однако передвигать транспортные средства можно только после записи всех подробностей ДТП.
Если вы сделаете это перед регистрацией всех подробностей дела, страховые агенты могут не принять бланк извещения об аварии и потребуют справку из ГАИ. Получение документа может затянуться, потому что инспекторы будут рассматривать дело заново, в связи с новыми подробностями происшествия.
Если участники ДТП не имеют претензий друг к другу, они могут доехать в ближайшее отделение полиции и зафиксировать факт аварии там.
Или решить проблему на месте, предварительно написав расписки о данных обязательствах друг другу. После аварии невиновный водитель может обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации в течение пяти дней.
Агентам лично или почтовым письмом вместе со списком прикрепленных бумаг необходимо предоставить:
- извещение об аварии;
- заявление о страховой компенсации;
- паспорт владельца авто;
- полис ОСАГО;
- банковский счет;
- документы об оплате услуг экспертов, эвакуатора;
- водительское удостоверение.
Опытные водители советуют перед отправкой бумаг агентам пройти независимую экспертизу. Это поможет вам проконтролировать, чтобы автосервисы, которые сотрудничают с вашей страховой службой, намерено не занизили сумму ущерба.
Что делать, если авария с пострадавшими или погибшими людьми
Правила дорожного движения устанавливают, что если при столкновении есть пострадавшие, водитель должен:
- вызвать скорую и полицию;
- до момента прибытия служб оказать первую помощь другим участникам;
- в особых случаях организовать доставку участников ДТП в ближайший медпункт: самостоятельно или на попутном автомобиле.
В медицинскую организацию необходимо сообщить лично или через водителя свои данные, номер автомобиля и водительских прав. И вернуться к месту происшествия. Дождаться сотрудников полиции.
Зафиксировать все подробности происшествия с помощью видео и фотосъемки, схематичных рисунков: положение автомобилей, направление движения, подробности инфраструктуры, сохранить контакты очевидцев аварии.
После этого необходимо освободить проезжую часть.
Вызов аварийного комиссара без вызова ДПС
Аварком исследует участок ДТП, фиксирует дефекты машин, детали аварии, снимает копии водительских документов, опрашивает очевидцев, собирает их контакты, оценивает стоимость ущерба и составляет отчет специалиста о ДТП — документ, подтверждающий повреждения транспорта и причины их получения.
Помогает автомобилистам оформить расписку, объяснительную и заявление начальнику ГИБДД округа, в котором произошла авария.
Чтобы вызвать независимого аваркома, можно обратиться в любую специализированную компанию. Позаботьтесь об этом заранее и всегда держите при себе контактный номер аваркома. Оплату услуг независимого специалиста вы совершаете самостоятельно.
Однако, перечень его услуг шире, чем у комиссара вашей страховой службы — от оформления аварии до доставки вас домой и психологической помощи. При этом комиссар отстаивает ваши интересы. Вызов комиссара оправдан, если вы теряетесь в стрессовых ситуациях. Специалист оформит происшествие вместо вас.
Полезными услуги аваркома будут также, если вы подозреваете второго участника ДТП в мошенничестве. Обычно специалист легко может вычислить подобные аферы.
Неоплачиваемый вызов комиссара возможен, если вы приобрели расширенную версию ОСАГО или КАСКО. Внимательно изучите свое страховое соглашение: указано ли там, что аварком оказывает услугу бесплатно в рамках полиса или его работа оплачивается отдельно.
Некоторые страховки содержат пункт о том, что компенсация за аварию возможна, только если на место происшествия был вызван комиссар. Другие агенты при поступлении заявки самостоятельно решают, необходим ли вам вызов аваркома.
Комиссар от страховой организации защищает ее интересы и способствует уменьшению предполагаемой суммы выплаты.
Внимательно изучите заявление специалиста об аварии. Уточняйте подробности дела, спорные формулировки, дополнительные комментарии специалиста. Страховые агенты при определении компенсации будут опираться на отчет комиссара, сверять его с информацией ДПС и медработников.
Что делать после оформления ДТП
Если вы оформили Европротокол, вы направляете его в свою страховую службу в течение пяти рабочих дней. Потерпевший направляет агенту список документов, который мы указали выше. Со всех документов необходимо снять копии, чтобы в случае разногласий с агентами, направить данные бумаги вместе с претензией их управляющему.
Если документы не были оформлены у сотрудников полиции, по требованию страховых служб, водители должны предоставить свое транспортное средство для экспертизы в течение двух недель после ДТП. Если виновный в происшествии имеет полис ОСАГО, его агенты компенсируют убытки пострадавшим.
Законодательно установлен максимум в 400 000 рублей каждому потерпевшему. При наличии травм, максимальная компенсация составляет полмиллиона рублей. Однако виновник происшествия самостоятельно оплачивает ремонт своего автомобиля.
Если виновник не известил страховых агентов об аварии, он возмещает им все денежные средства, потраченные службой на компенсацию ущерба пострадавшей стороне. Такая процедура правоправна, если автор аварии в течение пяти дней после ДТП не известил агентов о случившемся.
Процедура регресса возможна также, если владелец не представил свою машину на экспертизу в течение пяти дней после просьбы агентов и начал ее ремонт, не дождавшись двух недель после аварии. Однако прежде агенты должны отстоять свое право на возврат потраченной суммы в суде.
Если зачинщик аварии не имеет полиса, он должен выплатить компенсацию самостоятельно после письменной претензии пострадавшего. Если он игнорирует просьбы, пострадавший может обратиться с исковым заявлением в суд, спустя месяц после получения претензии ответчиком.
Заявление на компенсацию подкрепляется заключением экспертов о полученном ущербе, справкой из медучреждения при получении травм, извещением о ДТП, информацией аварийного комиссара, копией расписки, если стороны давали друг другу письменные обязательства после происшествия.
Исковая давность для таких дел — три года с момента получения последней претензией ответчиком.
Самостоятельно спорить с агентами сложно. Они всегда могут найти причины снизить размер компенсации или отказать в ее выплате вовсе. Обратитесь к юристу, который сможет представить ваши интересы страховым службам, если по каким-то причинам они не хотят выполнять свои обязательства.
- Страховые юристы и адвокаты