Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты

Система правопорядка в России устроена таким образом, что большинство граждан стараются максимально отстраниться от любых контактов с представителями данных структур. Однако в случае с инспекторами ГИБДД такие встречи могут быть систематическими, при этом добросовестность автовладельца на частоту контактов влияет лишь отчасти.

Так или иначе, важно знать, как разговаривать с гаишниками в любой ситуации. Полномочия инспектора вовсе не дают ему прав на совершение противозаконных действий – это главное, что следует помнить в беседах с представителями дорожных служб.

Но есть и другие нюансы, знание которых позволит защитить себя и свое транспортное средство от злоупотреблений со стороны гаишников.

Если нарушено правило ПДД

Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты

Для начала важно отметить, что независимо от того, было нарушение или нет, сотрудник должен представиться, предъявить документы и сообщить основания, по которым произведена остановка машины. Если было совершено нарушение, то инспектор обязан выписать штраф. На этом моменте следует остановиться подробнее, чтобы прояснить, как правильно разговаривать с гаишниками, если основания для составления протокола о нарушении действительно есть. К сожалению, большинство инспекторов начинают провоцировать водителей на дачу взятки. Это может выражаться фразами типа «ну, что будем делать?». Поддаваться на такой соблазн не стоит по двум причинам: дача взятки карается законом, и статистика, по которой несговорчивых водителей отпускают даже без штрафа. Как ни странно, бывают случаи, когда гаишники элементарно не хотят возиться с документами, а иногда оснований для штрафа просто нет, и единственное, что им остается, – отпустить водителя.

Если нарушения не было

Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты

Самая неприятная ситуация – это агрессивный сотрудник, который констатирует нарушение, хотя на самом деле его не было. Конечно, в большинстве случаев добросовестные инспекторы отпускают автовладельцев, но так бывает не всегда. В напряженной обстановке следует не только вспомнить о том, как разговаривать с гаишниками, но и быть готовым к следующим действиям:

  • Оставаться в машине и не выходить из нее (даже передавать документы водители имеет право, сидя в машине). Это важно для психологического комфорта.
  • При первых признаках странного поведения инспектора необходимо включить запись видеорегистратора или телефона – это подготовка доказательств на случай дальнейших разбирательств.
  • Привлечь свидетелей к происходящему.

Все описанные действия требуются для того, чтобы подтвердить возможное злоупотребление полномочиями со стороны инспектора. Как правило, тон, в котором ведется разговор с гаишниками, дает уже на первых минутах понять рамки законности, в которых они действуют. Поэтому не стоит игнорировать возможности фиксации происходящего на камеру.

Если нет прав

Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты

Наверное, каждый водитель хоть раз в жизни, но оставлял права дома. Ситуация неприятная, но и здесь можно или нарваться на крупные финансовые потери, или потерять несколько часов, но избежать грозящих санкций. На этот раз многое зависит именно от инспектора, а закон довольно суров к забывчивым автолюбителям. Для понимания того, как надо разговаривать с гаишниками, если прав на руках нет, следует учитывать два момента. Во-первых, максимальное наказание может обратиться в виде штрафа в 500 руб. (за отсутствие прав) и нескольких тысяч за содержание машины на штрафстоянке. Во-вторых, наказания можно избежать, если документы будут предоставлены до того как автомобиль будет эвакуирован. Иными словами, задача водителя – максимально толково пояснить гаишнику ситуацию и написать ему ходатайство с прошением о том, чтобы предоставить 1-2 часа на доставку прав.

Жалоба на гаишника

Хотя в России практика подачи жалоб на дорожных инспекторов не распространена, ее польза в случае удовлетворения позволит и недобросовестного сотрудника наказать, и, возможно, снять с себя риск наказания.

Но писать жалобу необходимо только в случаях, если действительно для этого есть веские основания. Это может быть использование неисправных измерительных приборов, отказ в предоставлении документов, некорректно составленный протокол и т. д.

Учитывая описанные правила того, как нужно разговаривать с гаишниками в напряженной ситуации, следует еще на месте остановки собрать максимум доказательств, которые сделают жалобу убедительнее.

Для этого опять же используются фото- и видеоматериалы, а по возможности и свидетельские показания. Отправить составленную жалобу можно начальнику местного отделения ГИБДД, в суд или прокуратуру.

Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты

Нормативные правила взаимоотношений

Примечателен и взгляд с другой стороны на взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и автовладельцем. Поведение инспектора регулируется правилами, которые прописаны в регламенте МВД.

Согласно им гаишник должен проявлять уважение к гражданским лицам, а также быть решительным и принципиальным в обеспечении правопорядка.

Чтобы понимать, как разговаривать с гаишниками, важно учитывать названные предписания установки, но не забывать, что люди разные, и к каждому сотруднику требуется индивидуальный подход.

Продолжая тему обязанностей инспекторов, стоит отметить и еще несколько положительных моментов. Любые ограничения, накладываемые на водителя, должны сопровождаться разъяснениями. В конфликтных ситуациях гаишникам предписано деликатно относиться к нарушителям, давая им возможность успокоиться и в то же время обстоятельно пояснять причины их остановки.

Заключение

Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты

Универсальных правил и рекомендаций, которые позволят из любой встречи с гаишником выйти с минимальным набором проблем, не существует. С одной стороны, это невозможно, если действительно есть серьезные нарушения, а с другой – многое зависит от личности конкретного сотрудника, предсказать поведение которого тоже нельзя. Но можно идти от обратного и привести ряд примеров того, как разговаривать с гаишниками не стоит. Любое проявление грубости не способствует мирному и благоприятному разрешению спорной ситуации. Даже если водитель прав, опытный инспектор в конфликтной ситуации постарается сделать все от него возможное, чтобы насолить автовладельцу. Но при этом не следует и проявлять чрезмерное доверие к гаишникам – нечистые на руку сотрудники это чувствуют, и нередко пользуются тем, что водители не знают своих прав.

«Не надо нам тыкать». Инспекторы ГИБДД рассказали, как с ними общаться :

Встреча с инспектором ГИБДД может доставить множество неудобств водителям, даже если они не нарушали правила. В беседе с корреспондентом Autonews.

ru несколько полицейских анонимно объяснили, как не вызвать лишних подозрений, рассказали, чего не стоит говорить, и даже раскрыли несколько хитростей.

Если следовать их советам, общение с полицейским не займет больше 40 секунд. Если вы, конечно, не злостный нарушитель.

Совет №1: общайтесь вежливо, но кратко

«Поводов для остановки автомобилиста у инспекторов два: он видит, что водитель нарушил ПДД, или проводится спецмероприятие. Например, «Нетрезвый водитель», «Перехват» и другие. Если мы остановили водителя для проверки и видим, что он не нарушал ПДД, пристегнут, вежливо предоставил документы, вся процедура займет всего несколько секунд», — рассказал инспектор ГИБДД.

По его словам, водитель должен отвечать спокойно — иначе возникнут подозрения. «Есть такие люди, которые любят нахамить или сразу начинают говорить с инспекторами на «ты», будто мы друзья или старые знакомые.

В ответ на фразу «Вот, держи» может последовать полная проверка автомобильной истории водителя на предмет неоплаченных штрафов — кто хамит в жизни, может точно так же вести себя и на дороге», — объяснил полицейский.

Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты

 РБК

Он уточнил, что после визуальной проверки обычно инспекторы ГИБДД смотрят на то, как ведет себя человек, как отвечает на вопросы. Говорить он должен уверенно, не задумываясь. Если человек врет, он будет подбирать слова, думать, какой ответ будет лучше, начинают бегать глаза, руками он будет перебирать документы.

«Некоторые на простой вопрос о наличии страховки могут начать рассказывать целые истории — это лишнее. Если вам нечего скрывать, нужно говорить коротко и по делу», — посоветовал полицейский.

Совет №2: не шутите об алкоголе

«Отвечая на вопросы, шутить о наркотиках, алкоголе, о том, что вы перевозите трупы в багажнике, не стоит. Сотруднику ГИБДД нужно делать свою работу, а вы таким образом тратите его время, — объяснил другой инспектор. — Те, у кого с чувством юмора не очень, могут просто начать проверять ваши утверждения.

Ведь если вы сознаетесь, даже в шутку, что пьяны, это вполне себе реальный повод для проверки. Вас могут и в трубочку попросить подуть, и, возможно, даже предложат проехать на медосвидетельствование — кто знает, с чего вы такой веселый. Ведь все хорошо понимают, что помимо алкоголя есть еще и наркотики».

Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты

 РБК

Совет №3: не выходите из машины

«Некоторые водители, чтобы понравиться инспектору, начинают выходить из автомобилей, — рассказывает полицейский. — Но этого делать не надо: нарушение простых правил безопасности. Водитель может открыть дверь, инспектору придется отойти, а мимо может проезжать какой-нибудь неопытный водитель — стоять на проезжей части не стоит.

Остановитесь там, где вам указал полицейский, опустите стекло и общайтесь так. Если документы оказались в сумке в багажнике, скажите об этом прежде, чем начнете открывать дверь, чтобы не вызывать лишние подозрения и мысли о том, что вы хотите скрыться. Есть и другая крайность — общаться через щелочку в окне.

Читайте также:  Утилизация автомобилей: программы, условия и порядок процедуры

Это, во-первых, невежливо, а во-вторых, инспектор может подумать, что так вы скрываете запах алкоголя. А значит, это лишний повод для проверки».

Совет №4: снимайте полицейских на видео, но не нервируйте их

Инспекторы рассказывают, что иногда водители, которые действительно что-то нарушили, пытаются вывести их на конфликтную ситуацию, спровоцировать на грубость, чтобы потом снять про это видео. Но сейчас, как они утверждают, напугать кого-либо съемкой уже трудно.

«Люди пытаются себя выгородить, думают, если достать телефон и начать снимать происходящее, сотрудники ГИБДД не захотят связываться и сразу отпустят. Но такое поведение уже никого не шокирует — подобных случаев тысячи. Конечно, когда первый раз встречаешь такого «оператора» — теряешься.

Особенно молодые инспекторы, им становится некомфортно, они начинают путаться в статьях. Но со временем вырабатываются нужные навыки.

Потому, когда действительно происходит нарушение закона, это лучше сразу записывать, но намеренно раздражать инспектора таким поведением без повода не стоит», — объяснил полицейский.

Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты

  •  РБК
  • Советы адвоката:
  • №1: улыбайтесь

Адвокат Александр Леманн в беседе с Autonews.ru рекомендует всем водителям быть с инспекторами доброжелательными и не провоцировать их на конфликт. «Будьте предельно корректны, — посоветовал эксперт. — Инспектор — это не только должностное лицо, но и человек, у которого тоже могут быть стрессовые ситуации.

Если вам задают провоцирующие вопросы, а не пили ли вы, а что-то вы какой-то уставший, а не употребляли ли вы сильнодействующие лекарства, не вступайте в эту игру, отвечайте коротко и ясно, что нет. Если ваша трезвость вызвала сомнения, соглашайтесь пройти все процедуры, но только официальным способом.

Не надо дуть инспектору в нос, фуражку или ладошку — просите все оформить и провести медосвидетельствование по закону».

№2: не пререкайтесь

Леманн советует лишний раз не спрашивать у инспекторов о поводах для проверки: во-первых, они всегда найдутся, а во-вторых, вопросы могут вызвать лишнее раздражение.

«Инспекторы ГИБДД обязаны ловить нарушителей. Если они не будут делать выборочных проверок, то как им еще вычислить недобросовестных водителей? Они делают свою работу. То же самое они делают, когда задают вопросы с подвохом: а что-то у вас глаза красные, а не пьяны ли вы, а когда последний раз пили.

Делается это для того, чтобы считать с водителей информацию. Как в случае с детектором лжи. Если водитель знает, что он пьян или что у него есть остатки алкоголя в крови после бурной ночи, он отреагирует. Глаз дернется, руки задрожат, появится испуг во взгляде — инспекторы это заметят.

Поэтому тут лучше без лишних пререканий, вежливо, со сдержанной улыбкой кратко ответить, что вы в порядке. А вот если вас попросят без понятых открыть багажник или вывернуть карманы — тут уже повод для вежливого отказа.

Скажите, что согласны на эти процедуры, но только если будут выполнены все надлежащие меры: будет вестись видеосъемка или же будут привлечены двое понятых и составлен протокол».

Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты

  1.  Sergey Kovalev / Global Look Press
  2. №3: стойте на своем, если ваши права нарушают
  3. Если же водителю кажется, что его права нарушают, адвокат также советует не развивать конфликтную ситуацию, а вежливо объяснить последствия противоправных действий инспектора.

«Сохраняйте спокойствие, — говорит Леманн. — При первых подозрениях, странных, на ваш взгляд, просьбах, включите диктофон на мобильном телефоне. Постарайтесь это не афишировать: если начать снимать инспектора на видео, это может вызвать прямую агрессию, не надо провоцировать их лишний раз.

Предупредите инспектора, что его действия могут быть незаконны, попросите придерживаться правового поля, вежливо намекните, что все это может привести к жалобе в вышестоящие инстанции. Но ни в коем случае не угрожайте и не переходите на личности. Тогда конфликт может быть улажен гораздо быстрее».

Памятка водителю при общении с ДПС

Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты

Порядок на дорогах общего пользования напрямую зависит от того, насколько правильно общаются участники движения с инспекторами дорожно-патрульной службы. Чтобы заранее предупреждать неприятные ситуации и отстаивать свои права, нужно знать, как корректно коммуницировать с людьми в погонах. По этому вопросу есть юридические нормы, а также практические наработки, которые являются краткой памяткой водителю при общении с ДПС. Как всегда, начинать нужно с законодательства, то есть теории.

Общение с точки зрения буквы закона при факте нарушения ПДД

Во-первых, обе стороны общения являются равноправными, поэтому автовладелец обязан учтиво относиться к госслужащему. А тот, в свою очередь, должен быть не менее вежливым, учтивым и объективным.

При этом в разговоре не должно быть личной неприязни, не говоря уже о негативном влиянии плохого настроения. Нарушение этого «железного» закона со стороны водителя – имеется в виду хамство, употребление матерных слов и пр.

– причем независимо от того, были или не были нарушены Правила, плохо отразится в первую очередь на нем же.

Наказание за оскорбление госслужащего:

  если посторонних лиц и свидетелей не было – административный штраф до 2 500 руб., альтернативный вариант предполагает арест на 15 суток;

  наличие посторонних граждан увеличивает размер наказания до 40 000 руб. или 360 ч исправительных работ. В отдельных случаях срок исправительных работ может составлять 12 месяцев.

 Поэтому при потенциально совершенном ДТП с работником ГАИ лучше не спорить, а водителю следует заполнить свою часть протокола.

При этом у автовладельца 2 варианта: согласиться со своим нарушением и дать подпись о том, что штраф будет выплачен в течение 70 суток, либо не признаваться в правонарушении, и оспорить его в течение 10 суток.

Во втором случае следует постараться собрать доказательную базу о своей невиновности.

Однако бывают случаи, когда владелец машины абсолютно уверен в своей невиновности, а постовой, мягко говоря, в беседе мало похож на работника ДПС. Здесь остается только одно – постараться вести себя как можно более спокойно и уверенно. И, разумеется, не совершать ответных выпадов, иначе в дальнейшем отстоять свою правоту в суде будет гораздо труднее.

Общение на практике

Как вести себя с инспектором ГИБДД, знают все опытные водители, а новички, как правило, совершают массу ошибок. Например, останавливаются не сразу или не на конкретное место, указанное инспектором. Такие действия зачастую трактуются как отказ в остановке и караются штрафом, хотя есть четкий, годами выработанный алгоритм остановки по всем правилам.

  Сразу же после отчетливого сигнала автоинспектора водитель обязан немедленно остановиться. При этом сотрудник ГАИ тоже обязан указать конкретное место остановки транспортного средства.

  Если автомобиль останавливается в сумерках или ночью, водителю можно вести общение с закрытой и даже заблокированной дверью – это прописано законодательно.

  Самые предусмотрительные автовладельцы перед остановкой включают диктофон и надиктовывают время и место, где их «тормознул» гаишник. Также для этих целей можно использовать видеорегистратор, однако у диктофона есть преимущество – его можно спрятать в кармане. И нужно помнить, что в случае несогласия обе стороны имеют право использовать аудио- и видеоаппаратуру.

  Стандартная памятка водителю при общении с ДПС также рекомендует, что для общения боковое окно нужно приоткрыть и записать или запомнить ФИО сотрудника ГИБДД, его звание и номер жетона.

После своего представления человек в погонах обязан уведомить, что является причиной остановки. И только после этого, согласно закону, он имеет право потребовать у водителя документы.

Однако нужно всегда помнить, что совсем не обязательно водительское удостоверение или техпаспорт на машину передавать в руки – их можно приложить к стеклу или просто показать в окошке.

Если же другая сторона в приказном порядке требует передать документы, то такие требования можно законно опровергать.

  • Кстати, перечень причин для остановки тоже строго регламентирован, и его тоже лучше знать досконально:
  •   нарушение ПДД водителем или пассажирами в машине;
  •   проверка документов у шофера;
  •   предположение, что данное транспортное средство угнано и находится в розыске;
  •   предварительная информация, что автовладелец или пассажиры являются инициаторами аварии или другого противоправного поступка;
  •   оказание помощи инспектору ГИБДД либо другим участникам дорожного движения;
  •   если водитель или пассажиры были свидетелями ДТП – необходимость их опроса;
  •   уведомление о запрете дальнейшего движения либо иная информация, относящаяся к безопасности пути.

Нужно знать! Если инспектор предлагает просто выйти из машины, то водитель имеет право отказать в этом. Чтобы потребовать такие действия, человек в погонах обязан предъявить веские доводы, в числе которых:

  1.   техническая неисправность автомобиля, подлежащая немедленному устранению;
  2.   намерение сотрудника провести досмотр – но, опять же, для этого должны быть веские причины;
  3.   подозрение в том, что водитель либо пассажиры нетрезвы или являются нарушителями закона;
  4.   намерение привлечь автовладельца в качестве понятого;
  5.   автоинспектор уверен, что водитель представляет для него угрозу.
Читайте также:  Открытое хищение чужого имущества: статья 161 ук рф, квалифицирующие признаки и ответственность

Очевидно, что этот список довольно неоднозначен и «размыт». Поэтому чисто с психологической точки зрения, для создания комфортной атмосферы лучше беседовать вне пределов салона машины.

Однако что касается предложения пересесть в автомобиль ГАИ, то его допустимо элементарно проигнорировать.

Причем все сидящие в машине люди – законные свидетели, имеющие полное право присутствовать как при общении с представителем ГИБДД, так и заполнении протокола.

Что обязан выполнять сотрудник ДПС?

Во-первых, когда автомобиль останавливается за нарушение правил, то работник ГАИ обязан указать пункт ПДД, который был нарушен. Во-вторых, когда целью остановки стало участие водителя и пассажиров как свидетелей и понятых, представитель ДПС  должен кратко и доходчиво проинформировать граждан об их правах в данном качестве.

Правила поведения инспектора ГИБДД предписывают предъявить служебное удостоверение, если его действия водитель посчитал неправомерными или госслужащий  не сумел назвать конкретный пункт ПДД, который якобы нарушен.

Также водитель имеет право записать данные постового. А тот, в свою очередь, обязан назвать телефоны, по которым автовладелец может обратиться для обжалования действий инспектора.

Иногда инспекторы просто называют номер дежурного, который имеет законное право принять жалобу – и это вполне допустимо.

Нарушения, совершаемые инспекторами Госавтоинспекции

  •   Отсутствие нагрудного знака – это крайне грубое нарушение.
  •   Передвижение в рабочее время не на служебном транспорте.
  •   Намеренное сокрытие автомобиля из вида – за кустами, деревьями, домами и пр.

  Отсутствие на служебном транспорте проблесковых маяков. Если при этом «гаишный» автомобиль припаркован в запрещенном месте либо нарушены другие пункты ПДД, инспектор должен отвечать по закону как обычный водитель.

  Предъявление автовладельцу не существующих в законе правонарушений или их придумывание «на ходу». В таких случаях водителю следует сделать в протоколе пометку «сержант ФИО вымогает деньги». Тогда вероятность того, что такому протоколу не будет дан ход, почти стопроцентная.

  Довольно редкое явление, но оно тоже имеет место – чрезмерная агрессия сотрудника дорожно-постовой службы. Здесь все просто: водителю нужно позвонить в службу доверия либо подать заявление в вышестоящую инстанцию.

Грамотное заполнение протоколов – основа вашей защиты

В вопросе, как вести себя, если остановил инспектор ГИБДД, в плане составления документов о нарушении, есть «золотое» правило: вину должен доказывать представитель органов, а не наоборот, автовладелец свою невиновность. Во-вторых, объяснения, как и подпись водителя в протоколе – его право, но не обязанность.

Соответственно, когда в протоколе в определенной графе есть слова «Подпись нарушителя», то слово «нарушителя» следует зачеркнуть и надписать сверху «водителя» . Это весьма важный момент, который означает, что владелец автомобиля опровергает свою виновность.

Также, при наличии свободного места, лучше написать «не согласен» – и тогда при дальнейшем разбирательстве будет ясно, что человек за рулем с самой первой минуты не соглашался с действиями инспектора.

А чтобы в строчке, «свидетели» со временем не появились непонятно откуда взявшиеся ФИО, в пустой графе рекомендуется поставить широкую подпись, чтобы не осталось свободного места. Также нужно знать об особенностях конкретных видов протоколов.

 Нарушение скоростного режима. Как сказано выше, инспекторы должны доказывать превышение допустимой скорости. И если водителю предъявляется «фен» с непонятными цифрами – можно смело опротестовывать протокол. Потому что на радаре должно быть указано, что скорость фиксировалась именно по данному автомобилю, и что показатели снимались именно сейчас, а не на прошлой неделе.

 Непристегнутый ремень. Как правило, он выходит на передний план, когда у сотрудника ГИБДД закончились аргументы в пользу другого, более тяжелого правонарушения.

Однако езду без ремня тоже нужно доказать – предъявить видеозапись или свидетелей, причем сразу же. Если этого нет, то можно просто заявить: «Да, конечно, непристегнутым водить нельзя.

Но я снял ремень только что, пока вы шли к моему автомобилю»…

 Загрязненные знаки. По правилам 2019 года, запрещено управлять машиной с грязными номерными знаками, которые инспектору ГИБДД не видны с 20-метровой дистанции. Разумеется, в темное время суток.

Однако для фиксации этого нарушения требуется создавать условия, приближенные к заданным, чего на практике никогда не делается.

Поэтому, если водитель ведет себя уверенно и не заискивает, дело ограничивается просьбой протереть «табличку». И все – никакого штрафа.

Автоинструкторы всегда в курсе

Благодаря следованию памятке водителю при общении с ДПС  удается избегать штрафов, лишения прав и прочих неприятностей. Однако в России ПДД в последние годы меняются настолько стремительно, что даже профессиональные водители не всегда успевают их отслеживать.

И только частные автоинструкторы в Балашихе или другом городе, которые в силу своей принадлежности к «дорожным учителям» всегда в курсе последних событий, способны ежедневно штудировать законодательство.

Поэтому взять у них пару-тройку уроков – всегда только на пользу! 

10 правил общения с инспектором ГИБДД при остановке автомобиля —

Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты

Водители неоднократно сталкиваются с остановкой по требованию инспектора ГИБДД. Ситуация стрессовая и далеко не самая приятная. В такие моменты водитель реагировать может по-разному, особенно если причины остановки не объясняются. Кто-то начинает отшучиваться, кто-то угрожает, а другие, наоборот, молчат и впадают в ступор. Люди часто не знают как реагировать правильно, и этим могут усугубить свое положение практически на пустом месте.

Как не вызвать подозрений своим поведением и не “нарваться” на досмотр машины? Autonews пообщались с юристами и представителями дорожной полиции, и разработали 10 правил, как вести себя с инспекторами ГИБДД.

Не оспаривайте право остановки

У сотрудника полиции есть полное право остановить автомобиль. Возможно, у него появились какие-либо подозрения (например, что водитель в состоянии алкогольного опьянения), или водитель нарушил ПДД, или автомобиль проходит по ориентировке (например, машина скрылась с места ДТП).

Поэтому первое правило: при остановке автомобиля инспектором ГИБДД не спорьте. По крайней мере с первых минут. От того, что вы спорите, вас быстрее не отпустят, а наоборот проявят к вам больший интерес.

Передайте документы

Инспектор ГИБДД имеет законное право потребовать передать документы. Полицейский должен удостовериться, по крайней мере в том, что у вас есть действующие водительские права, и они не поддельные.

Отсюда второе правило, созвучное с первым: если просят передать документы, не вступайте в полемику. Это стандартная процедура.

Попросите документы

После остановки автомобиля инспектор ГИБДД обязан представиться – назвать свою фамилию и занимаемую должность.

Третье правило: Если сотрудник полиции не представился, вы имеете право попросить его предъявить служебное удостоверение.

Выходите по требованию

Инспектор ГИБДД имеет право потребовать водителя выйти из автомобиля, если у него возникло подозрение на счет состояния водителя. Эта мера нужна для того, чтобы убедиться, что водитель находится трезвом состоянии, у него нет нарушения речи и неустойчивости положения.

Четвертое правило: Выходите из автомобиля только по требованию. Самостоятельно проявлять инициативу не нужно, это может быть небезопасно. Общаться с инспектором можно и через окно автомобиля.

Осмотр или досмотр?

Осмотр и досмотр. Два созвучных слова, несущие разный смысл.Пятое правило: уточните, какую процедуру намерен производить полицейский.

Осмотр – это процедура, при которой сотрудник полиции не может проникнуть в салон автомобиля, самостоятельно трогать и доставать вещи. Но важно знать, что во время процедуры осмотра инспектор ГИБДД имеет законное право попросить водителя открыть багажник.

Досмотр – это более детальная процедура, при которой сотрудник полиции уже может извлекать вещи из салона и рассматривать их. При досмотре должны участвовать понятые, в составе, как минимум, 2 человек или должна производиться видеосъемка процесса. По итогу проверки обязательно должен быть составлен протокол досмотра.

  Как снизить расходы на машину?

Фамильярность – не лучшая тактика

Настоятельная рекомендация правозащитников и юристов – использовать в общении с инспектором “Вы”, а не “ты”. Сами сотрудники ГИБДД обращаются к водителям на “Вы”. Фамильярность в официальном общении недопустима и может вызвать негативную реакцию у инспектора.

Шестое правило: проявите уважение и доброжелательность при общении с сотрудником, обращайтесь к нему на “Вы”. Это способствует меньшему стрессу от процедуры проверки. Фамильярность и грубость могут “вдохновить” инспектора на более пристальное изучение вас и ваших документов. Старайтесь сохранять спокойствие.

Шутить можно, но осторожно

При остановке автомобиля инспектором ГИБДД некоторые водители начинают отшучиваться. Иногда шутки могут привести к дополнительному осмотру, так как сотрудник полиции обязан проверить любую информацию, которую сообщает водитель.

Читайте также:  ВЭД: что это такое, работа логистических компаний во внешнеэкономической деятельности, торговле

И если вы пошутите “Думаете, у меня заложник в багажнике?”, не удивляйтесь, что инспектор ГИБДД попросит открыть багажник для осмотра. Он обязан удостовериться, что там ничего нет.

А шутить про алкоголь приведет к процедуре освидетельствования.

Седьмое правило: Юмор допускается, но прибегать к нему нежелательно. Лучше проявлять остроумие в неформальных беседах.

Видеосъемка сотрудника без оснований

Да, видеосъемка сотрудника полиции законом не запрещается. Но стоит помнить и о человеческом факторе. Камера перед лицом автоинспектора доброжелательному общению не способствует, а лишь вызывает негативную реакцию.

Восьмое правило: снимайте автоинспектора и его действия только при необходимости. Например, если нужно зафиксировать дорожную обстановку или противоправные действия сотрудника ГИБДД.

Улыбайтесь, вас снимают

Девятое правило: при общении с автоинспектором помните, что это может фиксироваться на видеорегистратор.

Видеорегистраторы могут быть установлены как внутри автомобилей ГАИ, так и на форме самого сотрудника. Для чего это нужно? Как мы уже рассматривали ранее, процедура досмотра подразумевает обязательное ведение видеосъемки процесса.

Также это необходимо для освидетельствование состояния алкогольного опьянения водителя.Размещать эти видеозаписи в свободном доступе сотрудники ГИБДД не имеют права. Это считается нарушением частной жизни.

Записи с видеорегистраторов могут быть использованы только в качестве доказательств при рассмотрении административных дел.

“Звонок другу” – не аргумент

Заветные слова “да ты знаешь, кто я/мой друг/сват/начальник” – прямой путь к острому конфликту.

По словам самих инспекторов дорожной полиции, большая часть спорных случаев на дороге сопровождается угрозами водителей позвонить “кому надо”.

Как правило, к этому приему прибегают те, кто свою виновность осознает. Помимо повышения градуса агрессии в разговоре, угрозы еще и не помогают избежать наказания.

Десятое правило: не стоит угрожать сотрудникам ГИБДД своей должностью или влиятельными знакомыми/друзьями/родственниками.

5 грубых ошибок в разговоре с сотрудником ДПС

Остановка машины сотрудником ДПС зачастую вызывает у водителя волнение. С ходу выстроить диалог с инспектором получается не у всех. Риск переступить тонкую грань между легким недопониманием и жарким спором довольно велик. Уладить разногласия и сохранить эмоциональное равновесие поможет закон. Выясним, как себя вести с инспектором ГИБДД и можно ли избежать трений?

В пунктах 43 и 44 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России № 664 (ред.от 21.12.2017), описаны принципы, которых должен придерживаться сотрудник ДПС при общении с водителем.

К основным относятся: вежливость, тактичность, проявление спокойствия и выдержки, обращение исключительно на «Вы».

Среди прочего инспектор обязан воздерживаться от грубости, оскорбительных выражений и реплик, не быть заносчивым, не делать предвзятых замечаний.

Все эти правила работают и в обратную сторону, а значит крайне актуальны для каждого водителя. Даже если вы считаете, что ничего не нарушили, старайтесь вовремя умерить свой пыл и общаться c инспектором вежливо — так уладить все разногласия будет в разы проще.

Не требуйте

Материалы по теме

«Немедленно сообщите, почему вы меня остановили!» — не самая лучшая формулировка, согласитесь? А если добавить к подобному вопросу пренебрежительный, высокомерный тон, то каши уже явно не сваришь.

Инспектор обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, а также, если вы об этом попросите, показать удостоверение, затем сообщить причину и цель своего обращения (п.

 45 Административного регламента). В противном случае водитель может сам проявить инициативу и в вежливой форме попросить сотрудника ДПС представиться, а также пояснить причину остановки.

Главное — выражать свои просьбы тактично.

Не запрещено лишний раз уточнить или попросить инспектора дополнительно разъяснить свои требования,замечания, основание и причину, по которой ограничиваются права и свободы автомобилиста, суть нарушения и конкретную норму закона, на которую ссылается сотрудник ГИБДД (пп. 43, 45, 50 Административного регламента). Максимально доступно и недвусмысленно отвечать на вопросы водителя — прямая обязанность сотрудника ДПС. «Качать права» — не лучшее решение, куда продуктивнее общаться уважительно и опираться на конкретные нормы регламента.

Не забывайте о своих правах и обязанностях

Материалы по теме

Добрая половина дорожных споров с сотрудниками ДПС чаще всего возникает из-за банального незнания норм ПДД, КоАП,ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Административного регламента. Каждый, кто садится за руль, должен досконально изучить Правила дорожного движения (п. 11 Административного регламента и п. 1.3 ПДД).

Не менее важно знать и правила общения с инспектором ГИБДД. Нюансов много. К примеру, автомобилист не обязан в случае остановки авто сразу же покидать салон машины: достаточно опустить стекло со стороны водителя и ждать, когда инспектор подойдет к вам (п. 48 Административного регламента).

Правда, если есть объективные обстоятельства, по которым находиться на проезжей части и подходить к двери водителя для инспектора небезопасно, он может обратиться к водителю с противоположной стороны машины или действовать по ситуации.

Например, попросить открыть любое другое окно и даже предложить переместить машину в указанное им место (пп. 48 и 93.2 Административного регламента). Раздражаться, удивляться, спорить в таких случаях не стоит, ведь это право сотрудника ДПС, которым он может воспользоваться.

Кроме того, в определенных ситуациях инспектор вправе предложить автомобилисту выйти из авто.

Перечень случаев, в которых сотрудник ДПС может предложить покинуть салон авто:

  • наличие у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния (п. 93.1 Административного регламента);
  • проведение личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза (п. 93.1 Административного регламента);
  • проведение в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах (п. 93.1 Административного регламента);
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции (п. 93.1 Административного регламента);
  • если необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов (п. 93.1 Административного регламента);
  • когда поведение участника дорожного движения создает угрозу личной безопасности сотрудника (п. 93.1 Административного регламента);
  • занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов (п. 93.3 Административного регламента).

Еще один из важных аспектов касается документов. Передавая инспектору на проверку документы, нужно позаботиться о том, чтобы они были без обложек, удерживающих устройств, лишних предметов, денег и ценных бумаг (п. 53 Административного регламента). Знание основных правил поможет избежать недопониманий.

Не оправдывайтесь

Водитель бывает в корне не согласен с тем,что он нарушил ПДД. Что в таких случаях происходит чаще всего? Как правило, он либо оправдывается, либо красноречиво доказывает, что ничего не нарушал. Хотя первое, что нужно сделать, это потребовать доказательства своей вины. К примеру, данные фото- видеосъемки, на которых отчетливо зафиксировано нарушение. Помните, что водитель не обязан доказывать свою невиновность (презумпция невиновности), кроме случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (ст. 1.5 КоАП РФ).

Материалы по теме

Доказывать вину водителя должен сотрудник Госавтоинспекции. Поэтому достаточно корректно сообщить ему о своей невиновности и праве не свидетельствовать против себя (п. 1 ст. 51 Конституции).

Когда дело дойдет до составления протокола, водителю должны разъяснить права и обязанности, о чем делается отметка в документе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ). Оформляя саму бумагу, внимательно читайте каждый ее пункт.

В протоколе должно быть описано нарушение, которое водитель совершил, с обязательным указанием места и времени.

Проверьте дату, указание на место составления протокола, должность, фамилию и инициалы сотрудника ГИБДД, собственные данные и данные свидетелей, если таковые имеются (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Если ваше мнение по определенной ситуации идет вразрез с позицией инспектора, смело дополняйте документ своими объяснениями, замечаниями, аргументированно излагайте собственную точку зрения (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Ставьте прочерки в незаполненных строчках и обязательно снабдите протокол формулировкой «С нарушениями не согласен. ПДД не нарушал».

Корректно настаивайте на том, чтобы в документе фигурировал термин «водитель», а не «нарушитель». И не забудьте попросить копию протокола (ч. 6 ст. 28. 2 КоАП РФ).

Не теряйтесь, не робейте, не идите на конфликт, просто запомните, на что вы имеете право, и тактично настаивайте на своем.

Не будьте голословными

Спор без фактов лишен смысла. Старайтесь всегда подкреплять свою позицию ссылками на конкретные нормы. Когда вы апеллируете к букве закона, найти контраргументы крайне сложно. Скажем, если вас остановили и утверждают,что во время движения вы были не пристегнуты, то обязательно попросите инспектора ГИБДД предоставить фотографии или видео, на которых будет четко видно,что это так. Если доказательств нет, а упор сделан на то, что в момент разговора с инспектором вы не пристегнуты, то можно ссылаться на ст.12.6 КоАП РФ, в которой четко сказано, что пристегиваться нужно только во время движения автомобиля. Из чего прямо следует, что автомобилист может отстегнуться непосредственно после остановки машины, чтобы извлечь, к примеру, документы из кармана.

Материалы по теме

Если в машине есть видеорегистратор, который одновременно снимает и происходящее в салоне, и за его пределами, это подтвердит вашу позицию. Если же камеры нет, так же как и доказательств, а инспектор все равно настаивает на своем, попросите составить протокол и укажите все свои доводы, отметив, что прямых доказательств вашей вины нет.

Случаются также ситуации, когда замок ремня выходит из строя или рвется прямо в дороге (всякое может быть). В этом случае тоже не стоит паниковать.

Нужно объяснить сотруднику ДПС, что инцидент случился прямо в пути и вы направляетесь к месту стоянки либо СТО для устранения неисправности (п. 2.3.1 ПДД).

И наконец, если конструкцией вашей машины вообще не предусмотрено наличие ремней безопасности, то нарушения с вашей стороны также не будет (ст. 12.6. КоАП РФ).

Правовая грамотность поможет тактично разрешить массу спорных моментов, опираясь на конкретные факты, а не на голословные заявления. Общаясь с инспектором ГИБДД, не стоит идти на поводу у эмоций, какой бы ни была ситуация. Залог успешного диалога — вежливость и знание норм права.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *