Конвенции по охране промышленной собственности и авторского права

Конвенции по охране промышленной собственности и авторского права составляют основу юридической защиты системы интеллектуальной собственности. Эти нормативно-правовые акты во многом определяют содержание внутреннего законодательства.

Ратификация договоров служит дополнительной гарантией защиты правообладателей и означает, что приобретение российским резидентом изданного за рубежом и не охраняемого в РФ произведения, образца или изобретения является легальной сделкой.

Изменение обладателя объекта не влияет на охрану статуса права интеллектуальной собственности.

Система соглашений

Российская Федерация имплементировала большинство международных договоров в области авторского и смежного права. Все нормативно-правовые акты этой категории условно подразделяются на три группы. Критерием дифференциации служит предмет регулирования и цели:

  1. Соглашения, регламентирующие обязательства в области авторских прав. К этой группе относится Бернская конвенция, регламентирующая правоотношения, связанные с охраной художественных и литературных произведений; ВОИС; Женевская конвенция, предметом регулирования которой является авторское право.
  2. Международные договора, посвященные вопросам смежного права. Эта группа включает Римскую, Брюссельскую, Женевскую фонограммную конвенции и договор ВОИС.
  3. Соглашения международного уровня и двухсторонние договора, содержащие сведения по областям авторского, смежного права, охране объектов промышленной собственности. К этой категории относится соглашение государств СНГ; Мадридское соглашение, посвященное вопросу международной регистрации товарных знаков; Конвенция об учреждении ВОИС; Соглашение ТРИПС (TRIPS); Сингапурский договор, посвященный законам о товарных знаках; Парижская конвенция по вопросам охраны собственности промышленной категории.

Формирование и усовершенствование российской правовой базы во многом определяется Директивами ЕС и международной судебной практикой.

Содержание Бернской конвенции

Один из ключевых международных нормативных актов принят в 1886 году, после чего претерпел множество пересмотров. Это старейшая конвенция из всех соглашений, которые регламентируют вопросы авторского права.

Основная цель документа – обеспечение охраны работ в сфере искусств независимо от способа их выражения. Объектом вступают произведение живописи, литературные творения, фотографии и прочие результаты творчества. Конвенция базируется на трех основополагающих началах:

  • Принцип минимума стандартов: предоставление обязательной базы защиты авторских прав – безоговорочное условие для внутреннего законодательства стран-участниц.
  • Принцип автоматической охраны: предоставление защиты осуществляется без каких-либо условностей и формальностей.
  • Принцип национального режима: авторские права охраняются на территории других государств аналогично защите на территории собственной страны. При этом сравнение юридической защиты разных стран не разрешается.

Конвенции по охране промышленной собственности и авторского права

Соглашение наделяет авторов следующими правами:

  • осуществление перевода;
  • реализация путем проведения выставок своих работ;
  • публичные чтения;
  • право на вещание в теле и радио эфире;
  • любые преобразования своих работ;
  • возможность воспроизведения творений в любой законной форме;
  • передача прав на собственные произведения для их воплощения через кинематограф.

Это не исчерпывающий перечень прав. Конвенция наделяет страны-участницы возможностью расширения сферы правовой защиты и не ограничивает перечень прав только конкретизированными пунктами в документе.

В рассматриваемом документе долевое участие как право, предоставляемое для оригиналов работ, относится к факультативной категории и может применяться, если прописано в законодательстве страны-участницы.

Конвенция закрепляет положение о факультативных правах. Суть сводится к наделению стран, подписавших соглашение, возможностью самим определять – применять или нет юридическую защиту. Перечень произведений этой категории состоит из следующих пунктов:

  • промышленных образцов;
  • народного творчества;
  • всех категорий официальных текстов, включая судебные документы и их переводы;
  • прикладного искусства;
  • текстов устной категории, произносимых перед аудиторией на лекциях, семинарах, тренингах.

Конвенции по охране промышленной собственности и авторского права

Важно отметить, что Бернская конвенция предоставляет авторам не только имущественные, но и моральные права. Это положение регламентировано статьей 6 документа. На практике это означает возможность защиты авторов от любых видов посягательств на их работы.

Специфика документа проявляется в некоторых нюансах относительно исключительного права. Так, например, речи политиков и участников судебного процесса, дублирование статей в СМИ по вопросам текущего положения в мире и созданные записи для краткосрочного использования относятся к категории, подпадающей под минимальный уровень охраны.

К исключительным правам с минимальным уровнем охраны относятся цитаты и материал, используемый в целях обучения, а также, в определенных случаях, предоставление права пользования объектом интеллектуальной собственности другим лицам на безвозмездной основе.

Бернское соглашение предусматривает два случая принудительной лицензии, то есть ситуаций, вынуждающих авторов использовать свое право в соответствии с законом, а не самостоятельно распоряжаться на свое усмотрение:

  1. Запись музыкальных работ.
  2. Передача в эфир независимо от способа сообщения.

По сути Бернская конвенция является первым практическим шагом обеспечения защиты интеллектуальной собственности на международной арене. ЕЕ специфика заключается в регулировании узкого круга произведений в области науки искусства. На сегодняшний день соглашение имплементировано более чем 160 странами. Россия присоединилась к числу участниц в 1995 году.

Значение Всемирной конвенции по авторскому праву

Впервые документ с таким названием подписан в Женеве в 1952 году. Ее положения были пересмотрены в Париже в 1971 году. На сегодняшний день со Всемирной конвенцией по авторскому праву отождествляется вторая дата. Внесенные изменения послужили основой для пересмотра положений Бернской конвенции и во многом перекликаются по содержанию.

Принцип конвенции и основан на национальной защите, но в отличие от рассмотренного выше документа существенными отличиями являются следующие черты:

  • охране подлежат только те произведения, которые созданы после подписания соглашения конкретной страной;
  • имеют место некоторые формальности при проведении регистрационной процедуры, например, наличие знака, подтверждающего предоставление защиты;
  • в целом объем и уровень предоставляемой защиты ниже.

Роль конвенции фактически сведена к ее использованию в качестве базового документа в переходной период при принятии Бернской конвенции.

При этом спецификой является невозможность участия государства, подписавшего конвенцию в Женеве, одновременно в Бернской конвенции. На практике большинство стран сделало свой выбор в пользу второго варианта.

Всемирная конвенция сыграла роль ориентира и заполнила пробелы в законодательстве.

Специфика Римской и Женевской конвенции

Технический прогресс обусловил принятие в 1961 году Римского международного соглашения. Конвенция базируется на двух основных принципах – национальном режиме и минимуме допустимого уровня защиты.

Суть принципов сводится к обязанности страны-участницы предоставлять нерезидентам такие же права, как и собственным гражданам, независимо обеспечения родной страны нерезидента охраны таких прав. Одновременно граждане страны-участницы могут рассчитывать на одинаковый объем своих авторских прав в любом государстве, подписавшем соглашение.

В соответствии с положением конвенции под ее защиту подпадают следующие категории авторов:

  • исполнители радиовещаний;
  • их производители;
  • организаторы.

Важная характерная черта – предоставление защиты только тем записям, которые были сделаны после даты вступления страны автора в рассматриваемое соглашение. То есть применительно к Российской Федерации защита конвенции распространяется только на объекты авторского права, созданные после 2003 года (даты имплементации Россией соглашения).

По-сути дополнением к рассмотренному соглашению стала принятая в 1971 году Женевская конвенция, посвященная вопросам охраны фонограмм. Документ отличается более узкой направленностью и фактически защищает только производителей (при определенных обстоятельствах).

В соответствии с конвенцией защита не базируется на принципе национального режима. Ее функционирование основано на следующих положениях:

  • обязательное разрешение правообладателя на распространение копий фонограмм;
  • разрешение обладателя на выпуск копий, если такое действие осуществляется с целью их распространения;
  • регулирование импорта копий растиражированных с целью распространения.

Главная цель действия конвенции – предотвращение реализации записей без предварительного согласия их владельца. Документ ратифицирован 60 странами, в числе которых США и Россия.

Другие ключевые конвенции

В числе правоустанавливающих основ международной нормативной базы важное место занимает Сингапурское соглашение 2006 года. Документ регламентирует вопросы о законах по товарным знакам, и унифицирует процедуры регистрации товарных знаков. При разработке конвенции учтены прогрессивные тенденции в области коммуникационных технологий. Документ ратифицирован 17 странами, в том числе РФ.

Конвенции по охране промышленной собственности и авторского права

Международная правоприменительная практика показала важность Соглашения о правовых аспектах интеллектуальной собственности. Второе более известное название документа – TRIPS.

Документ является обязательным пунктом в перечне документов ВТО и предоставляет странам-участницам широкий спектр гарантий.

В их числе защита отдельной категории смежных прав и предоставление охраны авторским правам, кроме категории личных, неимущественных.

Перечень документов регулярно расширяется, что обусловлено техническим прогрессом и динамичным развитием новых направлений. Происходит беспрерывный процесс оптимизации нормативной базы и правоприменительной практики. РФ является участницей большинства соглашений, в том числе базового – Бернской конвенции.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883

  •       Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1968 года N 3104-VII
  •  ________________
  • * СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности с 1 июля 1965 года.

О действии настоящей Конвенции см. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 августа 1995 г. N ОМ-230

[Образование Союза: понятие промышленной собственности]*

________________

* Статьям были присвоены заголовки для удобства пользования текстом. В подписанном (французском) тексте заголовков нет.

  1. (1) Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности.
  2. (2) Объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.
  3. (3) Промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения, как например: вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука.

(4) К патентам на изобретения относятся различные виды промышленных патентов, признаваемых законодательством стран Союза, как например: ввозные патенты, патенты на усовершенствование, дополнительные патенты и свидетельства и т.п.

Читайте также:  Обыск и выемка в уголовно-процессуальном кодексе - ст. 182-183: основания, цели, этапы и порядок проведения

[Национальный режим для граждан стран Союза]

(1) В отношении охраны промышленной собственности граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных настоящей Конвенцией. Исходя из этого, их права будут охраняться так же, как и права граждан данной страны, и они будут пользоваться теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам.

  • (2) Однако никакие условия о месте жительства или наличии предприятия в стране, где испрашивается охрана, не могут быть поставлены гражданам стран Союза в качестве предпосылки для пользования каким-либо из прав промышленной собственности.
  • (3) Безусловно, сохраняются положения законодательства каждой из стран Союза, относящиеся к судебной и административной процедуре и к компетенции судебных и административных органов, а также к выбору местожительства или к назначению поверенного, соблюдение которых требуется на основании законов о промышленной собственности.
  • [Приравнивание некоторых категорий лиц к гражданам стран Союза]
  • К гражданам стран Союза приравниваются граждане стран, не участвующие в Союзе, которые имеют на территории одной из стран Союза местожительство или действительные и серьезные промышленные или торговые предприятия.

[А.-1. Патенты, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, авторские свидетельства: право приоритета. — G. Патенты: разделение заявки]

А. — (1) Любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение сроков, указанных ниже.

(2) Основанием для возникновения прав приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии с национальным законодательством каждой страны Союза или с двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными между странами Союза.

(3) Под правильно оформленной национальной подачей заявки следует понимать всякую подачу, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране, какова бы ни была дальнейшая судьба этой заявки.

В.

— Вследствие этого последующая подача заявки в одной из прочих стран Союза до истечения этих сроков не может быть признана недействительной на основании действий, совершенных в этот промежуток времени, в частности, на основании другой подачи заявки, опубликования изобретения или его использования, выпуска в продажу экземпляров образца, применения знака, и эти действия не могут послужить основанием для возникновения какого-либо права третьих лиц или какого-либо права личного владения. Права, приобретенные третьими лицами до дня первой заявки, которая служит основанием для права приоритета, сохраняются в соответствии с внутренним законодательством каждой страны Союза.

С. — (1) Упомянутые выше сроки приоритета составляют двенадцать месяцев для патентов на изобретения и для полезных моделей и шесть месяцев для промышленных образцов и товарных знаков.

(2) Отсчет этих сроков начинается с даты подачи первой заявки; день подачи в срок не включается.

(3) Если последний день срока является по закону праздничным днем или днем, когда ведомство не открыто для приема заявок в той стране, где испрашивается охрана, срок продлевается до первого последующего рабочего дня.

(4) Первой заявкой, дата подачи которой служит днем отсчета срока приоритета, должна считаться последующая заявка на тот же объект, что и первая предшествующая заявка в смысле приведенного выше пункта (2), поданная в той же стране Союза, в случае, если эта предшествующая заявка на день подачи последующей заявки была взята обратно, оставлена без движения или отклонена, не будучи доступной для публичного ознакомления, а также при условии, что в отношении ее не продолжали существовать какие-либо права и она не послужила еще основанием для притязаний на право приоритета. Предшествующая заявка не может тогда служить основанием для притязаний на право приоритета.

D. — (1) Всякое лицо, желающее воспользоваться преимуществом приоритета на основании предшествующей заявки, обязано подать заявление с указанием даты подачи заявки и страны, где она произведена. Каждая страна устанавливает, не позднее какого момента должно быть подано такое заявление.

(2) Эти указания должны приводиться в изданиях, выпускаемых компетентным учреждением, в частности в патентах и относящихся к ним описаниях.

(3) Страны Союза могут требовать от лица, подающего заявление о приоритете, представления копии ранее поданной заявки (описания, чертежей и т.п.).

Копия, заверенная учреждением, принявшим эту заявку, не требует никакой легализации и может быть во всех случаях представлена в любой момент в течение трех месяцев со дня подачи последующей заявки без уплаты каких-либо сборов.

Предоставляется право требовать, чтобы к ней была приложена справка о дате подачи заявки, выданная этим учреждением, и перевод.

(4) В момент подачи заявки не допускаются требования о выполнении других формальностей для заявления о приоритете. Каждая страна Союза определяет те последствия, которые влечет за собой несоблюдение формальностей, предусмотренных настоящей статьей, но эти последствия не могут быть более тяжкими, чем потеря права на приоритет.

(5) В дальнейшем могут быть потребованы другие доказательства.

Лицо, претендующее на приоритет на основании предшествующей подачи заявки, должно указать номер этой заявки; это указание публикуется в порядке, предусмотренном приведенным выше пунктом (2).

Е. — (1) Когда промышленный образец заявляется в стране с использованием права на приоритет, основанного на подаче заявки на полезную модель, приоритетным сроком является срок, установленный для промышленных образцов.

(2) Кроме того, в стране допускается подача заявки на полезную модель с использованием права приоритета, основанного на подаче заявки на патент, и наоборот.

F.

— Ни одна страна Союза не имеет права не признать приоритет или отклонить заявку на патент на том основании, что заявитель притязает на несколько приоритетов, в том числе и установленных в разных странах, или на том основании, что заявка, притязающая на один или несколько приоритетов, содержит один или несколько элементов, которые не были включены в заявку или заявки, по которым испрашивается приоритет, если только в обоих случаях согласно закону страны существует единство изобретения.

В том, что касается элементов, не включенных в заявку или заявки, в отношении которых испрашивается приоритет, подача последующей заявки порождает право приоритета на обычных условиях.

G. — (1) Если экспертиза обнаружит, что заявка на патент является комплексной, заявитель может разделить заявку на некоторое число отдельных заявок, сохраняя в качестве даты каждой из них дату первоначальной заявки и в соответствующих случаях преимущество права приоритета.

(2) Заявитель может также по своей инициативе разделить заявку на патент, сохраняя в качестве даты каждой отдельной заявки дату первоначальной заявки и в соответствующих случаях преимущество права приоритета. Каждой стране Союза предоставляется право определить условия, при которых разрешается такое разделение.

Н. — Приоритет не может быть отклонен по той причине, что некоторые элементы изобретения, в отношении которых испрашивается приоритет, не фигурируют в притязаниях, изложенных в заявке в стране происхождения, если только в совокупности документов заявки четко обнаруживаются эти элементы.

I. — (1) Заявки на авторские свидетельства на изобретения, подаваемые в стране, в которой заявители имеют право испрашивать по собственному выбору либо патент, либо авторское свидетельство на изобретение, дают основание для права приоритета, предусмотренного настоящей статьей, на тех же условиях и с теми же последствиями, что и заявки на патенты.

  1. (2) В стране, в которой заявители имеют право испрашивать по собственному выбору либо патент, либо авторское свидетельство на изобретение, заявитель на авторское свидетельство на изобретение пользуется в соответствии с положениями настоящей статьи, относящимися к заявкам на патенты, правом приоритета, основанным на заявке на патент, полезную модель или авторское свидетельство на изобретение.
  2. [Патенты: независимость патентов, полученных на одно и то же изобретение в различных странах]
  3. (1) Патенты, заявки на которые поданы в разных странах Союза гражданами стран Союза, независимы от патентов, полученных на то же изобретение в других странах, входящих или не входящих в состав Союза.
  4. (2) Это положение следует рассматривать без каких-либо ограничений, а именно в том смысле, что патенты, заявки на которые поданы в течение срока приоритета, являются независимыми как с точки зрения оснований признания их недействительными и прекращения действия прав, так и с точки зрения определения нормального срока их действия.
  5. (3) Это положение относится ко всем патентам, существующим в момент его вступления в силу.
  6. (4) Оно будет также применяться и в случае присоединения новых стран в отношении патентов, существующих с той и другой стороны в момент присоединения.
  7. (5) Патенты, полученные с преимуществом, вытекающим из приоритета, имеют в различных странах Союза тот же срок действия, какой они имели бы, если они были бы заявлены или выданы без этого преимущества, вытекающего из приоритета.
  8. [Патенты: упоминание изобретателя в патенте]
  9. Изобретатель имеет право быть названным в качестве такового в патенте.
  10. [Патенты: патентоспособность в случае ограничения продажи по закону]
  11. В выдаче патента не может быть отказано и патент не может быть признан недействительным на основании того, что продажа продукта, запатентованного или изготовленного запатентованным способом, подвергнута на основании национального законодательства ограничениям или сокращениям.
Читайте также:  Нужно ли менять полис ОСАГО при замене водительского удостоверения

[А. Патенты: ввоз объектов, неиспользование или недостаточное использование, принудительные лицензии.В. Промышленные образцы: неиспользование, ввоз объектов.С. Товарные знаки: неиспользование, отличие формы, использование совладельцами.D. Патенты, полезные модели, товарные знаки, промышленные образцы: маркировка]

А. — (1) Ввоз патентообладателем в страну выдачи патента объектов, изготовленных в той или иной стране Союза, не влечет за собой утраты основанных на нем прав.

(2) Каждая страна Союза имеет право принимать законодательные меры, предусматривающие выдачу принудительных лицензий, для предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате осуществления исключительного права, предоставляемого патентом, например, в случае неиспользования изобретения.

(3) Лишение прав на патент может быть предусмотрено в случае, когда выдача принудительных лицензий окажется недостаточной для предотвращения этих злоупотреблений. Никакое действие по лишению прав или аннулированию патента не может иметь места до истечения двух лет с момента выдачи первой принудительной лицензии.

(4) Принудительная лицензия не может быть потребована по причине неиспользования или недостаточного использования до истечения срока в четыре года, считая с даты подачи заявки на патент, или трех лет с даты выдачи патента, причем должен применяться срок, который истекает позднее; в выдаче принудительной лицензии будет отказано, если патентообладатель докажет, что его бездействие было обусловлено уважительными причинами. Такая принудительная лицензия является неисключительной лицензией и может передаваться даже в форме выдачи сублицензии, но лишь вместе с частью промышленного или торгового предприятия, использующего эту лицензию.

(5) Приведенные выше положения применяются с необходимыми изменениями к полезным моделям.

В.

— Охрана промышленных образцов не может быть прекращена вследствие неиспользования или ввоза объектов, сходных с охраняемыми объектами.

С. — (1) Если в стране использование зарегистрированного знака является обязательным, регистрация может быть аннулирована лишь по истечении справедливого срока и только тогда, когда заинтересованное лицо не представит доказательств, оправдывающих причины его бездействия.

(2) Применение товарного знака его владельцем в такой форме, которая отличается от зарегистрированной в какой-либо из стран Союза лишь отдельными элементами, не изменяющими отличительного характера знака, не влечет за собой признания недействительности регистрации и не ограничивает охрану, предоставленную знаку.

(3) Одновременное применение одного и того же знака на одинаковых или сходных продуктах промышленными или торговыми предприятиями, рассматриваемыми в качестве совладельцев знака в соответствии с положениями закона страны, где испрашивается охрана, не препятствует регистрации знака и никоим образом не ограничивает охрану, предоставленную указанному знаку в какой-либо стране Союза, если только такое применение не вводит общественность в заблуждение и не противоречит публичным интересам.

D. — Для признания прав не требуется помещения на продукте какого-либо обозначения или указания на патент, полезную модель, регистрацию товарного знака или депонирование промышленного образца.

  • [Все виды прав промышленной собственности: льготный срок для уплаты пошлин за сохранение прав; патенты: восстановление]
  • (1) Для уплаты пошлин, предусмотренных для сохранения промышленной собственности, предоставляется льготный срок, составляющий не менее шести месяцев, при условии уплаты дополнительной пошлины, если такая пошлина устанавливается национальным законодательством.
  • (2) Страны Союза имеют право предусмотреть восстановление патентов на изобретения, утратившие силу вследствие неуплаты пошлин.
  • [Патенты: свободное применение запатентованных объектов, являющихся частью транспортных средств]
  • В каждой из стран Союза не рассматриваются как нарушение прав патентообладателя:

1. Применение на борту судов других стран Союза средств, составляющих предмет его патента, в корпусе судна, в машинах, оснастке, механизмах и другом оборудовании, когда эти суда временно или случайно находятся в водах данной страны, при условии, что эти средства используются исключительно для нужд судна.

Международная охрана интеллектуальной собственности

Как уже говорилось, право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации имеет территориальный характер. Оно не действует само по себе (автоматически) на территории других государств.

Для того чтобы, например, права правообладателя охранялись на территории другой страны или нескольких стран сразу, необходимо заключение соответственно двустороннего или многостороннего международного договора.

Первым универсальным договором в сфере промышленной собственности была Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Затем появилось универсальное соглашение в области авторских прав – Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года.

Перечень охраняемых объектов авторского права постепенно расширялся. Так, в сфере авторского права и смежных прав с развитием техники (звукозапись, радиотрансляция и т.д.

) назрела необходимость выделить группу прав организаций – производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания (субъекты смежных прав).

Этот процесс сопровождался принятием на международном уровне изменений в соглашениях между государствами и заключением новых международных договоров.

В настоящий момент Российская Федерация является участницей ряда международных соглашений, ключевые из которых необходимо упомянуть.

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года. Текст соглашения пересматривался несколько раз (в 1908, 1928, 1948, 1967 и 1971 году). В числе участников конвенции – более 145-ти государств.

Российская Федерация присоединилась в 1994 году, при этом Россия сделала уведомление, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием.

Этим нарушается принцип ретроохраны, то есть охраны произведений, которые на момент вступления Конвенции в силу еще не стали общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны (ст. 18 Конвенции).

По своей сути, Конвенция базируется на трех принципах:

  • принцип национального режима – произведения, созданные в одной из стран – участниц Конвенции, получают в других странах-участницах такую же охрану, как и произведения, созданные собственными гражданами;
  • принцип автоматической охраны – национальный режим не зависит от выполнения каких-либо формальностей (депонирование произведения, регистрация и т.п., которые существуют в некоторых странах, таких как США, Англия);
  • принцип независимости охраны – произведение охраняется в странах-участницах Конвенции независимо от того, предоставлена ли охрана в стране происхождения произведения.

Ст.

2 Конвенции определяет круг охраняемых произведений и приводит их примерный перечень: «Термин «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, как-то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам».

Конвенция предусматривает деление авторских прав на имущественные и личные неимущественные. К последним относится право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

К имущественным правам Конвенция относит:

  • право на перевод;
  • право на воспроизведение;
  • право на публичное исполнение и передачу исполнения для всеобщего сведения драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений;
  • право на передачу произведений в эфир или публичное сообщение этих произведений любым другим способом беспроволочной передачи знаков, звуков или изображений;
  • право автора литературного произведения на публичное чтение своего произведения, осуществляемое любыми средствами или способами;
  • право автора на передачу любым способом чтения своего произведения для всеобщего сведения;
  • право авторов литературных и художественных произведений на переделки, аранжировки и другие изменения своих произведений;
  • право авторов литературных и художественных произведений на кинематографическую переделку и воспроизведение своих произведений и распространение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений, а также право на публичное представление и исполнение переделанных или воспроизведенных таким образом произведений и сообщение их по проводам для всеобщего сведения.

Другим заслуживающим внимание документом является Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. Российская Федерация участвует в Конвенции в редакции 1952 г. – с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. – с 9 марта 1995 г. Всемирная конвенция не действует с обратной силой, в отличие от Бернской конвенции.

Важное положение, имеющее практическое значение, содержится в статье III Всемирной конвенции: если какое-либо государство предусматривает соблюдение формальностей для цели предоставления охраны произведению (депонирование произведения, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства), то для иностранных авторов, произведения которых впервые выпущены в свет вне территории этого государства, эти формальности считаются выполненными, если, начиная с первого выпуска в свет этих произведений, все их экземпляры, выпущенные с разрешения автора или любого другого обладателя его прав, будут носить знак г с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет; этот знак, имя и год выпуска должны быть помещены таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право сохраняется.

Всемирная конвенция признает право на перевод, но ограничивает его в связи с потребностями развивающихся государств.

Если зарубежное произведение не было переведено на национальный язык государства по истечении 7 лет с момента его выпуска в свет, то любой гражданин этого государства – участника Конвенции может получить от компетентного органа данного государства неисключительную лицензию на перевод и выпуск в свет переведенного таким образом произведения на национальном языке, на котором оно до этого не было выпущено в свет.

Срок охраны произведений, на которые распространяется действие Конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти.

Но если государство ограничивает этот срок для произведений определенных категорий периодом, исчисляемым со времени первого выпуска в свет произведения, то оно вправе сохранить такие отступления или распространить их на произведения других категорий.

Читайте также:  Ст 296 УК РФ - Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования

Для произведений всех этих категорий срок охраны не может быть короче двадцати пяти лет, считая со времени первого выпуска в свет (п. 2 ст. 4).

Еще один важный международный документ – Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. Российская Федерация – участница Конвенции с 13 марта 1995 г.

Как признается в Конвенции: «Каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики» (ст. 2). Таким образом, за производителем фонограмм закрепляется право на воспроизведение и право на импорт. Естественно, ввоз (импорт) фонограмм для личных нужд не подпадает под действие этого права.

«В тех случаях, когда одно из государств-участников в соответствии со своим национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограмм, распространяемые среди публики, или их упаковка имеют специальную надпись в виде символа P (в круге) с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной; если копии или их упаковка не устанавливают производителя фонограмм, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии» (ст. 5).

Кроме того, Россия является участницей Конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция).

Это первое международное соглашение по смежным правам, которое охватывает всех субъектов: исполнителей, производителей фонограмм, вещательные организации.

После этой конвенции международные соглашения в области смежных прав касались только отдельных субъектов и их прав. Россия стала участницей этой конвенции с 26 мая 2003 г.

https://www.youtube.com/watch?v=BBqmy84YSKY\u0026t=26s

Конвенция основана на принципе национального режима, который относится ко всем трем субъектам смежных прав. Конвенция предусматривает, какими правами пользуются исполнители, производители фонограмм и организации вещания.

Срок охраны, предоставляемый в соответствии с Конвенцией, длится по меньшей мере до конца двадцатилетнего периода, исчисляемого с конца года, в котором:

  1. была осуществлена запись фонограмм и включенных в них исполнений;
  2. имели место не включенные в фонограммы исполнения;
  3. имела место передача в эфир.

Помимо названных, Российская Федерация является участницей Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.

https://www.youtube.com/watch?v=BBqmy84YSKY\u0026t=26s

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (далее – Брюссельская конвенция), была подписана в Брюсселе 21 мая 1974 года. Для СССР указанная конвенция вступила в силу 20 января 1989 г., Российская Федерации является участницей конвенции как правопреемница СССР.

Брюссельская конвенция направлена на запрещение противозаконного распределения программонесущих сигналов, передаваемых с помощью спутника.

Дело в том, что вещание через спутники не охватывается определением Римской конвенции «передача в эфир» («передача беспроволочными средствами звуков или изображений и звуков для приема публикой»), поскольку на момент принятия Конвенции «публика» еще не могла непосредственно принимать сигналы со спутников – обязательно присутствовал посредник, который, принимая сигналы со спутника, затем распространял их по кабелю.

Согласно положениям Брюссельской конвенции договаривающиеся государства вправе выбирать способ предотвращения противозаконного распространения сигналов. Положения Брюссельской конвенции не распространяются на случаи передачи сигналов от органа-источника или по его поручению и излучения через спутники для непосредственного использования публикой.

Таким образом, из сферы действия Конвенции исключается распространение сигналов, полученных от спутников прямого вещания, позволяющих принять передачи непосредственно при помощи радиоприемников и телевизоров без использования наземной станции.

Кроме того, положения данной конвенции не применяются к распространению вторичных сигналов, полученных от сигналов, которые уже были распространены лицом, для которого эти сигналы предназначались.

Ст.

4 Брюссельской конвенции предусматривается ряд исключений в целях повышения образовательного уровня населения развивающихся стран. Разрешается использовать несущие программы сигналы, если сигналы несут короткие выдержки из передаваемой с помощью спутника сигналов программы, содержащие сообщения о текущих событиях, предназначенные для использования в информационных целях или в качестве цитат, или передаваемая сигналами программа распространяется в развивающихся странах в образовательных или научно-исследовательских целях.

  • Однако в указанной конвенции новые права организациям вещания непосредственно не предоставляются.
  • Среди региональных международных соглашений, участницей которых является Российская Федерация, необходимо отметить Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.
  • Соглашение предусматривает, что «государства-участники предпримут необходимые меры для разработки и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской конвенции об охране производителей фонограмм от неразрешенного воспроизведения их фонограмм, Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций телерадиовещания».

В соответствии с соглашением: «Государства-участники будут проводить совместную работу по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав и через свои компетентные организации будут содействовать разработке конкретных программ и мероприятий» (ст. 4 Соглашения).

Сравнительно недавно наша страна стала участником Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г. и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.

Договор ВОИС по авторскому праву является ключевым в этой области, хотя оба названных договора ВОИС 1996 г. приняли вызов цифровых технологий и, в частности, в согласованном заявлении к ст.

1 Договора по авторскому праву закрепили следующее положение: «Право на воспроизведение в том виде, как оно определено в Бернской конвенции (ст. 9), и допускаемые этой статьей исключения полностью применяются в цифровой среде и, в частности, к использованию произведений в цифровой форме.

Понимается, что размещение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле ст. 9 Бернской конвенции».

Также в соответствии с Договором по авторскому праву авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения, включая их «доведение до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору» (ст. 8). Эта замысловатая формулировка относится, прежде всего, к сети Интернет.

Договор также ввел понятие «информация об управлении правами».

Это информация, которая «идентифицирует произведение, автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение или информацию об условиях использования произведения и любые цифры или коды, в которых представлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения или появляется в связи с сообщением произведения для всеобщего сведения» (п. 2 ст. 12).

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, как и предыдущий, ориентирован на цифровые технологии, но уже применительно к своей сфере. В преамбуле договора содержатся, в частности, такие слова: «Договаривающиеся стороны…

признавая глубокое влияние развития и сближения информационных и коммуникационных технологий на производство и использование исполнений и фонограмм…».

Этим определено содержание последующих статей – многие из них обусловлены возникновением новой среды распространения исполнений и фонограмм, цифровой среды.

Например, ст.

10 признает исключительное право исполнителей «разрешать доведение до всеобщего сведения своих исполнений, записанных на фонограммы, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору». Аналогичная статья (ст. 14) введена в отношении права производителей фонограмм.

Интерес представляет ст.

18: «Договаривающиеся стороны предусматривают соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых исполнителями или производителями фонограмм в связи с осуществлением своих прав по договору и ограничивающих действия в отношении их исполнений или фонограмм, которые не разрешены исполнителями или производителями фонограмм либо не допускаются законом».

Еще один документ «на подходе» к подписанию со стороны России – Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Оно вступило в силу 1 января 1995 г. и обязательно для всех стран-членов Всемирной торговой организации.

Это соглашение универсально не только по количеству стран-участниц, но и по кругу прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые оно охватывает: авторское право и смежные права, право на товарные знаки, географические указания, промышленные образцы, патенты, топологии (топографии) интегральных микросхем, закрытую информацию (п. 2 ст. 1 Соглашения). Соглашение базируется на принципе национального режима, режиме наибольшего благоприятствования.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *