Виновное лицо совершает те или иные деяния, пользуясь своим служебным положением, или действует с явным нарушением своих должностных инструкций и трудовых обязанностей. При этом причинами такого поведения служат корыстные мотивы и потенциальные крупные финансовые выгоды.
В таких ситуациях судом по отношению к виновному лицу может назначаться лишение права занимать определенные должности (ст. 47 УК РФ).
По каким статьям предусмотрен данный вид ответственности, и на какой срок может быть наложено ограничение?
Что представляет собой ограничительная мера?
Ст. 47 УК РФ регулирует не только лишение права занимать определенные должности, но и лишение права заниматься определенными видами деятельности.
Лишение права занимать определенные должности как вид наказания представляет собой запрещение на занятие должностей на государственной службе, в органах местного самоуправления, на занятие определенной профессиональной или иной деятельностью.
То есть, эта норма относится не только к чиновникам, которые берут взятки или как-либо иначе нарушают закон. Она распространяется и на обычных работающих людей: врачей, учителей, управленцев, при условии, что их действия подпадают под нормы УК РФ.
Исходя из положений ст. 45 и ст. 47 УК РФ, одновременно к одному осужденному не могут быть применены наказание в виде лишения права занимать должность и лишение права вести ту или иную деятельность.
Однако, на практике суды низших инстанций часто допускают подобные ошибки, назначая одновременно два вида наказания одному субъекту. Вышестоящие инстанции, как правило, позже отменяют подобные приговоры.
Перечни должностей государственной службы и местного самоуправления отражены в специальных федеральных законах. В качестве профессиональной деятельности законодателем понимается педагогическая, медицинская, фармацевтическая, торговая и другая деятельность.
Под иными видами предполагается лишение права на управление транспортным средством или запрет на охоту или пользование оружием.
Когда применяется норма ст. 47 УК РФ?
Для применения ограничений к виновному лицу в части лишения права на занятие определенной должности необходимо совершение следующих противоправных действий:
- Незаконное присвоение бюджетных средств;
- Получение финансовой выгоды от злоупотребления своим положением;
- Вымогательство денежных средств при превышении должностных полномочий.
Проще говоря, любые незаконные действия, которые совершает чиновник на своем посту, могут стать законным основанием для применения судом положений ст. 47 УК РФ.
Лишение права заниматься определенной деятельностью может использоваться при следующем перечне нарушений:
- Халатность медицинских работников, в результате которой возникла опасность жизни и здоровья обычных граждан;
- Превышение полномочий сотрудник правопорядка, поставившее под угрозу общественную безопасность;
- Нарушение педагогической этики по отношению к ученикам, в рамках которого было применено насилие или его угроза;
- Неисполнение управленческих и контрольных функций начальства или ответственных лиц на предприятиях, в результате чего произошел несчастный случай на производстве.
Всякого рода ответственные лица за пожарную безопасность, к примеру, в случае пожара могут нести ответственность как должностное лицо, которое обязано было предотвратить происшествие, ставшее причиной большого числа жертв.
Как основное наказание
По отношению к осужденному наказание по ст. 47 УК РФ не может применяться одновременно как основное и дополнительное.
Срок лишения права занимать определенные должности при назначении основного вида наказания исчисляется в пределах от 1 года до 5 лет. Также основное наказание в виде ограничения прав применяется при замене конкретного наказания на его более мягкий вид.
Иногда в самом УК РФ прямо указано в отдельных его статьях о возможности применения подобного наказания в качестве основного.
Примерами таких статей могут быть:
- Ст. 145.1 УК РФ о невыплате заработных плат, пенсий и иных пособий;
- Ст. 169 УК РФ о воспрепятствовании предпринимательской деятельности;
- Ст. 285 УК РФ о злоупотреблении полномочиями служащего;
- Ст. 170 УК РФ о регистрации незаконных сделок с недвижимостью.
Суд имеет право вынести решение о лишении виновного права на определенную деятельность даже тогда, когда данный субъект уже уволен с прежнего места работы, на котором им допускались злоупотребления.
Все же чаще лишение права занимать определенные должности используется судам в качестве дополнительного наказания по уголовному преступлению.
Как дополнительное наказание
В качестве дополнительного наказания норма применяется на срок от полугода до 3 лет в следующих случаях:
- Когда в статье Кодекса оно используется в качестве основного наказания, но судьей было избрано иное;
- Когда она выступает в качестве дополнительной санкции, на что прямо указывает статья;
- Когда в статье нет указания о возможности применения данного ограничения за преступление, а судья считает, что степень совершенного деяния является опасной и требуется дополнительная санкция по отношению к виновному.
По определенным статьям Особенной части УК РФ лишение права занимать определенные должности и вести определенную деятельность может применяться на срок до 20 лет.
Исчисляется лишение права на должности и деятельность с момента вступления приговора в законную силу, если оно выступает в качестве дополнительного при следующих основных видах наказания:
- Обязательные работы;
- Исправительные работы;
- Ограничение свободы;
- Условное осуждение.
К таким основным видом уголовных наказаний законодатель причисляет следующие:
- Арест;
- Содержание в дисциплинарной воинской части;
- Принудительные работы;
- Лишение свободы.
Формальное оформление запрета
За исполнением, как основного, так и дополнительного наказания по ст. 47 УК РФ следит уголовно-исполнительная инспекция.
Согласно закону, данный вид наказания оформляется как запись в трудовую книжку о лишении права занимать должность, которую ранее имел осужденный.
Обязанность о внесении записи в трудовую книжку предусмотрена Правилами ведения и хранения трудовых книжек, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 225 от 2003 года.
Когда вопрос касается ограничения на ведение определенной деятельности, запись может быть внесена в трудовую только при условии, что эта деятельность является основополагающей для работы в данной организации.
Например, если судом наложен запрет на управление транспортным средством, запись может быть внесена, когда без управления автомобилем сотрудник не может больше работать на предприятии.
Проще говоря, если он, к примеру, водитель. Тогда запись в трудовую вносится и на основании нее осужденный работник увольняется.
Если осужденный не будет соблюдать вынесенный в его отношении запрет, то в его адрес поступит предупреждение от инспектора уголовно-исполнительной инспекции.
Когда ответной реакции от осужденного не последует, сотрудники УИИ передадут дело в прокуратуру. Чаще всего в результате такого нарушения срок течения наказания просто отодвигается.
Практика применения наказания в 2022 году
К сожалению, они просто не знают, что срок на это время приостанавливается и начнет счисляться только тогда, когда они сдадут права в ГАИ.
Чаще всего применяется лишение права занимать определенные должности в отношении чиновников, которые берут или дают взятки. Здесь лишение будет применяться в качестве дополнительной меры наказания.
- Медицинские работники также нередко выступают фигурантами таких уголовных дел, когда на операционном столе у них погибают вполне здоровые пациенты.
- К примеру, пластические хирурги, которые в результате своей врачебной халатности допускают фатальные для пациента ошибки, после освобождения из колонии всегда около 3 лет в среднем не занимаются медицинской практикой.
- Однако, после завершения этого срока, они смело возвращаются в медицину до следующей жертвы.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – не самое распространенное уголовное наказание.
Для его применения судом необходимо наличие доказанной причинно-следственной связи между преступным деянием и профессиональной деятельностью или служебным положением виновного лица.
Уголовный кодекс РФ Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Вернуться назад на Уголовный кодекс РФ
Статья 47 УК РФ:
1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.
3.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.
В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
Самое читаемое за неделю Введение ковидных паспортов в 2021 году Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году Доллар по 100 рублей в 2021 году Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года 35 банков обанкротятся в 2021 году Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Комментарий к статье 47 УК РФ:
1. Комментируемая статья фактически предусматривает две разновидности наказания: лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью, которые не могут быть назначены одновременно за совершение одного преступления.
Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. Конкретный вид таких должностей должен быть указан судом в приговоре. При этом, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 Постановления от 29.10.
2009 N 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания», при назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в качестве основного или дополнительного вида наказания суду следует исходить из того, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий). По приговору суда администрацией указанных в части первой комментируемой статьи органов прекращается трудовой договор с осужденным, а в трудовую книжку осужденного должна быть внесена запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать.
Лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной, адвокатской деятельностью, управлением транспортом, охотой).
При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности.
То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не исключает возможности назначения данного вида наказания.
2. Данный вид наказания может быть применен и в качестве основного, и в качестве дополнительного. Как основное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в случаях, когда это указано в санкции применяемой статьи УК.
Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться судом вне зависимости от того, предусмотрено ли оно соответствующей статьей Особенной части УК, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранить за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако суд в описательной части приговора обязан привести мотивы принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица.
3.
Сроки данного вида наказания установлены в части 2 комментируемой статьи и составляют от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. Однако для случаев, специально предусмотренных статьями Особенной части УК, законодатель оговорил, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания может устанавливаться на срок до двадцати лет (см.
, например, статьи 131, 132, 134, 230 УК и др.).
Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.
3.
При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения.
4. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью регулируется шестой главой УИК РФ.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных. В случае назначения этого наказания в качестве дополнительного к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.
Административная ответственность
Уголовная ответственность Судебная власть Мировое соглашение Преступление
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный! Что получится если девушке отрезать ноги и перевернуть?
Назад | | Вверх
Ст 47 УК РФ: лишение права занимать определенные должности или заниматься деятельностью
Наступление законности ст 47 УК РФ в части лишения права занимать определенную должность или заниматься профессиональной деятельностью связано с нарушением этических, правовых норм.
Статья распространяется на всех граждан, нарушивших законодательные нормы, совершивших действия, приведшие к физическому и моральному урону, причинению вреда жизни. Также законодательная норма может применяться при отстранении от должностных обязанностей с формулировкой «утрата доверия».
Каждый случай рассматривается в суде, где во внимание принимаются обстоятельства дела, наличие дополнительных факторов.
О чем статья 47 ук рф?
Определенные лица, исполняющие должностные обязанности, могут совершать правонарушения, посягать на законность актов РФ. Назначение к исполнению статьи 47 УК РФ в этом случае приводит к наложению штрафа, аресту, назначению тюремного срока и полному запрету занимать определенные должности, вести некоторую деятельность.
Статья определяет круг лиц, к которым может предъявляться обвинение:
- государственные служащие на уровне субъектов РФ и Федерации в целом;
- работники муниципалитетов;
- граждане, трудящиеся по профессии или ведущие экономическую деятельность.
Напомним, что лишение права занимать определенные должности применимо к гражданину РФ, вне зависимости от его социального статуса. В указанной статье даны подробные объяснения по применению нормативного акта, а также права и обязанности обвиняемых, подсудимых.
Изложения и основные положения
Законодательные нормы определяют положения статьи следующим образом:
- В части лишения права заниматься определенной деятельностью, занимать должности понимается запрет на занятие должностей в государственных учреждениях, органах местного (муниципального) управления, а также категорические ограничения на указанные виды деятельности профессионального, иного порядка.
- Временной период наказания как основного вида составляет 1-5 лет. Также статья применяется в части дополнительного наказания сроком на 6-36 месяцев. Если есть основания, то дополнительное наказание может быть до 20 лет, что указанно в статьях Особенного кодекса.
- Наказание по ст. 47 УК РФ может быть назначено как дополнительное в случаях, не предусмотренных кодексом, если суд не признал права за обвиняемым занимать должность, вести деятельность ввиду серьезности совершенного правонарушения.
- Если назначение наказания является дополнительным к основному в виде: выполнения обязательных работ исправительного назначения, ограничения свободы, условного срока осуждения, то срок назначения наказания начинается от фактического применения решения суда.
Дополнительный тип наказания по данной статье, применимый к наложенному аресту, содержанию под стражей в дисциплинарной войсковой части, принудительным работам, распространяется на весь период отбывания наказаний основного типа, но срок при этом исчисляется с момента отбытия наказания.
В каких случаях применяется?
Список правонарушений, по которым назначается статья, довольно широк. Это могут быть должностные преступления административного характера, экономические нарушения и выявление прочих преступных фактов.
Определяет возможность применения статьи только суд, он же определяет меру опасности деяния для общества, сопоставляя его с виновным. Об этом говорит ч. 3 ст. 47 УК РФ – обоснование включения норм по ст.
47 должно отображаться в части судебного акта, где указываются мотивы совершения правонарушения.
В ч. 4 ст. 47 УК РФ разъясняются сроки применения наказания. Момент исполнения наступает сразу после оглашения приговора судом – это доказывает законность характера обвинения. Правило общее, действует только при отсутствии приговора с ограничением права свободного передвижения, лишения свободы с мерой заключения под стражу.
Но если судебное решение выдвигает меру пресечения в виде помещения обвиняемого в учреждения тюремного типа и приравненные к ним, то приговор о лишении права на занимание должности и занятия деятельностью, начинает отсчет срока после отбывания наказания в зонах ограничения свободы и приравненных к ним.
Данное правило введено в редакцию закона от 2009 г, 2011 г.
Основные факторы необходимости применения статьи:
- отсутствие видимой связи между занятием должности в момент нарушения закона;
- нет возможности использовать оба вида лишения в одном судебном акте;
- срок наказания напрямую зависит от определения меры пресечения (основной, дополнительной);
- есть зависимость от момента вступления в силу запрета на ведение деятельности, занятия должности для назначения основного наказания по совершенному преступлению.
5.5. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47)
Данный
вид наказания составляют два самостоятельных
карательных элемента: лишение права
занимать определенные должности и
лишение права заниматься определенной
деятельностью.
Лишение
права занимать определенные должности
состоит в запрещении занимать должности
на государственной службе, а также в
органах местного самоуправления.
Указанный запрет не распространяется
на занятие должностей в общественных,
коммерческих и иных негосударственных
организациях и учреждениях.
При этом
происходит освобождение осужденного
от должности, которую он лишен права
занимать, в случае его увольнения —
внесение в трудовую книжку записи о
том, на каком основании, на какой срок
и какие должности он лишен права занимать.
Лишение
права заниматься определенной
деятельностью распространяется как на
профессиональную, так и иную деятельность
гражданина, например, в сфере досуга. К
профессиональной деятельности относятся
педагогическая, врачебная, управление
транспортом по договору найма. К иной
деятельности, которая может быть
запрещена осужденным, относится
управление личным транспортом, охота
и т.п.
Рассматриваемое
наказание может быть назначено как
основное, если оно предусмотрено в
соответствующих статьях Особенной
части УК, а в случае применения более
мягкого наказания тогда, когда оно не
предусмотрено в статьях Особенной части
УК.
В случае применения данного наказания
следует учитывать то, что характер
совершенного преступления должен
предопределяться занимаемой должностью
или осуществляемой деятельностью, а
также возможностью использования их
для совершения новых преступлений.
Если
совершенное преступление по своему
характеру не связано с профессиональной
деятельностью лица, оно не может быть
лишено права занятия этой деятельностью.
Лишение
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
может назначаться в качестве дополнительного
наказания даже в тех случаях, когда оно
не предусмотрено в санкциях Особенной
части УК либо указано в санкциях в виде
основного наказания. Суд, принимая такое
решение, руководствуется тем, что
характер и степень общественной опасности
совершенного преступления и личность
виновного делает невозможным сохранение
за ним права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью.
5.6. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48)
Наказание
в виде лишения специального, воинского
или почетного звания, классного чина и
государственных наград может назначаться
лишь как дополнительное.
Суд может
применить его при осуждении за любое
тяжкое или особо тяжкое преступление
независимо от указания в санкции статьи.
Специальные звания и классные чины
(квалификационные разряды, дипломатические
ранги и т.п.
) присваиваются лицам,
проходящим службу в государственных
органах, где установлены такие звания
и чины (МВД, МИД, Прокуратура и др.).
Воинскими
являются звания, перечисленные к статье
45 Закона РФ «О воинской обязанности и
военной службе»: солдаты и матросы,
сержанты и старшины; прапорщики и
мичманы; младшие, старшие и высшие
офицеры. Вопрос о лишении званий может
решаться как в отношении лиц, состоящих
на службе, так и ушедших в запас или
отставку.
Почетное
звание — это звание, которое присваивается
за особые заслуги, например, Герой
Советского Союза, Герой Российской
Федерации, народный артист, заслуженный
врач, заслуженный деятель науки,
заслуженный юрист и т.п.
Суд
может самостоятельно по приговору
лишить осужденного любого воинского,
специального или почетного звания,
классного чина и государственной
награды, независимо от того, какой орган
или какое должностное лицо присвоили
это звание, чин или удостоили награды.
Поскольку
Россия является правопреемником СССР,
суды Российской Федерации вправе лишать
осужденных также званий, чинов и наград,
присвоенных органами или должностными
лицами СССР. Суд не вправе лишать
осужденного званий, чинов и наград,
присвоенных соответствующими органами
иностранных государств.
Суд
не вправе лишать осужденного ученых
степеней и ученых званий.
О
лишении осужденного специального,
воинского или почетного звания, классного
чина или государственной награды суд
сообщает органу, присвоившему это
звание, чин или награду, направляя копию
приговора по вступлении его в законную
силу. Орган, присвоивший звание, вносит
соответствующие изменения в документы
и принимает меры к лишению осужденного
прав и льгот, связанных с этим званием,
о чем сообщает суду.
Лишение
званий и наград влечет утрату всех прав,
льгот и преимуществ, которые связаны с
соответствующим званием, чином или
наградой.
Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения
Баширов, Э. М. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения / Э. М. Баширов, П. А. Толстов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2017. — № 1 (1). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/66/2353/ (дата обращения: 28.06.2022).
В данной статье рассмотрены некоторые проблемы касающиеся исполнения наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
Проанализированы конкретные особенности применения специальных технических средств, а также неточности взаимодействия УИИ с администрацией места работы осуждённого.
Выявлены и обоснованы пробелы и неточности нуждающиеся в дальнейшей оптимизации для повышения эффективности данного вида наказания.
Ключевые слова: лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, схематичный характер, уголовно- исполнительная инспекция, администрация места работы осужденного
Современная российская система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, включает в себя 12 отдельных видов наказаний, в их числе лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Согласно ст.
47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.
Суть данного вида наказания, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного выражается в ограничении трудовых прав осужденных [5].
- Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Рассматриваемый вид наказания составляют два самостоятельных элемента:
- 1) лишение права занимать определенные должности;
- 2) лишение права заниматься определенной деятельностью.
- Лишение права занимать определенные должности заключается в запрещении занимать должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Однако следует сказать, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части и др.). В приговоре суду необходимо указать не перечень, а определенную конкретными признаками категорию должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).
Рассматриваемый запрет не распространяется на занятие должностей в общественных, коммерческих и иных негосударственных организациях.
- Лишение же права заниматься определенной деятельностью распространяется как на профессиональную, независимо от того, где трудится осужденный — в государственном или негосударственном секторе, так и иную деятельность гражданина. Данный вид наказания заключается в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, виновным в совершении преступления, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной деятельностью, управлением транспортом, охотой).
Особое внимание стоит уделять при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, поскольку в современный период никакие технические средства здесь не используются, и все контрольные возможности реализуются только силами инспекторского состава.
Таким образом, проблемой оптимизации исполнения данного вида наказаний является отсутствие технических средств, которые могли бы облегчить осуществление контроля за осужденными.
В целом затруднительно предложить полный перечень таких средств, однако вполне допустимо использование тех, которые уже разработаны и применяются в целях контроля за условно осужденными и осужденными к ограничению свободы (в частности, позволяющие осуществлять мониторинг передвижения).
Кроме того, уместно разработать и обеспечить регулярное обновление сводной общероссийской базы данных, в которой вести межрегиональный учет осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Помимо этого, логично было бы определить основы взаимодействия подразделений ФСИН, Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда в целях установления источников поступления налогов и других платежей в отношении лиц, состоящих на учете в УИИ.
Таким способом можно минимизировать количество случаев, когда осужденный продолжает заниматься запрещенным видом деятельности после вступления приговора в законную силу, поскольку усиление контроля во многом сделает затруднительным и нежелательным противодействие администрации организации, где работает осужденный, процедуре исполнения наказания [3].
Также одной из проблем исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является, очевидно, крайне схематичный характер положений уголовно — исполнительного законодательства в данной сфере. С одной стороны, в силу ч. 1 и 2 ст.
33 УИК РФ исполнение наказания возложено на два вида подразделений УИС: уголовно- исполнительные инспекции (при оставлении осужденного на свободе) и иные учреждения (при назначении основного наказания с изоляцией от общества).
С другой стороны, если при отбывании осужденным основного наказания исполнение лишения права занимать определенные должности объективно не ведется никак, а лишение права заниматься определенной деятельностью контролируется достаточно просто в связи с режимными требованиями, то в условиях деятельности УИИ контрольные полномочия оказываются шире, чем возможности их реализации. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 33 УИК РФ они подразделяются на четыре вида:
- – контроль (постановка на учет, сопровождение процесса отбывания наказания);
- – проверка исполнения требований приговора по месту работы осужденного;
- – проверка исполнения требований приговора органами, уполномоченными на выдачу специальных разрешений, удостоверяющих соответствующие права;
- – проведение воспитательной работы.
Элементы принуждения в отношении осужденного фактически отсутствуют, так как кроме незачета в срок наказания периодов, когда он нарушал возложенный судом запрет, действующее уголовно-исполнительное законодательство (так же, как и уголовное, устанавливающее ответственность за уклонение от отбывания лишения свободы, ограничения свободы или применения принудительных мер медицинского характера) не содержит никаких негативных последствий для осужденного в таких ситуациях. На примере лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в наибольшей степени законодательно разработано взаимодействие УИИ и администрации организации, в которой работает осужденный. Фактически в силу ст. 34 УИК РФ администрация не только обязана совершить распорядительные действия (уволить, перевести осужденного на другую работу), но и отчитываться о ходе исполнения наказания перед инспекцией, при этом определенный перечень лиц, входящих в руководящий состав, подлежит уголовной ответственности за неисполнение судебных актов (ст. 315 УК). Это само по себе является гарантией надлежащего исполнения наказания. В рамках оптимизации исполнения данного вида наказания необходимо установить дополнительные формы взаимодействия УИИ с руководством предприятий, учреждений, организаций, среди которых можно назвать вызов на прием в УИИ начальника кадрового подразделения администрации или непосредственного начальника, осужденного с доведением до них сущности вынесенного обвинительного приговора. Взаимодействие УИИ с администрацией места работы осужденного нуждается в дальнейшей оптимизации, которая возможна посредством:
- – установления способов отслеживания УИИ потенциального места трудоустройства осужденного (самый простой из них — контакт с налоговыми органами и подразделениями ПФР, откуда могут быть почерпнуты сведения о перечисленных суммах налогов и иных платежей, а самый приближенный к механизмам гражданского общества — использование в этих целях социальных интернет-ресурсов, что, например, широко апробировано подразделениями ФССП России);
- – установления периодичности запросов УИИ сведений о кадровых перемещениях, осуществленных в отношении осужденного (ежемесячно);
- – создание сводной общероссийской базы данных, в которой вести межрегиональный учет осужденных;
- – обеспечение межведомственного взаимодействия подразделений УИИ и органов, управомоченных выдавать специальные разрешения;
- – увеличение частоты проведения контрольных и проверочных мероприятий в отношении осужденных;
- – установления порядка информирования УИИ об увольнении осужденного (сейчас Инструкция по организации исполнения наказания и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества требует только контроля содержания записи в трудовой книжке при увольнении в течение тридцати дней с момента получения сведений об увольнении);
- – установления порядка информирования администрации места работы о незачете в срок наказания времени, в течение которого осужденный нарушал возложенный запрет (в том числе при попустительстве администрации).
- Литература:
- Крылова Е. С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по уголовному законодательству России и зарубежных стран: дисс. … к.ю.н. Казань, 2002.;
- Ничуговская О. Н. Система наказаний в современном российском уголовном законодательстве: проблемы и перспективы развития: дисс. … к.ю.н. М., 2012.;
- Кокшова Марина Владимировна, Проблемы исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью // Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (45): в 2-х ч. Ч. II. C. 118–121.;
- Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью — порядок исполнения наказания, Прокуратура Московской области // [Электронный ресурс] URL:http://mosoblproc.ru/explain/e224/.;
- Попова Юлия Павловна Вопросы законодательного конструирования и правоприменения лишения права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью, Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2008., Выпуск: № 2. С. 177–181.
Основные термины (генерируются автоматически): деятельность, должность, вид наказания, лишение, осужденный, вид лишения, местное самоуправление, РФ, государственная служба, дальнейшая оптимизация.
деятельность, должность, вид наказания, лишение, осужденный, вид лишения, РФ, местное самоуправление, государственная служба, дальнейшая оптимизация.
работа, местное самоуправление, осужденный, основное место работы, вид наказания, карательная политика, место работы, уголовно-исполнительная инспекция, уголовное наказание, Российская Федерация.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ основными целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
По приговору суда, лицо, получившее меру наказания в виде лишения свободы, лишается возможности свободного передвижения по территории РФ и обязано весь срок наказания находится в исправительном учреждении…
установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.
На основании этого мы можем предположить, что на сегодняшний день штраф можно рассматривать как более строгий вид наказания по сравнению с лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград или же…
лишение свободы, исправительное учреждение, место лишения свободы, Конституция РФ, осужденный, гражданин, Российская Федерация
Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление… Согласно ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции…
осужденный, РФ, Российская Федерация, исправительное учреждение, Европейский Суд, место лишения свободы, уголовно-исполнительная
Основные термины (генерируются автоматически): работа, местное самоуправление, осужденный, основное место работы, вид.
вид наказания, условное осуждение, лишение свободы, наказание, УК РФ, удельный вес, ограничение свободы, вид лишения свободы, вид наказаний, работа.