Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Данный государственный орган формирует общедоступные ресурсы, которые содержат сведения из реестров, а, кроме того, положения о конкретных видах деятельности и технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к процедуре лицензирования. В этой статье рассмотрим деятельность, а также полномочия лицензирующего органа.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Основные положения

Лицензия является разрешением на проведение определенной деятельности при условии обязательного соблюдения необходимых требований и условий.

Этот документ выдает лицензирующий орган в пользу юридического лица, а также в адрес индивидуального предпринимателя.

Регулирование отношений, которое возникает в связи с процедурой лицензирования определенных видов деятельности, происходит согласно федеральному закону № 158.

В каком случае лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии? Если лицензиат привлечен к административной ответственности за то, что он не исполняет в установленный срок предписания и не устраняет грубое нарушение лицензионных требований.

На кого не распространяется?

Действие данного закона никак не распространяется на проведение внешнеторговой и таможенной деятельности. Кроме того, он не имеет отношения к деятельности, связанной с охраной окружающей среды и применением природных ресурсов.

Также этим законом не контролируются отношения, которые возникают в связи с применением результатов интеллектуальной деятельности.

К лицензирующим органам относят органы исполнительной власти субъектов России, которые действуют на основании настоящего Федерального закона (МВД России, МЧС России, Роспром, ФСБ России, ФМС России, Минфин России, Роспотребнадзор).

К лицензируемым видам относят деятельность, осуществление которой может повлечь за собой причинение ущерба правам, а, кроме того, законным интересам, граждан, их нравственности и здоровью, а также обороне страны наряду с безопасностью государства.

Требования и условия лицензирующего органа

Обязательными требованиями для всех лицензируемых вариантов деятельности служит соблюдение российского законодательства наряду с экологическими, санитарно-эпидемиологическими, гигиеническими, противопожарными нормами и правилами.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Виды лицензирующих органов мы рассмотрели. Помимо всего прочего, от соискателя лицензии необходимы специальные знания, поэтому им предъявляются строгие квалификационные требования в той или иной сфере деятельности.

Здания, а также сооружения наряду с технологическим оборудованием также должны отвечать всем необходимым условиям и соответствовать специальным требованиям.

Полномочия

Лицензирующий орган осуществляет ряд следующих полномочий:

  • Производит предоставление лицензии.
  • Занимается переоформлением документации, подтверждающей наличие лицензии.
  • Приостанавливает функционирование лицензий. Это осуществляется в ситуациях административного приостановления той или иной деятельности лицензиатов ввиду нарушения существующих требований и условий.
  • Прекращает действие лицензии в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
  • Ведет реестр лицензий.
  • Осуществляется предоставление в адрес заинтересованных лиц информации из реестров и прочих сведений о процедуре лицензирования.
  • Осуществление контроля над соблюдением условий и требований при занятии лицензируемыми видами деятельности.
  • Обращение в суд с заявлением касательно аннулирования лицензии.

Порядок полномочий лицензирующих органов устанавливают положения о конкретных вариантах деятельности. Но есть и некоторые ограничения.

К полномочиям лицензирующих органов не относится аннулирование лицензии в случае нарушения требований промышленной безопасности.

Лицензионный контроль

Лицензионный контроль проводят в целях проверки достоверности сведений о соискателях, на основании содержащихся в представленных документах информации. Таким образом, определяется возможность выполнения соискателями лицензионных требований. А кроме того, проверяются сведения о соблюдении лицензионных условий при осуществлении того или иного вида деятельности.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Лицензирующими органами проверка производится посредством сопоставления информации со сведениями, хранящимися в едином государственном реестре юридических лиц, а, кроме того, индивидуальных предпринимателей. Лицензирующим органом соответствующие сведения получаются в порядке, который установлен Правительством России.

В частности, при проведении лицензирующими органами проверки на возможность выполнения соискателем необходимых требований, применяется положение Федерального закона № 294, которое называется «О защите прав в отношении юридических лиц в рамках осуществления муниципального контроля и государственного надзора».

Лицензирующий орган принимает решение в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Виды деятельности, для которых требуется лицензия

В федеральном законе приводится 105 видов деятельности, для занятия которыми необходимо получение лицензии. Назовем некоторые из них:

  • Производство авиационной техники.
  • Деятельность, связанная с разработкой и производством средств защиты конфиденциальных сведений.
  • Разработка военной техники.
  • Торговля вооружением.
  • Производство изделий пиротехники.
  • Геодезическая деятельность.
  • Фармацевтическая деятельность.
  • Производство и выпуск медицинской техники.
  • Культивирование растений, которые содержат наркотические средства для их дальнейшего применения в научных целях.
  • Перевозки пассажиров на морском транспорте.
  • Перевозки пассажиров воздушным транспортом.
  • Перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте.
  • Аудиторская деятельность.
  • Медицинская деятельность.
  • Космическая деятельность.
  • Образовательная деятельность. Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Положения о лицензировании: работы и услуги

Положениями о лицензировании определенных видов деятельности установлен список работ и услуг по следующим вариантам деятельности:

  • Деятельность, связанная с проведением и организацией азартных игр, в том числе с применением специального оборудования в казино.
  • Осуществление космической деятельности.
  • Занятие медицинской деятельностью.
  • Выполнение проектирования зданий или сооружений, исключая сооружения сезонного, а, кроме того, вспомогательного назначения.
  • Инженерное изыскание для строительства зданий, за исключением построек сезонного либо вспомогательного назначения.
  • Эксплуатирование взрывопожароопасных объектов.
  • Проведение образовательной деятельности по педагогическим программам.

Приостановление и аннулирование

Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае привлечения лицензиатов за нарушение требований к административной ответственности в рамках, установленного кодексом об административных правонарушениях порядка.

В случаях вынесения судьей решения о приостановлении деятельности за нарушение требований, уполномоченный орган в течение суток с момента вступления такого заключения в силу приостанавливает действие лицензии.

Обязанности лицензиата

Лицензиат обязуется уведомлять в письменной форме уполномоченный орган об устранении им нарушения условий, которые повлекли за собой официальное приостановление его деятельности. Данное уведомление лицензиаты могут направлять в электронной форме.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Действие лицензии может быть возобновлено уполномоченным органом со дня, который следует за периодом истечения срока приостановления деятельности. Период действия лицензий на время их приостановления не продлевается.

В том случае, если в указанный судьей срок не будут устранены нарушения условий, которые повлекли за собой приостановление деятельности лицензиата, уполномоченный орган обязуется обратиться в суд с требованием по аннулированию лицензии. Как правило, лицензию аннулируют решением суда, опираясь на рассмотрение заявления от уполномоченного органа.

Когда прекращается действие лицензии?

Действие лицензии обычно прекращается с момента внесения в единый реестр записи о закрытии юридического лица в результате реорганизации либо со дня окончания срока действия соответствующего документа или принятия уполномоченным органом решения о ее досрочном приостановлении.

Действие лицензии приостанавливается на основании представленного в уполномоченный орган заявления о прекращении осуществления того или иного вида деятельности. Кроме того, действие лицензии заканчивается со дня вступления решения суда об аннулировании документа в законную силу.

Использование лицензии

Лицензию выдают отдельно на каждый тип деятельности. Она может быть использована исключительно теми юридическими лицами, а, кроме того, индивидуальными предпринимателями, которым она выдана.

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Федеральную лицензию можно использовать на всей территории России. Региональную лицензию используют в пределах выдавшего ее субъекта. На территории прочих субъектов страны ее можно использовать только при условии уведомления лицензирующего органа.

Срок действия лицензий не может быть меньше чем три года. Его нельзя продлевать по заявлению лицензиатов. Федеральные законы и положения о лицензировании определенных видов деятельности предусматривают бессрочное действие лицензии.

Лицензируемые виды деятельности определяются по типам производимой продукции, а, кроме того, по стадиям ее цикла, будь то проектирование, или последующая переработка наряду с транспортированием, хранением, утилизацией и так далее. За выдачу лицензий взимают сбор в соответствии с Налоговым кодексом страны.

Читайте также:  Наследники первой очереди по закону - ст 1142 ГК РФ: кто ими является и как делится имущество

Документы для получения лицензии

В лицензирующие органы требуется подавать следующие документы:

  • Заявление, составленное по установленному образцу.
  • Копии учредительной документации организации, которые должны быть заверены у нотариуса.
  • Все требуемые документы, которые устанавливаются положением о процедуре лицензирования определенного вида деятельности.
  • Опись всех приложенных документов.

Форму заявления устанавливает положение о лицензировании некоторых видов деятельности. Какие документы не вправе требовать лицензирующий орган? Это копии документации, свидетельствующей об отсутствии у юридических лиц какой-либо налоговой задолженности за предыдущий период.

Реестры лицензий

Ведется реестр лицензий по видам деятельности. Лицензирование осуществляется в электронной форме.

Ведение реестра на электронных носителях осуществляют в соответствии с единым организационным, методологическим и программно-техническим принципом, который обеспечивает совместимость наряду со взаимодействием лицензий с прочими информационными системами и телекоммуникационными сетями. Итак, в реестрах должны быть указаны следующие сведения:

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

  • Информация о регистрации лицензии.
  • Основание наряду со сроком приостановления либо возобновления лицензий.
  • Информация об основании и дате аннулирования лицензий.
  • Сведения об основании и сроках применения упрощенного порядка по лицензированию.
  • Информация об адресах проведения лицензируемого типа деятельности.
  • Информация о выдаче документации, подтверждающей наличие лицензий.
  • Основание наряду с датой прекращения действия лицензий.
  • Прочая информация, которую определяют положения о лицензировании определенных видов деятельности.

Лицензирующим органом вносятся записи в реестр лицензий, как правило, в течение трех дней с момента оглашения им решения о предоставлении соответствующего документа.

Информация, которая содержится в реестре лицензий, является открытой. Она в первую очередь доступна для ознакомления заинтересованных лиц.

Такие сведения подлежат обязательному размещению на официальном интернет-портале лицензирующего органа.

Исключение составляют случаи, при которых в рамках сохранения служебной, коммерческой или государственной тайны подобный доступ должен быть ограничен на основании российского законодательства.

Информацию, которая содержится в реестре лицензий, в форме каких-либо выписок о тех или иных лицензиатах предоставляют физическим и юридическим лицам за определенную плату. Размер оплаты за предоставление данной информации составляет, как правило, сто рублей.

Оплату за предоставление сведений, которые содержатся в реестре лицензий, зачисляют в соответствующий бюджет. Информацию из реестра для органов государственной власти и местного самоуправления предоставляют бесплатно.

Срок предоставления любых сведений из реестра лицензий не должен превышать трех дней с момента поступления соответствующего заявления.

Мы рассмотрели основные полномочия лицензирующих органов.

Компетенция органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности

Ретенко, И. В. Компетенция органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности / И. В. Ретенко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 1 (15). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/151/4748/ (дата обращения: 28.06.2022).



  • В статье рассматривается перечень органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности и компетенция органов власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности.
  • Ключевые слова: лицензирование, лицензия, лицензируемый вид деятельности; государственное регулирование.
  • The article considers list of authorities in the sphere of business licensing and competence of authorities in the sphere of business licensing.
  • Keywords: licensing, license, licensed activity, state regulation.

Назначение лицензирования состоит в установлении государственного контроля за осуществлением определенных видов предпринимательской деятельности, которые сопряжены с реализацией наиболее важных публичных интересов.

Регулирующее воздействие государства на экономику посредством лицензирования отдельных видов деятельности реализуется через лицензирующие органы.

Поэтому важно в настоящем исследовании определить перечень органов власти, компетенцию органов власти, сравнение действующего законодательства и предыдущего в сфере лицензирования предпринимательской деятельности.

В ст.

3 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержится определение: лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование [2].

Действующее законодательство в изучаемой сфере значительно расширило полномочия Правительства РФ в области лицензирования, добавлены несколько полномочий по лицензированию предпринимательской деятельности.

Одним из них является полномочие по утверждению порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг.

Следующее полномочие касается утверждения типовой формы лицензии. Ранее действующий Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ не закреплял типовую форму лицензии, что порождало разногласия при оформлении лицензий и в названии документа, подтверждающего право на осуществление определенного вида деятельности.

На наш взгляд, правильным является подход законодателя по устранению такого противоречия.

Нельзя не согласится с мнением тех ученых, которые отмечают, сравнивая предыдущее правое регулирование лицензирования, что действующий закон, регулирующий изучаемые правоотношения, установил четкий порядок утверждения типовой формы лицензии, а также закрепил уполномоченный на это орган исполнительной власти — Правительство РФ.

Еще одним из вновь введенных полномочий Правительства РФ является утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании [4].

На наш взгляд, нововведение является положительной мерой в процессе совершенствования законодательства в сфере лицензирования.

Ведь мониторинг позволяет определить необходимость и возможность корректировки законодательства, определить подход правоприменительных органов в данной сфере, установить, является ли этот подход соответствующим действующему законодательству.

В целом законодателем Правительству РФ отведена одна из главных ролей в процессе лицензирования отдельных видов деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» [3] установлен Перечень органов, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности.

В него включены 4 федеральных министерства (Минкультуры России, Минпромторг России, МЧС России, МВД России), 15 федеральных служб (ФСБ России, ФСТЭК России, Ростехнадзор, Роскомнадзор, Ространснадзор), 3 федеральных агентства (Росавиация, Роскосмос, Рослесхоз).

Помимо перечисленных органов лицензиарами по видам деятельности, не подпадающих под действие Закона о лицензировании № 99-ФЗ, уполномочены быть Банк России, Минобороны России, Ростехнадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ России, СВР России, ФСТЭК России.

Для осуществления функции по лицензированию, как правило, в федеральных органах исполнительной власти создаются специальные подразделения. В некоторых случаях рассматриваемая деятельность осуществляется только подразделениями центрального аппарата [4].

Конституция РФ (п. 1 ст. 78) наделяет федеральные органы исполнительной власти правом, а не обязанностью, создания территориальных органов для осуществления своих лицензионных полномочий [1].

Поэтому не все федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы, наделенные полномочиями по лицензированию (например, Минпромторг России, Роскосмос). В соответствии со ст.

6 Федерального закона № 99-ФЗ осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами [2].

Состав и полномочия лицензирующих органов | Студент-Сервис

Лицензирующие органы в соответствии со ст. 2 Закона о лицензировании – это федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Закона о лицензировании.

Читайте также:  Условный срок - это судимость или нет: особенности наказания и последствия для преступника

Это означает, что законодатель не признает лицензирующими органы, осуществляющие лицензирование видов деятельности, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона о лицензировании. Однако если не принимать во внимание буквальную трактовку закона, то станет ясно, что лицензирующий орган – это не какой-то специально созданный специфический орган власти, непохожий на все остальные органы.

На самом деле лицензирующий орган – это понятие, объединяющее совокупность определенных правомочий отраслевого органа власти в области лицензирования.

По существу, наличие у органа власти (иного уполномоченного органами власти субъекта) набора определенных полномочий по лицензированию по лицензированию конкретного вида деятельности означает, что этот орган является лицензирующим в отношении неограниченного круга субъектов.

Поэтому, говоря о составе лицензирующих органов, мы должны остановится на двух группах таких органов. Первую группу составляют лицензирующие органы, определенные в соответствии с Закона о лицензировании. Вторую же, менее однородную, – органы, наделенные полномочиями лицензирующих органов на основании других законов.

В соответствии с нормами Закона о лицензировании лицензирующими органами могут являться только федеральные и региональные органы исполнительной власти.

При этом участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможно только на основании специального решения Правительства Российской Федерации в соответствии со ст.

5 Закона о лицензировании либо путем заключения соглашения между федеральным и региональным органом исполнительной власти о передаче последним осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утверждены перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

  • В состав федеральных лицензирующих органов входят 16 министерств, в том числе:
  • 1) Министерство внутренних дел РФ (негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность, виды деятельности, связанные с торговлей, экспонированием, коллекционированием оружия и патронов, а также деятельность по трудоустройству граждан РФ за рубежом);
  • 2) Министерство здравоохранения и социального развития РФ (медицинская и фармацевтическая деятельность, а также деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения и связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний);
  • 3) Министерство имущественных отношений РФ (оценочная деятельность);
  • 4) Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • 5) Министерство по налогам и сборам РФ (производство табачных изделий);
  • 6) Министерство природных ресурсов РФ (деятельность по обращению с опасными отходами);
  • 7) Министерство транспорта РФ (деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте, технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и грузов, а также погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте);
  • 8) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (деятельность по предупреждению и тушению пожаров, производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также совместно с Госгортехнадзором – эксплуатация пожароопасных производственных объектов);
  • 9) Министерство промышленности и энергетики РФ (производство лекарственных средств, медицинской техники, техническое обслуживание медицинской техники; деятельность по эксплуатации электрических и тепловых сетей, переработка, транспортировка, хранение и реализация нефти, газа и продуктов их переработки);
  • 10) Министерство сельского хозяйства РФ (культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ, деятельность по разведению племенных животных, по производству и использованию племенной продукции (материала), элитных семян (семян элиты), по хранению зерна и продуктов его переработки);
  • 11) Министерство транспорта РФ (перевозки морским, внутренним водным и автомобильным транспортом пассажиров и грузов, сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом, погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах и на внутреннем водном транспорте);
  • 12) Министерство труда РФ (деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи, и также деятельность негосударственных пенсионных фондов);
  • 13) Министерство финансов РФ (деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией, и также аудиторская деятельность);
  • 14) Министерство экономического развития и торговли РФ (туроператорская и турагентская деятельность, а также деятельность по продаже прав на клубный отдых).

Основные вопросы по лицензированию

В соответствии с Гражданским кодексом для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение со стороны государства (лицензия). Основным законом, регулирующим вопрос лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с данным законом под лицензирование подпадает около 100 видов деятельности.

Кроме того, законом (пункт 2 статьи 1) определены еще 19 сфер деятельности, на которые его действие не распространяется. Лицензирование в отношении них осуществляется в особом порядке. К таким сферам деятельности относятся банковская деятельность, нотариальная, внешнеэкономическая и ряд других.

В соответствии с законом о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых требует предварительного одобрения лицензирующим органом, поскольку его осуществление может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Попадание вида деятельности в перечень лицензируемых означает, что его осуществление возможно только после получение разрешения в государственных органах.

В противном случае предприниматель или юридическое лицо могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии установлена статьей 14.1 КоАП и предусматривает следующее наказание:

  • административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии может повлечь за собой привлечение предпринимателя к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (статья 171  УК РФ). Ответственность предусмотрена следующая:

  • штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.

Правом получения лицензии обладают все без исключения хозяйствующие субъекты, соответствующие установленным лицензионным требованиям и условиям.

В то же время законодательно установлен запрет на занятие определенными видами деятельности для индивидуальных предпринимателей, которым, естественно, не может быть выдана и лицензия на право их осуществления.

Как правило, к таким видам деятельности относятся разработка, производство и продажа продукции военного и двойного назначения, оборот наркотических средств, ядов и т.д. В последнее время к закрытым для индивидуальных предпринимателей видам деятельности добавились производство и продажа алкогольной продукции.

Читайте также:  Возврат в Зару: основания и порядок подачи заявления

Лицензирующие органы

В случае если вид деятельности попадает под лицензирование, начинающий предприниматель должен собрать определенный перечень документов и представить их в лицензирующий орган.  Перечень лицензирующих органов устанавливается Правительством РФ.

Согласно закону о лицензировании, лицензирующие органы наделены следующими полномочиями:

  • предоставление лицензий;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановление действия лицензий;
  • прекращение действия лицензий;
  • ведение реестров лицензий;
  • осуществление лицензионного контроля;
  • обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Получение лицензии

Для получения лицензии необходимо написать соответствующее заявление в лицензируемый орган с указанием лицензируемого вида деятельности.

В заявлении, поступившем от соискателя лицензии — юридического лица, должно обязательно быть указано полное (и сокращенное), в т.ч. фирменное наименование, его организационно-правовая форма и место нахождения юридического лица.

В случае, если соискателем лицензии выступает индивидуальный предприниматель, то в заявлении указываются данные о нем как о гражданине: фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность. В заявлении о предоставлении лицензии должны быть указаны также и данные документа, удостоверяющего личность заявителя.

Далее соискатели лицензии (уже независимо от того, являются ли они физическими или юридическими лицами) в заявлении о предоставлении лицензии должны указывать государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В заявлении должны быть указаны и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 19.06.

2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются:

  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001;
  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р50003;
  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, по форме N Р57001.

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:

  • Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001;
  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме N Р60004;
  • Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, по форме N Р67001.

В заявлении также должны быть указаны адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Данное обстоятельство имеет важное значение, поскольку изменение адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности влечет за собой переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии (ст. 11  Закона о лицензировании).

К заявлению соискатель лицензии должен приложить ряд документов. Во-первых, это учредительные документы (для юридического лица) – оригинал или нотариально заверенная копия.

Во-вторых, это документы, свидетельствующие о возможности соблюдения им лицензионных требований и условий. Перечень таких документом определяется соответствующим положением о лицензировании.

Для того, чтобы заявление о предоставлении лицензии было рассмотрено, соискатель лицензии должен заблаговременно заплатить государственную пошлину и уже при подаче заявления приложить к нему документ (платежное поручение, квитанция) об уплате государственной пошлины.

В соответствии с законодательством РФ сборы за предоставление лицензии – 2600 рублей, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии – 200 рублей. Вместе с тем, ряд документов, необходимых для получения лицензии, возможно получить только за плату.

Поэтому, итоговые затраты на лицензирование могут в десятки или даже сотни раз превышать официально установленные сборы.

Срок принятия решения по поступившему заявлению о предоставлении лицензии составляет не более 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми сопутствующими документами.

Кроме того, в этот же временной отрезок включается и обязанность лицензирующего органа уведомить соискателя лицензии о своем решении.

Таким образом, в течение 45 дней лицензирующий орган со дня принятия заявления и представленных документов должен осуществить их проверку, руководствуясь результатами такой проверки, принять соответствующее решение о предоставлении либо о не предоставлении лицензии и уведомить об этом решении соискателя лицензии.

Переоформление лицензии

В процессе деятельности у предпринимателя (юридического лица) могут возникнуть основания для переоформления лицензии. Переоформление лицензии происходит, в основном, в следующих случаях:

  • реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования или места его нахождения;
  • изменение имени или места жительства индивидуального предпринимателя;
  • изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

Для переоформления лицензии лицензиат должен написать соответствующее заявление в лицензирующий орган. Заявление должно быть подано в течение 15 дней с того момента, как появились основания для переоформления лицензии.

Переоформление лицензии происходит в течение 10 дней.

У лицензирующего органа есть только одно основание для отказа в переоформлении — представление неполных или недостоверных сведений.

Продление действия лицензии

Законом о лицензировании (статья 8 ) предусмотрен 5-летний срок действия лицензии. Положениями о лицензировании может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

По истечении данного срока действие лицензии может быть продлено.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления лицензии.

Приостановление действия лицензии

В случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий действие его лицензии может быть приостановлено. Приостановление действия лицензии может быть только в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в виде административного приостановление деятельности за нарушение лицензионных требований и условий.

В этом случае лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. Досрочное прекращение возможно в случае устранения лицензиатом выявленных нарушений.

Аннулирование лицензии

Законом о лицензировании предусмотрена возможность аннулирования лицензии. Полномочиями по аннулированию лицензии наделен суд, который рассматривает соответствующее обращение лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Следует обратить внимание, в Законе о лицензировании специально подчеркивается, что обращение лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии — это его обязанность, а не право.

При этом несоблюдение лицензирующим органом порядка административного приостановления действия лицензии (соблюдение сроков приостановления действия лицензии, указание лицензиату на сроки устранения нарушений лицензионных требований и условий) является основанием для отказа судом в удовлетворении требований об аннулировании лицензии (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 по делу № А56-342/2007).

Лицензионный контроль

В процессе осуществления деятельности лицензиат будет сталкиваться с действиями лицензирующего органа по проведению лицензионного контроля. Лицензионный контроль заключается в проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных положением о лицензировании.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *