Служебное произведение: кому принадлежат исключительные права

Авторское право широко распространено в различных отраслях бизнеса, и встречается даже чаще, чем нам кажется: не только в деятельности представителей творческих профессий, но и в сферах, на первый взгляд, далеких от творчества — и в IT, и в науке, и во многих других.

При этом существует огромное количество мифов об авторском праве, в том числе о его особенностях в трудовых отношениях. Поэтому предлагаем разобраться, кому принадлежат авторские права на труд работника, сколько за них нужно платить (и нужно ли) и в других тонкостях прав на произведения работников.

Что такое авторские права?

Прежде чем перейти к вопросам авторского права в трудовых отношениях, давайте разберёмся: а что же относится к авторским правам?

Авторские права перечислены в статье 1225 Гражданского кодекса РФ. Для удобства их можно разделить на следующие группы:

1. Личные неимущественные права

К числу личных неимущественный прав относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Служебное произведение: кому принадлежат исключительные права

Особенности этой группы прав следуют из названия.

Личными они называются потому, что тесно связаны с личностью автора, а неимущественными — потому что с ними нельзя совершить действия, аналогичные действиям с имуществом (нельзя прощать, подарить и т.д.

). Из этого и следует главная особенность данных прав — они всегда принадлежат только автору и никаким образом не могут быть переданы третьему лицу.

То есть даже если Вы приобрели права на какой-либо объект авторского права по договору — личные неимущественные права останутся у автора объекта.

Такая же ситуация и с трудовыми отношениями, за некоторыми исключениями, о которых мы поговорим в разделе  4 этой статьи.

Как и о том, что с этим делать и как использовать произведения, несмотря на сохранение личных неимущественных прав за автором.

2. Исключительное право

Собственно, когда речь заходит об авторских правах, обычно имеют в виду именно исключительное право. Исключительное право состоит в возможности использовать самому и разрешать другим использовать произведение. Правообладатель может использовать своё произведение любым не запрещённым законом способом.

Гражданский кодекс РФ содержит перечень способов использования произведений, но даже несмотря на то, что он очень широк и охватывает действия от размещения в интернете до строительства здания по архитектурному проекту, закон оговаривает, что и иные способы, которые являются законными, могут быть реализованы правообладателем (или тем, кому он разрешил).

Исключительное право очень широко: вправе разрешить или запретить как коммерческое, так и на некоммерческое использование (кроме установленных законом случаев свободного использования произведения). И что самое важное — оно может быть передано другому лицу: по договору, по наследству… И в трудовых отношениях, на что особенно мы обратим внимание далее в этой статье.

3. Иные права

Кроме перечисленных выше прав закон предусматривает права, которые не вошли ни в одну из обозначенных выше групп: право следования, право доступа, право на осуществление авторского надзора, право на вознаграждение и другие. Подробнее об некоторых из этих прав — в таблице.

Служебное произведение: кому принадлежат исключительные права

 Таким образом, понятие авторских прав гораздо шире, чем могло показаться на первый взгляд. Авторские права разнообразны, в законодательстве предусмотрен различный подход к ним, что надо учитывать при оформлении документов, в том числе по трудовым отношениям, если в ходе работы будут созданы объекты авторского права.

Что такое служебное произведение? Когда права на произведение работника принадлежат работодателю?

Служебным произведением является результат творческой деятельности работника, любой предусмотренный Гражданским кодексом объект авторского права, созданный в рамках выполнения трудовых обязанностей. То есть для признания создаваемых объектов служебными произведениями обязанность по их созданию должна быть закреплена в трудовом договоре и(или) должностной инструкции работника.

Нужно отметить, что такова ситуация по ныне действующему Гражданскому кодексу. По ранее действующему законодательству (закон «Об авторском праве и смежных правах действовал в период с 09 июля 1993 года по 01 января 2008 года) служебным произведение считалось в 2 случаях: если оно создано в пределах выполнения служебных обязанностей либо по служебному заданию работодателя.

Таким образом, в настоящее время оформление служебного задания не является основанием для приобретения прав на произведение как на служебное, однако некоторые работодатели продолжают его оформлять (и делают правильно). Почему?

  • Дело в том, что Верховный суд Российской Федерации (разъяснения которого обязательны для нижестоящих судов), обязал именно работодателя доказывать, что созданное работником произведение является служебным (абзац 5 пункта 104 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 23 апреля 2019 года).
  • Причем доказательства, что произведение является служебным, может понадобится не только в споре с работниками, но и с любыми третьими лицами, которые используют его без разрешения работодателя.
  • Так, при рассмотрении дела о незаконном использовании архитектурного решения Суд по интеллектуальным правам отказал в защите прав истца, мотивировав это следующим.

Истец обосновывал приобретение прав на архитектурное решение тем, что оно являлось служебным произведением.

Чтобы суду установить факт создания служебных произведений,  разъяснено в решении, суд должен проанализировать содержание трудовых договоров, служебных заданий на предмет наличия (отсутствия) в них обязанностей работника по созданию служебных произведений. Однако документов, подтверждающих, что создание произведения входило в трудовые обязанности, представлено не было.

В связи с изложенным суд не признал за истцом прав на архитектурное решение (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24 апреля 2015 года по делу №А40-19843/2014).

Таким образом, оформление служебных заданий, отчетов о создании произведения или любых иных документов, позволяющих зафиксировать создание именно этого произведения в рамках выполнения трудовых обязанностей, может быть очень полезно.

Кто же приобретает права на служебные произведения? Как мы писали выше, личные неимущественные права темно связаны с личностью автора, они неотчуждаемы, не могут быть переданы другому лицу. Нет исключений и для служебных произведений — автор-работник сохраняет, к примеру, право авторства, право на имя.

А вот исключительное право на служебное произведение (которое обычно и интересует, когда заходит речь об авторских правах), принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено договором Сторон.

Первоначально исключительные права на служебное произведение передаются работодателю на 3 года. За этот срок он должен совершить одно из 3 действий:

  • Начать использовать произведение самому.
  • Передать права на произведение третьему лицу.
  • Принять решение о сохранении произведения в тайне.

После совершения одного из этих действий права на служебное произведение окончательно переходят работодателю. Если ни одного из этих действий работодатель не совершит, исключительные права возвращаются автору.

При совершении одного из этих действий у работника возникает право на вознаграждение (но подробнее об этом мы поговорим в главе 5).

Когда права на произведение остаются за работником?

Исходя из изложенного выше, можно выделить случаи, когда права на произведение останутся за работником:

Во-первых, в случаях, когда автор не является работником по трудовому договору.

Произведение является служебным, если работник оформлен по трудовому договору в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Если же он работает по какому-то гражданско-правовому договору (договору оказания услуг, договору подряда и т.д.) создаваемые им объекты авторского права не будут служебными произведениями, а принадлежность прав на них будет зависеть от иных факторов.

Во-вторых, сохранение права на произведение за работником может быть предусмотрено в трудовом договоре или в ином договоре, заключённом между работником и работодателем.

Работодатель в таком случае не останется ни с чем — он вправе использовать произведение на условиях неисключительной лицензии, но только при условии выплаты вознаграждения.

В-третьих, работодатель лишается прав на служебное произведение, если в течение 3 лет не начал использовать произведение сам, не передал права на него третьему лицу или не принял решение о сохранения произведения в тайне. То есть если за 3 года работодатель не совершил никаких действий над произведением — исключительное право на него перейдёт и закрепится за работником.

В-четвёртых, права остаются за работником в случае, если создание произведения не входит в его трудовые обязанности. То есть работник может быть штатным сотрудником, создать произведение в рабочее время и даже с использованием ресурсов работодателя, но если его создание не входит в закреплённые трудовым договором и/или должностной инструкцией обязанности, оно не будет являться служебным.

А что делать с неимущественными правами?

Как мы уже говорили разделе 2, за работником всегда сохраняются личные неимущественные права (право авторства, право на имя и т.д.). Часто это обстоятельство недооценивается работодателем: «У нас же исключительные права, можем делать что захотим…».

Такой подход может быть чреват неприятностями вплоть до судебных исков и выплаты автору компенсаций.

Так, к примеру, Санкт-Петербургским городским судом по иску автора служебного произведения — архитектурного проекта было взыскано 100 000 рублей компенсации морального вреда за размещение данного проекта на сайте без указания имени автора (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 5 сентября 2016 года № 33-17714/2016 по делу № 2-170/2016).

Какие же действия могут нарушить личные неимущественные права автора-работника? Назовём самые распространённые:

  1. неуказание имени автора при каком-либо использовании его труда (нарушение права на имя);

  2. указание в качестве автора не самого автора, а руководителя, например (нарушение права авторства);

  3. внесение изменений в произведение (нарушение права на неприкосновенность произведения).

Что же касается первой публикации (иного выпуска в свет), не получая для этого согласия автора-работника, право на обнародование произведения не нарушается: Гражданский кодекс предусматривает возможность работодателя обнародовать произведение (если конечно стороны не предусмотрели иное в договоре).

Но не стоит пугаться, что личные неимущественные права автора заблокируют возможности использования произведения. Если говорить о втором случае, здесь конечно имеет место присвоение авторства и такие действия недопустимы.

Читайте также:  Оскорбление на рабочем месте:что делать если оскорбили и ответственность по закону

А вот остальные действия вполне могут быть законными. Для этого работнику и работодателю нужно предусмотреть в трудовом договоре или в отдельном соглашении, что автор даёт согласие, к примеру, на анонимное использование служебных произведений, на внесение в них изменений.

Нужно ли платить работникам за служебные произведения?

Гражданский кодекс устанавливает, что автор-работник имеет право на вознаграждение за создание служебного произведения.

Если быть точным, это право возникает в случае, когда исключительные права на произведение приобретает работодатель, как некая компенсация за их утрату.

Размер этого вознаграждения или какие-либо формулы его определения, условия и порядок выплаты законом не установлены: они определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора — судом.

Многие работодатели, даже знакомые с этой нормой, уверены, что специально платить работнику за создание служебных произведений не нужно — он же получает за них зарплату!

Однако суды смотрят на этот вопрос совсем иначе. Рассмотрим пример из практики (Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30 ноября 2016 г. по делу №4Г-4337/2016).

Истец обратился в суд с иском о выплате вознаграждения за использование служебного произведения. Он написал в соавторстве книгу, которая была издана работодателем-ответчиком, однако никаких выплат за это не получил.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, мотивируя это тем, что создание спорной книги было связано с выполнением истцом его трудовых обязанностей, по результатам которых ему производилась выплата заработной платы.

Однако вышестоящий суд признал эти выводы не соответствующими закону и отменил решение суда первой инстанции, указав, что «требуемое истцом вознаграждение предусмотрено нормами не трудового, а авторского права и не может замещаться выплатой заработной платы. … Заработная плата, подлежащая выплате работнику в рамках трудовых правоотношений за выполнение им трудовых обязанностей, не является авторским вознаграждением, получаемым работником как автором служебного произведения за его использование.»

Таким образом, приобретение работодателем прав на служебное произведение порождает обязанность по уплате вознаграждения автору за его создание сверх заработной платы. Конкретный его размер не установлен, самое важное — факт его выплаты.

Выплата вознаграждения может быть организована различным образом — как единовременная выплата при каждом создании, как процент от доходов от использования произведения, как ежемесячная стимулирующая выплата… Работодателю важно учитывать эту особенность при установлении системы оплаты труда и размеров зарплат творческих работников.

Итак, созданные в рамках выполнения своих обязанностей объекты авторского права называются служебными. Права на них дробятся: исключительные (при соблюдении оговорённых в статье условий) передаются работодателю, а личные неимущественные остаются у работника. За эти произведения работнику должно быть выплачено вознаграждение сверх зарплаты.

Исключительное право на произведение: договор, нарушение, передача

Если ваш бизнес строится на творческой работе сотрудников, нужно выкупать исключительные права. Звучит как серьёзная сделка с ворохом бумаг, но на деле условие о выкупе просто вписывают в трудовой договор. Рассказываем, как это сделать правильно.

Наши источники:

???????? Часть 4 Гражданского кодекса про интеллектуальную собственность,

???? Постановление Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10.

Что будет, если исключительное право не забрать

Делая творческую работу, сотрудник становится автором её итога. Штатный разработчик написал код — он навсегда его автор. Итог работы закон называет произведением и относит к нему фото, видео, рисунок, текст, программу, музыку. Полный список — в ст. 1225 ГК РФ.

Автор имеет право использовать произведение. А ещё продать или разрешить пользоваться за деньги. То есть продавать программу по лицензии изначально может только разработчик. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ.

Чтобы работодатель мог зарабатывать на произведении, у работника выкупают исключительное право. Какой именно пункт проверить в договоре с работником, расскажем ниже. А пока, вот три сценария, когда предприниматель теряет деньги, потому что не купил права.

Сотрудник сам заработает на произведении

Разработчик запустит продажу программы по лицензии и станет вашим конкурентом. Иллюстратор продаст рисунки другому заказчику, и ваш продукт потеряет уникальность.

Дизайнер оформит в вашем фирменном стиле личный сайт и переманит покупателей. Неважно, что работник каждый месяц получал зарплату, а работодатель оплатил графический редактор для создания логотипа.

Если исключительные права не выкуплены, не поможет даже суд.

Вот грустный пример про ошибку работодателя.

Штатный разработчик написал программу для переписки врачей с пациентами Medsenger. Потом уволился и программу унёс с собой. Дальше открыл фирму вместе с двумя коллегами, зарегистрировал программу в Роспатенте и начал продажи.

Работодатель пошёл в суд. Он требовал запрет продажи и компенсацию в 5 000 000 ₽. Программисту он платил зарплату, значит, права выкупил. А готовый продукт получился благодаря всему штату фирмы. Например, название придумал продакт-менеджер. 

Но выяснился нюанс, которого хватило, чтобы работодатель проиграл суд. По трудовому договору разработчика брали на создание электронных медкарт, про другие программы речи не было. Формально мессенджер он создал не на работе. Поэтому исключительных прав у работодателя нет.

Дело № А40-202764/2018 

Работодатель не получит компенсацию за украденное произведение

За скопированные фото и программы без лицензии с нарушителя можно спросить от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Размер компенсации определяет суд — она зависит от ценности произведения. Но в суде спросят: покажите документ, где сказано о покупке прав на произведение? Если окажется, что фирма не купила права, в компенсации откажут. 

Представим, что программа Medsenger из предыдущего примера осталась у работодателя. Он успешно зарабатывает на ней. Но выясняется, что программу скопировали конкуренты и теперь тоже неплохо зарабатывают.

Правообладатель оригинальной программы идёт в суд. Просит 5 000 000 ₽ и запрет на торговлю. Но опять всплывает факт, что права не выкуплены. Правообладатель остаётся без компенсации. А вот конкурент без проблем дальше торгует подделкой.

Статья: как получить компенсацию за нарушение авторских прав

Сотрудник спросит компенсацию с вас

Компенсацию может потребовать и работник. Он автор, и исключительные права никому не продавал. Зарплата не в счёт — это уже говорили. Ещё у сотрудника появится суперспособность запретить вам зарабатывать на произведении.

Если бы программа Medsenger осталась у работодателя, штатные программисты могли отсудить те же 5 000 000 ₽ и запретить дистрибуцию.

Как забрать исключительное право у работника

Произведение штатного работника считается служебным по ст. 1295 ГК РФ. 

Выкуп прав на служебное произведение

Хорошая новость в том, что исключительные права работника автоматом переходят работодателю, даже если в трудовом договоре ни слова об этом. Плюс автор соглашается на обнародование: публикацию фотографий на сайте, передачу дизайна заказчику.

  • Главное, чтобы произведение было итогом трудовых обязанностей. Обязанности работника должны быть прописаны в одном из документов:
  • — трудовом договоре,
  • — должностной инструкции,
  • — техзадании на конкретный проект.

Если программист напишет статью «Как продать новый мессенджер», это не станет служебным произведением. Пусть даже статью он писал в рабочее время в офисе. Права на статью выкупать придётся отдельно, зарплатой не отделаться. Это позиция Верховного суда из п. 104 Постановления от 23.04.2019 № 10.

❗ Но если в трудовом договоре написано, что исключительные права не переходят, так оно и будет. Поэтому исправьте формулировки, особенно если творческая работа ваших сотрудников стоит дорого. С новыми работниками заключайте договоры с нужными условиями. Со старыми подпишите допсоглашения к трудовым договорам.

Формулировки для трудового договора

Для надёжности можно прямо указать в трудовом договоре, что работодатель получает исключительные права работника, а работник — вознаграждение за них. 

Условие о покупке прав по трудовому договору выглядят примерно так:

Служебное произведение: кому принадлежат исключительные права

А об оплате так:

Служебное произведение: кому принадлежат исключительные права

Передача прав по акту

Для ещё большей подстраховки передачу исключительных оформляют актом. С актом работнику труднее доказать, что программу или фотосет он не продавал.

Образец акта приёма исключительных прав

Три года, чтобы воспользоваться выкупленным произведением

У работодателя есть три года, чтобы начать использовать служебное произведение. Иначе исключительные права вернутся автору. К примеру, если работодатель так и не запустил в продажу ткань с картинками, через три года права снова у штатного художника. Теперь он может продать рисунок снова, хотя уже получил зарплату и авторский гонорар.

????

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно.

Хочу попробовать

Статья актуальна на  25.05.2022

Служебное произведение: что это такое? – блог ЛКП КОНСАЛТ

Источник: 20.12.2021

В данной статье вы узнаете — что такое служебное произведение, кому оно принадлежит, какие условия для получения прав на служебное произведение, ограничения и выплата вознаграждений при передачи прав на служебное произведение.

Нередко работники, выполняя свою трудовую функцию, создают множество результатов интеллектуальной деятельности (РИД).

Определяя природу данных произведений, стоит установить, являются ли они служебными произведениями, как они должны быть оформлены и каковы могут быть последствия ненадлежащего оформления прав на них.

На основании ст.

1295 Гражданского кодекса Российской Федерации служебным произведением может быть назван любой РИД (Результатами интеллектуальной деятельности могут быть названы: произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ; базы данных; исполнения; фонограммы; вещание организаций эфирного или кабельного вещания; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау)), который был создан в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. При этом права, возникающие в отношении вновь созданного изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного результата интеллектуальной деятельности, делятся между работником-автором и работодателем таким образом: работник, который создал РИД своим интеллектуальным трудом, признается автором, в связи с чем ему принадлежат личные (неимущественные) права на созданное им произведение. В составе неимущественных прав работник получает в полном объеме право авторства и право на имя. При этом такие личные (неимущественные) права, как право на неприкосновенность произведения и право на обнародование произведений, принадлежат работнику-автору с существенными исключениями. Так, решение об обнародовании служебного произведения принимает работодатель. Однако если по истечении трехлетнего срока данное произведение не было использовано правообладателем, работнику переходит право определить, как и каким образом данное произведение может быть использовано. Передача личных неимущественных прав третьим лицам не предусмотрена.

Права на служебные произведения

Работодатель, при условии создания его работником служебного произведения, становится обладателем исключительного (имущественного) права на него. Оно дает ему полномочия на использование произведения по своему усмотрению, право распоряжения данным РИД, а также право запрета на использование его третьими лицами.

При этом на работодателя накладывается обязательство по указанию работника в качестве автора произведения, в случае нарушения которого работник может обратиться в суд за защитой своего нарушенного права на имя.

Так как работник в случае создания служебного произведения может претендовать только на получение личных (неимущественных) прав, то на него не накладывается обязательство по регистрации факта создания произведения (за исключением случаев, когда этого требует внутренний регламент компании-работодателя).

В связи с этим основной критерий возникновения авторских прав у работника — создание РИД в объективной форме. Это может быть изобретение, полезная модель, промышленный образец, литературное произведение, фотоснимки, программа для ЭВМ и т.д.

Следует обратить отдельное внимание на то, что далеко не каждый РИД, созданный работником, будет служебным произведением. Чтобы он был признан служебным, необходимо соблюдение целого ряда условий, основное из которых — надлежащим образом оформленные отношения между работником и работодателем.

Читайте также:  Легкий вред здоровью при ДТП: компенсация суммы ущерба и другие меры ответственности

Так, в трудовом договоре, заключенном между сторонами, должно быть предусмотрено обязательство работника в рамках исполнения своей трудовой функции создавать служебные произведения.

Однако одного упоминания об этом недостаточно, следует более детально расширить данное обязательство и предусмотреть отдельно те виды служебных произведений, которые создает работник в рамках своей трудовой деятельности.

Данные уточнения могут содержаться в дополнительном соглашении к трудовому договору, в должностной инструкции сотрудника либо в локальном акте, предусматривающем порядок создания и использования служебных произведений.

При этом факт создания и передачи служебного произведения работодателю должен фиксироваться отдельными документами, к примеру отчетом работника о создании служебного произведения, актом о передаче созданного произведения либо иным сходным по существу актом.

Оформление таких документов позволяет с точностью установить дату создания служебного произведения, дату его передачи работодателю, закрепить факт перехода исключительных прав к работодателю. И далеко не каждый РИД, созданный лицом на его рабочем месте, будет служебным произведением.

Если условия трудового договора не предусматривают их создания, они не могут быть признаны служебными.

К примеру, если в должностной инструкции инженера-конструктора предусмотрена обязанность по написанию им статей в профильные издания, то статья по искусствоведению, пусть и написанная в рабочее время и на компьютере, предоставленном ему работодателем, не сможет быть признана служебным произведением. Стоит учитывать, что если лицом был создан РИД в рамках исполнения гражданско-правового договора, исключительные права, как и личные (неимущественные) права, будут принадлежать автору. Для передачи исключительного права в данном случае потребуется либо указание специальных условий об этом в тексте первоначального договора, либо заключение отдельного договора о распоряжении исключительными правами. Если произведение создано сотрудником, но не в рамках установленного с ним трудового правоотношения, а при исполнении им задания работодателя, указанное произведение не приобретает статус служебного, и исключительное право на него принадлежит работнику.

Проблемные вопросы в сфере служебных произведений и способы их разрешения.

  • В сфере служебных произведений стоит выделить два особо конфликтных вопроса: первый кратко был описан выше и представляет собой ненадлежащее оформление правоотношений между работником-автором и работодателем, а второй вопрос относится к выплате вознаграждения автору служебного произведения. Разбирая проблему оформления правоотношений между работником и работодателем, можно сделать следующие выводы, которые позволят надлежащим образом выстроить взаимоотношения между сторонами в отношении создания служебных произведений:
  • ∙ работодатель в рамках трудового договора, приложения к нему, либо должностной инструкции должен предусмотреть все виды служебных произведений, которые работник потенциально может создавать в рамках осуществления своей трудовой деятельности;
  • ∙ максимально удобным будет наличие у работодателя положения о служебном произведении, которое будет разъяснять работнику его права и обязанности в рамках создания, передачи и использования служебных произведений. Работники, которые в рамках осуществления своей трудовой деятельности создают служебные произведения, должны быть под подпись ознакомлены с данным положением;

∙ стороны в трудовом договоре могут согласовать условие о том, что исключительные права на служебное произведение не будут передаваться работодателю, однако, согласно закону, он (работодатель) имеет право использования данного служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии при условии выплаты правообладателю вознаграждения. При этом автор обладает правом использовать служебное произведение по своему усмотрению, а также может передать свое исключительное право третьему лицу. В случае передачи права третьему лицу у работодателя сохраняется неисключительная лицензия на прежних условиях;

  1. ∙ по факту создания и передачи работодателю служебного произведения, сторонам следует в произвольной форме подписать акт о передаче служебного произведения, в котором в обязательном порядке будет зафиксировано имя автора, дата создания произведения, дата его передачи работодателю.
  2. В отношении второго вопроса, касающегося выплаты вознаграждения авторам служебных произведений, следует запомнить такие существенные выводы:
  3. ∙ в трудовом договоре или дополнительных соглашениях к нему сторонами должно быть предусмотрено условие о вознаграждении автора за создание служебного произведения;
  4. ∙ в случае, если трудовая деятельность работника предусматривает систематическое создание служебных произведений, рационально установить условие о ежемесячной либо ежеквартальной выплате вознаграждения;
  5. ∙ работодателю и работнику не стоит забывать о том, что вознаграждение за создание служебного произведения относится к суммам, выплачиваемым в рамках трудовых отношений, в связи с чем оно облагается НДФЛ и страховыми взносами.

Последний вопрос, который заслуживает отдельного внимания в рамках рассматриваемой темы, относится к тому, что исключительное право на служебное произведение переходит к работодателю с ограничением.

Так, если работодатель не предпримет определенных действий в течении 3 лет с момента передачи ему служебного произведения, исключительное право на него перейдет автору. В соответствии со ст.

1295 ГК РФ в течении 3 лет с даты передачи исключительного права на служебное произведение работодатель должен совершить одно из следующих действий:

  • ∙ начать использование переданного ему произведения (к примеру, внедрение в производство изобретения, созданной технологии, использование программы для ЭВМ);
  • ∙ передать исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права);
  • ∙ сообщить автору о сохранении произведения в тайне (например, установление в отношении произведения статуса секрета производства).
  • Говоря о служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах, срок, предоставляемый работодателю для вышеуказанных действий, существенно короче и составляет всего 4 месяца.

В случае, если работодатель совершит одно из указанных действий, то работник-автор приобретает право на выплату ему вознаграждения.

При этом если работодатель откажется от выплаты данного вознаграждения, работник сможет потребовать данной выплаты через суд.

Обязанность по выплате вознаграждения лежит на работодателе даже в тех случаях, когда использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю.

Институт служебных произведений требует максимального внимания обеих сторон трудовых правоотношений к оформляемым документам. Баланс интересов, который должен быть соблюден на всем пути трудовых отношений сторон, — гарант успешного создания и использования служебных произведений.

Служебное произведение: кому принадлежат исключительные права

Юлия Козявина

Младший юрист практики «Интеллектуальное право. Трудовые отношения и споры»

Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.

Служебные произведения: кому они принадлежат — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Журналисты, программисты, юристы – все они могут создать «служебное произведение» на работе. Но кому достанутся права на них, зависит от правильного оформления трудовых отношений. Работодатель может попросить работника подписать все необходимые документы, и тогда правообладателем будет он. Но и у сотрудника такая возможность тоже есть. Вместе с экспертами по интеллектуальной собственности рассказываем, как правильно оформлять документы для таких ситуаций, какие из них помогут в суде и какая существует практика по подобным спорам.

Когда речь идет о создании работниками произведений, кажется, что подразумеваются творческие профессии – дизайнер, художник, копирайтер или фотограф. А по факту сделать это может любой работник, деятельность которого так или иначе связана с продвижением бренда или развитием бизнеса. «Даже мы, юристы, выступая с презентациями, ми или интервью, также создаем такие охраняемые объекты», – отмечает Екатерина Тиллинг, руководитель практики интеллектуальной собственности в России юридической фирмы Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) Профайл компании
.

Но в какой момент произведение становится именно «служебным», и все ли, что сделал работник, является таковым? Это полностью зависит от того, как стороны оформили свои отношения.

Ключ к успеху – правильное оформление документов

В Гражданском кодексе есть отдельная статья 1295, которая регулирует подобные случаи. Согласно этой норме, для того, чтобы произведение носило характер служебного, необходимо одновременное наличие двух неотъемлемых условий.

Во-первых, трудовых отношений между автором произведения – то есть работником – и компанией. Во-вторых, такая деятельность должна четко входить в трудовые обязанности работника.

«Недостаточно включить в договор абстрактную формулировку «в обязанности работника входит создание произведений» или «права на все созданные работником произведения принадлежат работодателю», – объясняет Андрей Алексейчук, юрист практики по интеллектуальной собственности АБ Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании

Обязанности должны быть конкретными. Например, для программиста – «писать код» или «разрабатывать программы», а для копирайтера – «писать тексты на заданную тему». 

Либо в самом трудовом договоре с работником, либо в должностной инструкции работника должны быть прописаны соответствующие «творческие» трудовые обязанности, подтверждает Евгений Комолов, ведущий юрист Федеральный рейтинг.

группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15место По количеству юристов 24место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40место По выручке Профайл компании
.

Читайте также:  Кто может оспорить наследство по завещанию, как и в какие сроки

Это необходимо, чтобы созданное произведение могли квалифицировать именно как результат выполнения таких обязанностей. Надо указать перечнем, какие именно объекты может создать сотрудник, советует Александра Акимова, руководитель практики интеллектуальной собственности Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 6место По количеству юристов 17место По выручке 22место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
.

Не только трудовой договор

Еще одним полезным доказательством порой становится служебное задание. В нем стороны вправе предусмотреть, какой именно разработкой займется сотрудник. Этот документ не является обязательным и не устанавливает статус произведения как служебного, отмечает Алексейчук. Альтернативой выступят сведения из системы трекинга задач или системы учета рабочего времени, добавляет эксперт.

Практика «Смешарики» и сюрпризы от КС: в клубе Замятнина обсудили «интеллектуалку»

Акимова подтверждает, что служебные задания бывают полезны. И не обязательно составлять такие документы для каждого из сотрудников, а просто направлять им электронные уведомления по почте или в рабочем мессенджере. Это следует закрепить в положении о служебном произведении и ознакомить с ним работников, на которых оно распространяется.

«Самый главный и важный момент» по версии Акимовой – фиксация актом передачи исключительных прав на служебное произведение от работника к работодателю. «Важно закрепить, какой именно объект передается, а еще подробно описать характеристики, которые позволят идентифицировать его», – объясняет юрист.

Важность документального оформления каждого этапа создания служебного произведения подтверждает и судебная практика. Дело № А40-202764/2018 касалось разработки мобильного приложения для телемедицины.

Суд по интеллектуальным правам выяснил, что между работодателем и работником был заключен трудовой договор, однако в трудовых обязанностях не было прописано создание программного обеспечения, не было служебного или технического задания, актов приема-передачи и отдельного вознаграждения за служебные произведения.

На этом основании суды пришли к выводу о том, что права на приложение принадлежат работнику, а не компании.

Еще одно дело, в котором работодатель не смог доказать «служебность» произведения – № А40-202764/2018. ООО «Телепат», компания бывших работников «Амедико», разработала программное обеспечение, схожее с теми, что применялись на их предыдущей работе.

Но работодатель не смог доказать факт создания спорного продукта именно в то время, когда действовали трудовые отношения между истцом и его бывшими работниками.

Истцу не хватило целого ряда документов, о важности которых говорят эксперты – служебного задания, актов приемки-передачи, актов учета рабочего времени сотрудников.

Самодеятельность работника

Без наличия двух обязательных условий – трудовых отношений и служебных обязанностей – исключительное право на произведение останется за работником. Даже тот факт, что автор использовал материалы и оборудование работодателя, не поможет доказать «служебность» произведения. Не имеет значения даже то, что сотрудник создал его в рабочее время.

Если работник создал произведение, но ни в договоре, ни в каких-либо иных документах не указали, что этот процесс входил в его должностные обязанности, то его правообладателем, вероятнее всего, посчитают работника.

Ирина Шурмина, старший юрист практики интеллектуальной собственности Федеральный рейтинг.

группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Страховое право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 18место По количеству юристов

Если работник хочет сохранить исключительные права за собой, не лишним будет подписать несколько документов. Юрист Федеральный рейтинг.

группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) Профайл компании
Вера Зотова советует прямо предусмотреть в трудовом соглашении, что создание произведений при определенных условиях не считается его трудовой обязанностью. «В таком случае работодатель сможет использовать его лишь на основании отдельного соглашения с работником, например, на условиях лицензии – и только при выплате ему вознаграждения», – объясняет эксперт.

Зотова также рекомендует фиксировать все детали работы: в какое время создавалось произведение и какие ресурсы использовались. Тогда у работника будут юридические основания предъявить иски к работодателю, а доказать свое авторство и отсутствие прав у другой стороны станет проще.

  • В то же время в рамках дела № А40-256611/2017 СИП призвал отойти от квалификации по формальным признакам, связанным только с установлением объема трудовых обязанностей работника. Во внимание могут быть приняты и другие обстоятельства:
  • ✔ Соотношение деятельности, осуществляемой работодателем, со сферой, в которой создан соответствующий объект;✔ Пределы трудовых обязанностей работника;✔ Место выполнения работ;✔ Источник оборудования и средств, используемых для их создания;✔ Возможность осуществления работодателем контроля за работой, в рамках которой создано произведение;✔ Цель создания;✔ Последующее поведение работника и работодателя;
  • ✔ Составляемые ими в процессе трудовой деятельности работника документы, которые в совокупности могли бы свидетельствовать о разработке объектов в порядке исполнения трудовых обязанностей.

«Правило трех лет»

На документальном оформлении трудовых отношений трудности не заканчиваются. Работодателю всегда нужно помнить о «правиле трех лет», прописанном все в той же ст. 1295 ГК. 

Если компания в течение трехлетнего срока никак не использует произведение и вообще не проявит к нему интереса – исключительные права вернутся к автору. 

«Проявить интерес» можно разными способами. Самый очевидный – начать пользоваться результатом интеллектуальной деятельности. Или распорядиться правом – и передать его другому лицу. Если разработка не нужна здесь и сейчас, то стоит хотя бы сообщить автору о сохранении произведения в тайне, тем самым «забронировав» его, советует Комолов.

А как там с деньгами?

В ст. 1295 ГК есть еще одно положение, направленное на защиту прав автора-работника: норма о денежном вознаграждении.

Часто работодатели включали авторское вознаграждение в состав заработной платы или премии, рассказывает Зотова. Но в 2020 году Верховный суд поставил точку в этом вопросе.

В деле № 78-КГ20-1 судьи «гражданской» коллегии определили: награда автору произведения носит гражданско-правовой характер, а не трудовой, поэтому не может рассматриваться как часть зарплаты.

Условие трудового договора о том, что «вознаграждение автора учтено при определении зарплаты», нельзя считать соглашением о порядке выплаты за служебный результат интеллектуальной деятельности, объясняет Комолов.

Практика «Интеллектуалка» и ее проблемы: мимикрия, сложная практика и слабые законы

Если работодатель не платит вознаграждение, работник может взыскать его в судебном порядке. Размер суммы определит суд, такое правило прописано в ГК.

При этом важно помнить: переход права от автора к работодателю не зависит от факта такой выплаты.

Если эта процедура была правильно оформлена документами, а спор между сторонами остался лишь о деньгах – значит, в суде будут спорить только о них.

«Кроме того, иногда суд может истолковать невыплату вознаграждения как косвенное доказательство того, что произведение не создавали в рамках трудовых обязанностей, особенно если другим работникам его перечисляли», – объясняет Алексейчук.

  • Интеллектуальная собственность

Что такое служебное произведение. Объясняем простыми словами

Авторские права на такое произведение принадлежат его автору, то есть работнику. А исключительные права — работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между ними не предусмотрено иное.

После того как работодатель получил в своё распоряжение служебное произведение, у него есть 3 года, чтобы:

  • использовать его;
  • произвести отчуждение прав;
  • сохранить произведение в тайне (при этом необходимо уведомить работника).
  • Использование означает воспроизведение, распространение, публичный показ, импорт оригинала или экземпляров, прокат, публичное исполнение, радио- и ТВ-трансляцию, сообщение в эфир, практическую реализацию проекта (архитектурного и дизайнерского) и др.
  • При использовании служебного произведения обладатель исключительных прав может указывать своё имя или наименование.
  • В течение этих 3 лет автор имеет право на вознаграждение за использование служебного произведения или передачу исключительного права другому лицу.
  • Можно рассчитывать на вознаграждение и в случае, если работодатель не начал использовать служебное произведения в указанный срок, приняв решение сохранить его в тайне.
  • Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора — судом.
  • Если работодатель в течение 3 лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнёт его использовать, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

«»Мы считаем, что права на Nginx принадлежат компании «Рамблер интернет холдинг», входящей в состав Rambler Group.

Nginx является служебным произведением, разработкой которого с начала 2000-х годов в рамках трудовых отношений с «Рамблером» занимался Игорь Сысоев», — заявили в компании.

Таким образом, в Rambler Group настаивают, что любое использование этой программы без её согласия является нарушением исключительного права».

(Из новости о том, что в компании Nginx прошли обыски.)

  • Если исключительное право на служебное произведение по договору принадлежит автору, то работодатель имеет право использовать это произведение на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой автору вознаграждения.
  • Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству. Однако права автора по договору, заключённому им с работодателем, и не полученные автором доходы к наследникам переходят.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *