Валютное регулирование в таможенном союзе: суть и правовая база, процесс контроля операций

Валютное регулирование в таможенном союзе: суть и правовая база, процесс контроля операций

Комплекс статей, посвящённых арендным правоотношениям, подошёл к концу. В ближайшее время мы хотели бы осветить проблемы в области финансового права Российской Федерации. В частности, проблемы в области валютных правоотношений, правоотношений в сфере национальной платежной системы, ответственности за нарушение финансового законодательства. Статьи предназначены для широкого круга читателей. В задачу написания работ входит: освещение проблем, касающихся качественного развития области финансовых правоотношений, рассмотрение ключевых, проблемных вопросов в финансовом праве, повышение финансово-правовой грамотности, развитие науки финансового права. Целью написания настоящих работ является развитие у читателей интереса к финансовому праву не только с точки зрения практики применения, но и с точки зрения теоретических положений.

Валютное регулирование и валютный контроль на территории Российской Федерации. Общие положения законодательства. Перспективы валютного регулирования цифровой валюты.

Введение

Валютные правоотношения. Для многих из нас валюта представляет собой абстрактную денежную единицу конкретного государства, обозначающая законное средство платежа.

С точки зрения валютного законодательства Российской Федерации, валюта – это предмет правоотношения, выражающийся либо в денежном знаке в виде банкноты и монеты, либо средств на банковских счетах и банковских вкладах.

Правоотношения, возникающие в ходе обращения валюты, представляют собой объект регулирования валютного законодательства. Именно правоотношения выступают ключевым элементом возникновения валютных обязательств.

26 декабря 2003 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон от 10.12.2003 г.

№ 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании и контроле), целью введение которого является обеспечение единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка. Первопричиной составления рассматриваемого закона является контроль за оттоком капитала в зарубежные страны.

Примечательно, что согласно докладу Центрального банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), чистый отток капитала из России за период с января 2020 г. по ноябрь 2020 г. достиг 47,9 млр. долл. При этом, за тот же период 2019 г.

он составил 27 млр. долл. Причиной тому, согласно позиции Центрального банка, является сокращение обязательств перед нерезидентами как банков, так и прочих секторов.

Однако не исключается факт оттока капитала, полученного преступным путём.

Отметим, что Закон о валютном регулировании и контроле носит временный характер. Центральный Банк РФ неоднократно указывал на либерализацию валютного законодательства.

Рассматриваемый закон не даёт в полной мере использовать ресурсы предпринимателей-экспортеров.

Валютные ограничения создают препятствия для быстрого и качественного обмена товара между субъектами предпринимательской деятельности.

Министерство Финансов РФ предлагает постепенно отменять валютные ограничения, установленные Законом (см.

, например: Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта»). Все это говорит о постепенном отмирании валютных ограничений.

Основные понятия.

В статье 1 Закона о валютном регулировании раскрываются основной понятийный аппарат. Мы остановимся на ряде понятий, которые важны для дальнейшего изучения рассматриваемого закона.

Валюта Российской Федерации включает в себя:

 — денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки.

Отметим, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль (п.1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Согласно ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 г.

№ 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек;

— средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Законодатель не конкретизирует в какой валюте должны выражаться счета в банке (иностранной или валюте Российской Федерации).

Однако из системного толкования положений закона следует, что указанные средства должны быть выражены в рублевом эквиваленте, поскольку рассматриваемый подпункт раскрывает понятие валюты Российской Федерации.

Раскрытие содержания понятия «средств банковского счета в иностранной валюте» устанавливается отдельным подпунктом. Иное толкование норм привело бы к логической ошибке.

Иностранная валюта, которая включает в себя:

— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе



Одной из главных целей экономической политики России является создание конкурентоспособной экономики, что диктует необходимость перехода с инвестиционной на инновационную ступень развития.

В свою очередь, создание нового конкурентоспособного продукта предполагает принятие комплекса мер в части либерализации внешнеэкономической деятельности, в т.ч. в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами законодательных, административных, экономических и организационных мер, направленных на: — создание и обеспечение функционирования органов валютного регулирования и валютного контроля; — установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке; — установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций; — обеспечение и защиту имущественных прав на валютные ценности; — регламентацию международных расчетов; — поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса; — обеспечение желательного (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

Либерализация валютного регулирования подразумевает прежде всего уменьшение или смягчение валютных ограничений, действующих в государстве. В свою очередь степень жесткости и широта распространения валютного контроля на валютные операции зависит от наличия и качественного состава этих валютных ограничений.

Валютный контроль может рассматриваться не только как механизм контроля со стороны государства за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; не только как административная мера, применяемая государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов, но и как форма нетарифного регулирования внешней торговли, аналогом которой может служить квотирование экспорта. В этом последнем качестве валютный контроль является важным стимулятором либо дестимулятором внешнеэкономической (в т.ч. внешнеторговой) деятельности. Интеграционный вектор российской политики в СНГ и ЕврАзЭС полностью отвечает стратегической цели модернизации и диверсификации отечественной экономики, перевода ее на инновационный путь развития. Выгоды интеграции будут все ощутимее по мере структурной перестройки и технического перевооружения промышленности России, стимулирующих производственную кооперацию и внутриотраслевую торговлю. А процессы модернизации получат дополнительный импульс благодаря свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в регионе СНГ и ЕврАзЭС. Попытки формирования в масштабе СНГ единого экономического пространства, единой платежной системы и таможенного союза в 90-е годы прошлого века были незрелыми и поспешными. Процесс реального формирования общего рынка капитала на постсоветском пространстве можно отсчитывать от Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (1999 г.). В развитие этого Договора решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 22 июня 2005 г. N 220 принята Концепция сотрудничества государств — членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере, провозглашающая целями согласованной валютной политики: — достижение полной конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным операциям платежного баланса; — согласование механизмов формирования взаимных курсов национальных валют; — создание интегрированного валютного рынка ЕврАзЭС; — формирование платежно-расчетной системы с использованием национальных валют; — переход на международные стандарты финансовой отчетности; — предоставление юридическим лицам — резидентам сторон национальных режимов на рынках финансовых услуг сторон. Почти сразу же, 25 января 2006 г., государствами — членами ЕврАзЭС было заключено Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств — членов Евразийского экономического сообщества, которым гарантируется предоставление национального режима банкам — резидентам сторон Соглашения. На XIX заседании Совета руководителей центральных (национальных) банков государств — участников ЕврАзЭС в ноябре 2008 г. Национальный Банк Республики Казахстан представил результаты анализа гармонизации принципов и механизмов проведения государствами — участниками ЕврАзЭС денежно-кредитной и валютной политики. На заседании было отмечено, что основное содержание методов и подходов к проведению центральными (национальными) банками стран Сообщества денежно-кредитной и валютной политики во многом идентично. Однако наибольшая степень гармонизации наблюдается в методах и подходах к осуществлению денежно-кредитной политики и валютного регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Было рекомендовано продолжить работу по дальнейшей гармонизации принципов и механизмов проведения государствами — участниками ЕврАзЭС политики в указанных сферах. На новый уровень валютной интеграции государства ЕврАзЭС вышли, заключив 11 декабря 2009 г. в Санкт-Петербурге Соглашение об основополагающих принципах валютной политики государств — членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала. Соглашение определяет основополагающие принципы валютной политики, проводимой сторонами по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала, направленной на постепенную отмену ограничений в отношении валютных операций, а также перечень валютных операций между резидентами государств — членов ЕврАзЭС, в отношении которых не применяются валютные ограничения. 9 декабря 2010 г. государствами — членами ЕврАзЭС было заключено Соглашение о согласованных принципах валютной политики в государствах — участниках Единого экономического пространства. Оно определяет принципы проводимой сторонами валютной политики и направлено на развитие сотрудничества в валютно-финансовой сфере. Документ предусматривает проведение сторонами валютной политики, в т.ч. на основе поэтапной гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению валютной политики, создания необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровнях для развития интеграционных процессов в данной сфере, повышения доверия к национальным валютам сторон, как на внутреннем валютном рынке каждого государства-участника, так и на международных валютных рынках.

Соглашением также предусматривается, что в целях проведения согласованной валютной политики стороны принимают меры по координации политики обменного курса национальных валют, обеспечению конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса без ограничений, созданию условий и обеспечению прямых взаимных котировок национальных валют сторон, обеспечению проведения взаимных расчетов между участниками внешнеэкономической деятельности государств — участников Соглашения в их национальных валютах, формированию тремя странами общего интегрированного валютного рынка (16 мая 2011 г. Правительством Рос. Федерации данное Соглашение было представлено Президенту Рос. Федерации для внесения в целях ратификации в Государственную Думу Рос. Федерации).

В развитие указанных Соглашений Постановлением МПА ЕврАзЭС от 06.04.2010 N 11-17 одобрены Рекомендации по гармонизации законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования и контроля.

Подчеркивая преемственность в принятых ранее правовых актах ЕврАзЭС в сфере валютной политики и валютного регулирования и намереваясь соблюдать последовательность в достижении цели унификации валютной политики и гармонизации валютного законодательства членов ЕврАзЭС, составители Рекомендаций предлагают руководствоваться следующими направлениями гармонизации (унификации) и совершенствования законодательства государств — членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования и валютного контроля: 1. Более четкая дифференциация объектов правового регулирования в национальных законах о валютном регулировании и контроле. 2. Продолжение работы по либерализации и гармонизации (сближению) национального законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, а также по имплементации принципов и норм общепризнанных международных правовых актов с учетом положений Концепции сотрудничества государств — членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере. 3. Ускорение проведения внутригосударственных процедур по ратификации Соглашения об основополагающих принципах валютной политики государств — членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала, принятого 11 декабря 2009 г. в Санкт-Петербурге. Государствам — членам ЕврАзЭС при осуществлении мер по гармонизации (унификации) национальных законодательных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля рекомендуется руководствоваться следующими подходами: — предоставление всем субъектам равных условий и прав на проведение разрешенных внутренним законодательством валютных операций; — сокращение норм, требующих принятия подзаконных актов в сфере валютного регулирования и контроля, в частности, касающихся репатриации иностранной и национальной валюты, ввоза/вывоза наличной валюты; — постепенный отказ от разрешительной системы проведения валютных операций; — разработка унифицированных форм отчетности по валютным операциям, а также, основываясь на опыте Республики Беларусь, рассмотрение возможности замены процедуры оформления паспорта сделки процедурой регистрации сделки в банке по заявительному принципу. В настоящее время Постоянная комиссия МПА ЕврАзЭС по таможенному регулированию и пограничной политике готовит новую редакцию типового проекта законодательного акта о валютном регулировании и валютном контроле. Актуальным и целесообразным Комиссии представляется также разработка научно обоснованной стратегии развития валютной политики ЕврАзЭС в условиях введения региональной валюты.

Читайте также:  Как вернуть посылку обратно по Почте России

Ядром интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС в финансовой и таможенной сферах является Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана.

Создание Таможенного союза порождает необходимость гармонизации странами — участницами союза всего внешнеэкономического и в т.ч. валютного законодательства, а также в синхронизации темпов либерализации валютной политики. К вопросам, нуждающимся в скорейшем согласовании и правовом оформлении, можно отнести следующие: 1. Либерализация валютного регулирования внешнеторговой деятельности в направлении сокращения количества и унификации режимов сохраняющихся валютных ограничений, в том числе: а) в части определения порядка перемещения физическими лицами наличной валюты и ценных бумаг через таможенную границу Таможенного союза; б) в части репатриации валютной выручки внутри Таможенного союза и в торговых операциях резидентов стран — участниц Таможенного союза с третьими странами. 2. Унификация процедур таможенно-банковского валютного контроля и стандартизация документальной основы валютного контроля. 3. Создание системы информационного взаимодействия таможенных органов стран-участниц между собой, с национальными и уполномоченными банками стран, с иными органами государственной власти государств — участников Таможенного союза. В трехсторонних консультациях надлежит решить множество вопросов, связанных с коллизией принимаемых в рамках Таможенного союза правовых актов с внутригосударственными правовыми актами. Рассмотрим последовательно вышеназванные направления гармонизации валютного законодательства.

Определение порядка перемещения наличной валюты и ценных бумаг через таможенную границу Таможенного союза. Решением N 51 Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. утвержден Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

Отдельные положения данного Договора противоречат ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Договор не содержит количественных ограничений на вывоз наличной валюты физическими лицами, тогда как в абз. 4 п. 3 ст.

15 Федерального закона содержится запрет на вывоз физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. Кроме того, в Договоре используются понятия, не известные российскому валютному законодательству, — «денежные инструменты».

В своем решении Межгоссовет ЕврАзЭС обязал стороны привести свое внутреннее законодательство в соответствие Договору.

Валютный контроль. Закон, документы и регулирование в 2022 году

Международные торговые сделки связаны с рядом финансовых рисков. Для соблюдения согласованности сделок с национальными интересами страны предусмотрено применение специальных защитных инструментов, одними из которых служит проведение валютного контроля.

Вопрос: Организация является агентом (УСН, «доходы минус расходы»), приобретает товар в России и за границей для комитента. Может ли агент в состав расходов принять комиссию, которую удерживает банк за перевод денежных средств, и комиссию, уплачиваемую уполномоченному банку за выполнение функций агента валютного контроля?
Посмотреть ответ

Понятие и нормативная основа процедуры

Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.

Как осуществляется валютный контроль?

Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.

Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.

Вопрос: Российская организация — собственник гостиницы на территории Чехии заключила договор с другой российской организацией об обучении персонала управлению гостиницей. Обучение будет проходить в Чехии. Сумма контракта выражена в евро. Подлежит ли обложению НДС данная операция? Подлежит ли операция валютному контролю?
Посмотреть ответ

Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:

  • ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
  • Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
  • Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.

Вопрос: Вправе ли работодатель — резидент РФ удерживать из заработной платы работника-нерезидента (гражданина Туркменистана) комиссию, взимаемую банком работодателя за осуществление функций агента валютного контроля при зачислении заработной платы работнику на его расчетный счет, открытый в российском банке?
Посмотреть ответ

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.

Обязанности и права участников при проведении операций

Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.

Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.

Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.

Важно! В случае неправомерности действий представителей контролирующих органов проверяемые лица имеют право согласно ФЗ обратиться за возмещением ущерба, причиненного указанными действиями.

Документы для валютного контроля

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.
Читайте также:  Договор новации в заемное обязательство: что это такое и образец

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).

Сроки передачи документов в банк

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

  • При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).
  • В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.
  • Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

Ответственность при несоблюдении валютного законодательства

Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

  • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
  • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
  • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
  • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
  • не соблюден порядок отчетности по сделкам.

За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

  • штрафа;
  • работ принудительного характера;
  • лишения свободы.

Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.

Валютный контроль в таможенных органах

Валютный контроль затрагивает две стороны междуна­родных экономических отношений: торговую и финансовую. Подобная двойственность валютного контроля иллюстрируется распределением ролей среди международных институтов, ответ­ственных за развитие мирового рынка.

Сфера внешнеэкономи­ческого регулирования находится в сфере внимания двух меж­дународных институтов: ГАТТ/ВТО и МВФ. Роль ГАТТ/ВТО состоит в снятии барьеров на пути международной торговли, а роль МВФ согласно первой статье его Устава от 1944 г.

заключа­ется в ослаблении валютных ограничений и постепенном пере­ходе к полной конвертируемости.

Как нетрудно заметить, оба аспекта международных эконо­мических отношений — торговый и финансовый — взаимосвя­заны между собой. Направленность и уровень внешней торговли зависит от международных финансовых и платежных условий.

Без валютных огра­ничений невозможно справиться с одной из главных опасно­стей современного мира финансов — масштабным перемеще­нием спекулятивного капитала.

Вне зависимости от того, силь­ным или слабым финансовым рынком обладает национальная экономика, внутренний рынок всегда подвержен рискам бег­ства капитала и спекулятивных атак.

Под их влиянием финансо­вый рынок теряет стабильность, в результате чего ни одна тра­диционная валютная система не в состоянии противостоять спекулятивному движению капитала.

Трансграничное перемещение капи­тала, т.е. его экспорт и импорт — одна из сторон интернационализации хозяйственной жизни, которая заметно усилилась в послед­ней трети прошлого века, породив процессы, именуемые глобализацией.

Международное движение капитала — это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции.

Валютная политика – это составная часть экономической политики государства в целом внешнеэкономической политики в частности; представляет собой совокупность экономических, правовых, организационных мероприятий, осуществляемых государством в сфере международных валютных отношений.

Валютная политика государства является инструментом регулирования равновесия в системе валютных отношений. Её направление и формы определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

Главными целями валютной политики являются обеспечение устойчивого экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платёжного баланса страны.

На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации, валютные ограничения, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и др.

Валютная политика отражает принципы взаимоотношений стран, а именно партнёрство и разногласия, порождающие дискриминацию более слабых партнёров, в первую очередь развивающихся стран, вмешательство во внутренние дела других государств. Также валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. На основе валютной политики государство определяет своё отношение к валютному регулированию.

Система валютного регулирования и валютного контроля в целом представляет собой систему отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами при осуществлении ими валютно-контрольной деятельности.

Валютное регулирование является одним из инструментов государственной денежно-кредитной политики.

Это означает, что валютное регулирование должно органично вписываться в общую систему денежно-кредитного регулирования и отвечать целям валютной политики государства – поддержанию стабильности национальной валюты, оптимизации платежного баланса, формированию золотовалютных резервов страны, обеспечению международных расчетов.

Валютные отношения являются одной из наиболее сложных и важных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономик, международных экономических отношений, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетается.

По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

На интенсивность и глубину этих связей, потоков, а также и на экономическое положение стран оказывают влияние проводимая правительством та или иная политика в сфере валютных отношений.

С помощью инструментов валютного регулирования Банк России создает условия для функционирования внутреннего валютного рынка, вырабатывает эффективные механизмы управления валютными потоками, обеспечивающие возможность переориентации валютных ресурсов в приоритетные сферы экономики, позволяющие максимально учитывать интересы участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности.

Валютный контроль является одной из систем мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

Валютный контроль является надстройкой системы валютного регулирования в целом (если такая система предполагает наличие валютных ограничений) и решает вполне конкретные задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества.

Контроль в целом есть выражение функции социального управления, суть которой заключается в том, чтобы проверять, наблюдать и отслеживать то или иное явление. Специфика любого контроля как элемента управления заключается в том, чтобы контролировать только то, что уже объективно имеется, реально существует (или должно существовать).

  • Выбор форм и методов валютного контроля зависит от особенностей экономического развития различных стран.
  • Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
  • 10 декабря 2003 года Президентом РФ подписан Федеральный закон N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», направленный на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка.

Указанный Федеральный закон включил в себя все постперестроечные меры по либерализации валютного законодательства и заменил действовавший Закон РФ от 09.10.1992 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Что такое валютный контроль в банке

Бизнесу

/ 20 августа 2021 17:10

Сделки с участием иностранного капитала всегда были объектом пристального внимания государственных органов. Почему так важно соблюдать все требования и нормативы, и кто осуществляет контроль за инвалютой, расскажем в статье.

Валюта играет важную роль в законности сделки

Владимир – директор небольшой, но перспективной ИТ-компании. Ему не составило труда найти первого иностранного клиента. Сотрудничество прошло отлично, но, когда встал вопрос о порядке оплаты, Владимир обратился к бухгалтеру. Оказывается, поступление иностранных денег на счет – вовсе не простая задача.

Поступление иностранной валюты на счет компании – это то, за чем пристально следят сотрудники банка. Нельзя просто взять и получить деньги от зарубежных коллег: существуют определенные правила, по которым проходят подобные сделки.

При этом не стоит полагать, что контроль призван ограничивать сделки с привлечением иностранного капитала. Напротив – такие сделки разрешены.

Цель валютного контроля состоит в том, чтобы обеспечить прозрачность и законность операции.

Читайте также:  Аварийный комиссар: его обязанности и случаи когда надо вызывать

Подобный контроль включает в себя тщательную проверку документов и всех этапов соглашения, где фигурирует иностранный капитал. Делается это с целью выявить нарушения и сообщить об этом в Центробанк. А он, в свою очередь, уведомляет налоговые органы.

Проверку движения иностранных денежных единиц контролирует Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» N 173-ФЗ. Также существуют другие инструкции и нормативные акты, выпущенные Центробанком, которые регулируют деятельность организаций по контролю за валютами. Например, инструкция о правильном представлении отчетности по валютным операциям.

Действия, направленные на регулирование инвалюты, достаточно широки:

  1. регулирование оборота валюты на территории России;
  2. выдача лицензий на куплю-продажу валютных средств;
  3. контроль за поступлением инвалюты через границу страны;
  4. установление правил для соглашений по импорту и экспорту.

Под внимание банков попадают все операции, где задействованы иностранные деньги, причем сумма может быть любой. Даже если фигурирует всего 1$.

Компании говорят, что пополнение счета происходит дольше обычного. Почему?

На время проверки деньги поступают на так называемый транзитный счет. Они будут находиться там, пока вы не предоставите документы, по которым ведется сделка с иностранной компанией. И только после этого банк одобрит операцию, а затем переведет средства на валютный счет.

Также помимо внутренних мер регулирования существуют и международные соглашения по контролю сделок с участием иностранного капитала, в которых участвует и Российская Федерация. Например, это Соглашение о валютном регулировании со странами СНГ. При возникновении спорных случаев международные договоры имеют приоритет над внутренними нормативами и законами.

Совкомбанк предлагает кредит для бизнеса под низкий процент. Удобный онлайн-калькулятор на сайте поможет убедиться в выгоде предложения.

Пока бухгалтер готовила документы для проведения операции, Владимир занялся изучением основных положений. Ему не хотелось сталкиваться с проблемами, поэтому он решил узнать, что представляет собой процесс проверки.

Найти иностранного партнера важно. Но еще важнее – правильно оформить сделку

Чтобы упорядочить работу по надзору за инвалютой, Правительство выделило несколько форм и методов контроля.

Форма в данном случае – это способ организации и проведения контрольных мер.

Регулирование инвалюты внутри страны можно поделить на три формы:

Как видно из названия, эта форма контроля имеет место до начала валютной операции. Она включает в себя предупредительные меры, которые на первом этапе еще не связаны с нарушением, но призваны помочь их избежать.

Например, это могут быть:

  1. оформление паспорта сделки для учета операций с инвалютой;
  2. передача данных о заведении счета в иностранном банке;
  3. наличие документов, которые подтверждают валютные сделки.

Проводится во время сделки и операций с инвалютой. Сюда относятся пресекающие меры, которые направлены на выявление нарушений и на привлечение к ответственности, если порядок действий не соблюдался.

Например:

  1. распоряжение устранить имеющиеся нарушения;
  2. отказ в проведении операции с валютой.

Эта форма регулирует сделку после ее завершения. Она включает меры, предусмотренные законодательством в виде штрафов и даже уголовной ответственности.

Основные методы, которыми пользуются органы надзора – запрос и проверка.

Запрос Проверка
Распоряжение контролирующего органа предоставить документы и сведения о проведении валютных операций и открытых счетах. Анализ информации с целью выявить нарушение валютного законодательства, а также исправить это нарушение.

При этом виды контрольных мероприятий делят на три группы:

  1. Проверка следования нормативным актам и валютному законодательству;
  2. Проверка отчетности и учета валютной операции;
  3. Получение информации по проведению сделки с инвалютой.

Совет от банка:

Если у вас запросили документы по сделке, то на предоставление дается 7 дней со дня запроса.

Владимиру было очевидно, что Центробанк, как главный по регулированию потока иностранного капитала, заинтересован в соблюдении законов больше всего. Кто же еще занимается проверкой?

Все верно. Центробанк является одним из органов, который проверяет соблюдение всех мер. Но не только он.

Помимо этого задействованы 3 уровня госорганов:

  • Правительство РФ;
  • Органы валютного контроля: Центробанк, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба;
  • Агенты валютного контроля: уполномоченные банки.

Чем же занимаются все участники проверки? У каждой организации есть свои права и обязанности.

Начнем с прав. У органов и агентов права схожи, но у органов они шире.

Сравните:

Права органов и агентов Права органов
  • проверка соблюдения законодательства, полноты и достоверности отчетности по сделкам;
  • доступ к документам и данным по операциям.
  • выдача распоряжения на исправление нарушений в ходе соглашения;
  • применение мер наказания за нарушение законодательства.

А вот обязанностей у агентов больше:

Обязанности органов и агентов Обязанности агентов
  • сохранить коммерческую, налоговую, банковскую тайну, а также обеспечить ее конфиденциальность.
  • контролировать исполнение валютного законодательства;
  • обеспечить органы информацией о валютных операциях, в которых они участвуют.

За корректным оформлением документов будут следить особенно строго

У Владимира появился вопрос: как в будущем узнать, какие сделки попадают под процедуру контроля? Ведь это не первый его иностранный партнер. Всегда ли нужно проходить через все этапы? К тому же бывают разные виды сделок: например, когда юрлица из России в виде исключений расплачиваются не рублями.

В поле зрения закона попадают следующие виды операций:

  1. Поступление инвалюты и ценных бумаг через границу страны;
  2. Все виды операций между резидентами (физлицо или юрлицо РФ) и нерезидентами (участник иностранной стороны);
  3. Операции между нерезидентами в рублях;
  4. Операции между резидентами в валюте.

Какие документы необходимы

Когда Владимир обратился к бухгалтеру с просьбой оформить все документы, первым делом у него спросили сумму сделки и объяснили, что для разных сделок нужен разный набор документов. Все зависит от того, какой итог будет указан в договоре.

Какую отчетность нужно предоставить:

  • Сумма сделки в пределах 200 тысяч рублей: сообщите банку только код операции;
  • Если вы прописываете в договоре итог от 200 тысяч до 3 млн рублей, то банковскому работнику потребуется договор, акт или счет;
  • Если же на ваш счет импортом поступает от 3 млн до 6 млн рублей, или же вы берете кредит, то предоставьте договор;
  • В случае, если соглашение превышает 6 млн рублей, то вас тоже попросят предоставить договор.

Совет от банка:

Сумма в контракте должна быть указана в рублях. Для правильного перевода ориентируйтесь на курс Центробанка.

Алексей, знакомый Владимира, полагал, что главное – это подать документ, и ничего не случится, если он опоздает на пару дней. Но в итоге налоговая наложила на него штраф. Выходит, сроки все же нужно соблюдать?

Самый интересный вопрос, который волнует всех предпринимателей: что же будет, если вовремя не подать документы или же вовсе умолчать о такой сделке?

Главный источник информации, на который стоит ориентироваться в этом вопросе, это статья 15.25 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» N 195-ФЗ.

Конечно, незнание правил не освобождает от ответственности. Чтобы из-за отсутствия опыта не попасть под санкции, рассмотрим несколько примеров, которые являются нарушениями:

  • Вы участвуете в незаконных валютных сделках, запрещенных законодательством, а также в сделках, в которых совершены с нарушением норм закона (покупка или продажа инвалюты, чеков);
  • Предоставили в налоговую сведения об изменении статуса счета, изменении реквизитов счета или вклада позднее срока или с нарушением норм;
  • Вы не дали актуальную информацию о движении средства на счетах, открытых за пределами Российской Федерации;

Александр, директор завода, заключил с иностранной компанией соглашение на поставку нового оборудования. Сделка была оформлена по всем правилам, деньги ушли поставщику, но вот срок поставки прошел, а товар не завезли. Оказывается, за это время зарубежная компания разорилась и не сможет предоставить оборудование. Юрист Александра объяснил, что он нарушил один из пунктов:

  • Не вернули в РФ денежные средства, уплаченные иностранной стороне за товары или услуги, которые так и не были предоставлены на территории страны.

Что грозит не самому ответственному предпринимателю, если он нарушит хотя бы одно требование?

Его могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Административное наказание Уголовное наказание
Регулируется Кодексом об административных правонарушениях: ·         ст. 15.25. Наказание зависит от того, кто совершил нарушение, физическое или юридическое лицо, а также от суммы сделки в договоре. Штраф может достигать 50 тысяч рублей. Регулируется Уголовным кодексом: ·         ст. 193.; ·         ст. 193.1. Уголовное наказание серьезнее: лишение свободы до 12 лет.
  • Как предпринимателю избежать проблем с налоговой и судами
  • Основные правила успешного заключения соглашения – это соблюдение сроков, предоставление всех отчетов и правильное их оформление, следование законодательной базе.
  • Если у вас нет опыта в ведении таких дел, то поищите грамотного специалиста в области внешнеэкономической деятельности. Он поможет:
  • Оформить специальный счет в банке-агенте;
  • С точностью составить документацию о деталях контакта (дата поступления, сумма);
  • Вернуть средства, поступившие на счет иностранного контрагента, если он не предоставил услуги или товары.

Валютный контроль всегда был важной частью проведения сделок с иностранными компаниями. Поэтому от предпринимателей требуется выполнение всех нюансов. Возможно, это покажется долго и сложно, но с опытом вы без труда будете ориентироваться во всех тонкостях закона.

В Совкомбанке собственник бизнеса может оформить кредит на сумму от 150 тысяч до 30 млн рублей. Воспользуйтесь кредитным калькулятором, чтобы рассчитать ежемесячный платеж, или оставьте заявку онлайн, чтобы получить звонок от специалиста и уточнить все условия.

Ольга Миниханова

На стороне финансовой грамотности. Люблю изучать новое и писать об этом. Уверена: банки — это не страшно!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *