Выездные проверки наводят ужас абсолютно на всех налогоплательщиков. Однако о камеральных проверках, с которыми сталкиваются абсолютно все компании и предприниматели и гораздо чаще, большинство руководителей компаний и собственников бизнеса знают лишь понаслышке.
Между тем от того, насколько качественно компания подготовилась к проверке, зависит ее финансовое благополучие и отсутствие необходимости вести оправдательную переписку с ИФНС, давать пояснения на налоговых комиссиях и сдавать уточненные декларации после акта камеральной проверки.
В данной публикации мы расскажем все о камеральной налоговой проверке.
Общая информация о камеральной проверке
Вы сдали в инспекцию налоговую декларацию – все, камералка началась.
Камеральная проверка – что это?
Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и других документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются в распоряжении ИФНС.
Другими словами, камеральная проверка – это проверка налоговой отчетности компаний, ИП и физлиц. Камералка начинается сразу после того, как организация, предприниматель или физлицо представили в ИФНС налоговую декларацию.
Камеральная проверка ИП и компании проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.
В отличие от выездной налоговой проверки, для «камералки» не требуется какого-либо решения руководителя ИФНС. Проверка начинается по факту сдачи налоговой декларации. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику также не направляется.
Периодичность камеральных проверок зависит от частоты сдачи отчетности.
Важно!
Для каждого налога Налоговым кодексом установлены свои сроки сдачи отчетности. При задержке подачи декларации на камеральную проверку на 10 дней и более налоговая инспекция вправе заблокировать компании банковские счета. ИФНС снимет блокировку только на следующий день после предоставления налоговой отчетности.
- «Блокировка счета: причины, последствия и руководство к действию»
- Диаграмма 1
-
- Источник: отчеты 2-НК на сайте ФНС России за 9 месяцев 2015–2017 годов
Где проходит проверка
Камералка проводится по месту нахождения налогового органа, то есть непосредственно в инспекции. Такие проверки проводит отдел камеральных проверок в ИФНС.
Этапы камеральных проверок
Основные этапы камеральной проверки следующие:
- Проверка правильности исчисления налоговой базы. На этом этапе проводится анализ, который включает в себя:
- проверку логической связи между отдельными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
- проверку сопоставимости данных декларации с аналогичными показателями предыдущего периода;
- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в ИФНС данным о финансово-хозяйственной деятельности компании.
- Проверка правильности арифметического подсчета данных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой.
- Проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов.
- Проверка правильности примененных ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.
- Диаграмма 2
-
- Источник: отчеты 2-НК на сайте ФНС России за 9 месяцев 2015–2017 годов
Как проходит камеральная проверка, правила и порядок
Регламент проведения камеральной проверки подробно прописан в статье 88 Налогового кодекса РФ.
Ход камеральной проверки можно коротко описать следующим образом.
- Налогоплательщик (компания или ИП) сдает декларацию.
- Данные сданного отчета регистрируются в автоматизированной информационной системе ИФНС.
- Показатели декларации проверяются по контрольным соотношениям – для каждого налога они свои.
- Показатели текущего периода анализируются в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период.
- Показателей представленной декларации сравниваются с показателями в иной отчетности, в частности, с отчетами по другим налогам – с целью выявления явных расхождений.
- Если после вышеназванных действий налоговики не выявили ошибок. Противоречий или нарушений – у инспекции нет оснований для проведения углубленной камеральной проверки. На этом «камералка» успешно заканчивается.
- Если в декларации по тому или иному налогу выявлены противоречия, ошибки, нарушения – высылают требование о представлении документов либо пояснений, а уже потом, если из документов или пояснений не удается установить причину противоречий либо если подтверждены ошибки и нарушения, составляется акт камеральной налоговой проверки.
В отличие от выездных налоговых проверок, на камеральных проверках инспекторы ограничены в своих правах по истребованию документов и запросу пояснений.
Инспекторы вправе требовать документы и пояснения не на каждой камеральной проверке, а только в определенных случаях.
- Ошибки и противоречия в декларациях Инспекторы вправе запрашивать пояснения, если найдут ошибки или противоречия в отчетности. В случае выявления технической (счетной) ошибки либо явных несоответствий финансовых показателей в декларации налоговики потребуют предоставить пояснения либо корректировку (сдать уточненную налоговую декларацию). Зачастую расхождения вполне закономерны, но проверяющие все равно просят их пояснить. Например, при выявлении расхождения выручки в декларациях компании по налогу на прибыль и в декларации по НДС, инспекторы просят его пояснить. Вместе с тем, расхождения между этими отчетами – это не ошибки или противоречия. Просто по некоторым операциям надо признать доход по налогу на прибыль, а НДС они не облагаются. В данном случае вправе требовать только пояснения. Представление каких-то дополнительных документов – по желанию компании.
Диаграмма 3
Источник: отчеты 2-НК на сайте ФНС России за 9 месяцев 2015–2017 годов
- Подача уточненной декларации Если подается «уточненка», в которой увеличена сумма убытка либо уменьшен налог к уплате, – налоговики вправе требовать «первичку», счета-фактуры, регистры налогового учета и др.
- Льготы в налоговых декларациях Если компания воспользовалась какими-либо льготами, то налоговики вправе запросить документы и пояснения, подтверждающие данную льготу.
- Декларация по прибыли с убытком В ходе камеральной проверки декларации по налогу на прибыль ИФНС вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.
- Возмещение НДС В ходе камералки по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, как правило, документы запрашивают всегда, а не только когда есть противоречия и расхождения.
Требование о представлении документов на камеральной проверке по НДС
Важно!
Подробнее о ситуациях, когда на камеральной проверке ИФНС вправе затребовать пояснения, читайте в публикации нашего блога «Какие документы вправе затребовать инспекция на камералке».
Какие пояснения требуют инспекторы на камеральных проверках
Нестыковки | Расхождение выручки в декларациях компании по налогу на прибыль и в декларации по НДС | Расхождения между этими отчетами – это не ошибки или противоречия. Просто по некоторым операциям надо признать доход по налогу на прибыль, а НДС они не облагаются. Компания сама вправе решать, отвечать на запрос или отказать. |
Не стыкуются данные в декларациях по НДС поставщика и покупателя. | На требование ИФНС надо сдать пояснения или уточненную декларацию. Иначе инспекторы оштрафуют на 5 тыс. (а то и 20 тыс. рублей) по статье 129.1 Налогового кодекса. | |
Льготы | Инспекторы запрашивают документы, если компания использует льготы. Например, по налогу на имущество. Тогда инспекторы требуют акты приема-передачи, накладные на покупку льготных основных средств. | Представить документы или пояснения. Если ИФНС запросила документы – на ответ дается 10 рабочих дней. Если пояснения – представить их в ИФНС надо в течение 5 рабочих дней. |
Динамика расходов | У проверяющих возникнут вопросы, если расходы компании растут быстрее доходов. Инспекторы заподозрят компанию в завышении расходов и попросят предоставить расчет затрат на материалы по каждому товару. | Делать такие расчеты компания не обязана, но если не выполнить просьбу ИФНС, директора /company/blog/vyzvali-na-nalogovuyu-komissiyu-5200/компании могут пригласить для дачи пояснений в налоговую. Подробнее о налоговых комиссиях читайте в публикации блога 1С-WiseAdvice «Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?». |
Итак, если во время камеральной проверки ИФНС находит в сданной декларации ошибки, расхождения либо несоответствие сведений, она сообщает об этом компании или ИП и присылает требование представить пояснения или внести исправления в налоговую декларацию (т.е. представить уточненную декларацию по тому или иному налогу).
Пояснения можно представить в письменном виде лично, по почте либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи.
Срок на дачу пояснений – 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений. На представление документов отводится 10 рабочих дней.
Важно!
С января 2017 г. представлять пояснения для камеральной проверки по НДС нужно будет только в электронном виде по ТКС по установленному ФНС формату.
Бумажные будут считаться несданными, а значит, наступит ответственность по ст. 129.1 НК РФ. Сумма штрафа – 5 тыс. руб. за первичный проступок и 20 тыс. – за повторный. Таковы положения п. 3 ст. 88 и п.
1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.
В любом случае, если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, речь идет уже об углубленной камеральной проверке. Процедура такой проверки зависит от ее оснований.
- Во время углубленной камеральной проверки налоговики изучают и оценивают представленные документы и пояснения, а также проводят дополнительные мероприятия налогового контроля.
- Диаграмма 4
-
- Источник: отчеты 2-НК на сайте ФНС России за 9 месяцев 2015–2017 годов
Какие контрольные мероприятия проводит ИФНС на камеральной проверке
Во время камеральной налоговой проверки инспекторы вправе проводить следующие мероприятия:
Вызов в ИФНС для дачи поясненийВ ходе камеральной налоговой проверки ИФНС вправе потребовать пояснения от организации. Для этого в компанию направляется уведомление о вызове для дачи пояснений. В нем подробно указывается цель вызова организации. Вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи. | Статья 31 |
|
п. 3 статьи 88 |
Истребование документов у проверяемой компанииЧтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Запрашивать документы по телефону ИФНС не вправе. В требовании о представлении документов должно быть указано:
Образец требования можно скачать в тексте статьи (под таблицей). |
Статья 93 |
|
Статья 93.1 |
Допрос свидетелейНалоговое законодательство не содержит запрета на проведение допросов свидетелей в рамках камеральных проверок. Протоколы допросов свидетелей ИФНС вправе использовать в качестве доказательств при принятии решения по итогам камеральной проверки. | Статья 90 |
Проведение экспертизыИнспекция вправе назначить проведение экспертизы в рамках камеральной проверки. Например, почерковедческую экспертизу подписей счетов-фактур, которые затребованы в ходе камеральной проверки. | Статья 95 |
Привлечение специалиста, переводчикаНК РФ предусматривает возможность привлечения специалиста или переводчика для участия в проведении тех или иных конкретных действий, неразрывно связанных с налоговым контролем и вызванных необходимостью привлечения специалиста. Допускается лишь в той мере, в какой не хватает навыков, знаний и умений должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль. | Статьи 96, cтатья 97 |
Кроме того, имеются судебные решения, которые подтверждают проведением осмотров на камеральных проверках по другим налогам. |
Статья 91, статья 92 |
Срок проведения камеральной налоговой проверки
Камерная проверка в налоговой проводится в течение 3-х месяцев со дня подачи декларации в ИФНС. При этом ИФНС может завершить камеральную проверку раньше, чем истекут отведенные на это три месяца, если успеет провести полный комплекс требуемых мероприятий налогового контроля (письмо ФНС от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24606).
В то же время в ходе камеральной проверки инспекторы могут начать проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, а это еще один месяц. Порядок назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля определен п. 6 ст. 101 НК РФ.
Конечно, инспекторам нельзя выходить за 3 месяца, но бывает, что ИФНС допускает нарушение сроков. Это по факту ничем не грозит, т.е. если решение по камеральной проверке вынесено за сроками проверки, то это не будет являться основанием для его отмены.
Порядок проведения камеральной таможенной проверки
Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров путем изучения и анализа сведений из ДТ и документов, представленных при совершении таможенных операций. Камеральная проверка проводится без выезда к проверяемому лицу.
Формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие проведение такого таможенного контроля оределены главами 45 и 46 ТК ЕАЭС.
Одной из форм таможенного контроля, предусмотренной ст.324 ТК ЕАЭС, является проверка таможенных и иных документов и сведений. В ходе применения этой формы таможенного контроля осуществляется проверка ДТ и иных документов, которые представляются таможенным органам и подтверждают сведения, заявленные в ДТ.
Такая проверка может быть начата как до выпуска товаров, так и после выпуска.
Таможенная проверка — форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение, предусмотренных ТК ЕАЭС, в целях проверки соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования или законодательства государств ЕАЭС о таможенном регулировании (ст.331 ТК ЕАЭС).
- При таможенной проверке сведения, заявленные в ДТ и содержащиеся в представленных таможенным органам документах и иные сведения, представленные таможенному органу, сверяются с документами и данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТК ЕАЭС или национальным законодательством государства ЕАЭС.
- Какие категории лиц могут проверять таможенные органы при проведении таможенной проверки:
- – декларант;
- – перевозчик;
- – лицо, осуществляющее временное хранение в местах, не являющихся СВХ;
- – лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела (таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец СВХ, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли);
- – лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;
- – уполномоченный экономический оператор;
- – лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;
- – лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении или пользовании находятся (находились) товары в нарушение таможенного законодательства, в том числе незаконно перемещенные товары.
- Таким образом, круг проверяемых при проведнии таможенных проверок лиц весьма широк.
- Что именно могут проверять таможенные органы при проведении таможенной проверки:
- – факт помещения товаров под таможенную процедуру;
- – достоверность сведений, заявленных в ДТ и содержащихся в подтверждающих документах;
- – соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
- – исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных ТК ЕАЭС;
- – соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр УЭО, условий включения в реестр, а также соблюдение им обязанностей, предусмотренных ТК ЕАЭС;
- – соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами;
- – соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством.
Таможенная проверка бывает камеральной (ст.332 ТК ЕАЭС) или выездной (ст.333 ТК ЕАЭС).
Мы рассмотрим камеральные проверки, порядок проведения которых регламентируется ст. 332 ТК ЕАЭС и ст.228 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Порядок проведения камеральной таможенной проверки |
- Камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в ДТ и коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций или по требованию таможенных органов, документов и сведений иных государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
- Камеральная таможенная проверка проводится по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении такой проверки.
- Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничения периодичности их проведения.
Порядок проведения камеральной таможенной проверки регламентируется ст.228 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.
Камеральная таможенная проверка назначается начальником таможенного органа, уполномоченным им заместителем или замещающими их лицами.
Таможенный орган направляет проверяемому лицу Уведомление о проведении камеральной таможенной проверки в день ее начала заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет».
Форма Уведомления утверждена приложением 23 к приказу ФТС России от 14.02.
2019 № 258 «Об утверждении форм документов, составляемых таможенными органами при проведении таможенных проверок, порядков их заполнения и порядка внесения изменений в решение о проведении выездной таможенной проверки».
- Уведомление, направленное по почте заказным письмом, считается полученным
- – в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении;
- – на 6 рабочий день со дня направления заказного письма, если уведомление о вручении не поступило в таможенный орган.
Срок проведения камеральной таможенной проверки не может превышать 90 календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о ее проведении. Из этого срока исключаются периоды времени между датой направления проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.
- Проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на 120 календарных дней при необходимости:
- – проведения таможенной экспертизы;
- – направления требования лицам, связанным с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка;
– направления запроса (требования) иным государственным органам, органам местного самоуправления и организациям, уполномоченнм организациям (ТПП, органам по сертификации и т.п.), банкам и иным кредитным организациям для получения документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля после выпуска товаров
– направления запроса в компетентный орган другого государства;
– направления поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы других государств — членов ЕАЭС.
Продление проведения камеральной таможенной проверки осуществляется однократно по решению начальника таможенного органа, его заместителя или замещающих их лиц. Проверяемому лицу направляется уведомление о продлении проверки по форме, установленной приложением 25 к приказу ФТС России от 14.02.2019 № 258.
Результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляется Акт камеральной таможенной проверки о форме, установленной приложением 2 к приказу ФТС России от 14.02.2019 № 258.
По результатам проведения камеральной таможенной проверки, в том числе при непредставлении по требованию таможенного органа в установленный срок документов и сведений, может назначаться выездная таможенная проверка.
Порядок проверки таможенных, иных документов и сведений в ходе камеральной таможенной проверки |
При проведении проверки документов, подтверждающих сведения в отношении ДТ после выпуска товаров, в том числе в ходе таможенной проверки, таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.
Запрос, требование и получение таможенными органами документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, относятся к мерам, необходимм для проведения таможенного контроля в соответствии со ст.340 ТК ЕАЭС.
Перечень запрашиваемых документов и сведений определяется таможенным органом исходя из проверяемых документов и сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.
Срок проведения проверки таможенных, иных документов и сведений в отношении ДТ, документов, подтверждающих заявленне сведения, сведений, заявленных в ДТ и содержащихся в представленных документах, начатой после выпуска, установлен ч. 3 ст. 225 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ и не может превышать 60 календарных дней со дня представления запрошенных таможенным органом документов и сведений.
Информационно-рограммные средства ЕАИС таможенных органов позволяют проводить камеральне таможенные проверки путем обмена документами между таможеннм органом и проверяемым лицом через АПС «Личный кабинет участника ВЭД» (электронная таможенная проверка).
Одним из действующих сервисов «Личного кабинета участника ВЭД» является «Камеральная таможенная проверка».
Сервис создан для электронного обмена документами и сведениями между таможенным органом и участником ВЭД в ходе проведения камеральной проверки. Информация от компании, в которой проводится камеральная проверка, автоматически сверяется с той, которая имеется в распоряжении таможенного органа.
В результате обмена электронными, а не бумажными, документами и сведениями значительно сокращается время проведения проверки.
Камеральная таможенная проверка: что нужно знать?
Одной из форм таможенного контроля является проведение камеральной таможенной проверки.
Действующим законодательством установлено, что камеральная таможенная проверка проводится в соответствии со ст. 332 Таможенного кодекса ЕАЭС и ст. 228 ФЗ «О таможенном регулировании» №289-ФЗ.
Цель камеральной таможенной проверки
Как правило, проверка проводится с целью корректировки таможенной стоимости или контроля классификационного кода ТН ВЭД на товар.
Ранее на нашем сайте был опубликован материал о массовом принятии таможней решений о классификации товара по результатам камеральных таможенных проверок — «Таможня ударно меняет коды ТН ВЭД на товар».
Очевидно, что ключевой целью таможни при проведении камеральной проверки является доначисление таможенных платежей.
Поскольку срок таможенного контроля составляет 3 года, то и при проведении проверка таможня обращается ко всем выпущенным за этот период времени декларациям.
Если по итогу камеральной проверки таможня принимает решение, например, о классификации товара, то платежи начисляются по всем декларациям с этим товаром за последние 3 года, соответственно, сумма таможенных платежей вырастает многократно.
Проведение камеральной таможенной проверки
При проведении камеральной таможенной проверки таможней осуществляется анализ всех сведений о товаре и документов, представленных при его декларировании, включая техническое описание товара, товаросопроводительные документы (инвойсы, коносаменты и проч.). Также в рамках проверки таможня может обратиться с международным запросом, например, за экспортной декларацией страны вывоза.
В связи с тем, что камеральная проверка касается документов и сведений, имеющихся в распоряжении таможни, она производится без выезда по месту нахождения проверяемого лица. В случае если участник ВЭД в ответ на запрос таможни о предоставлении документов и сведений в ходе камеральной таможенной проверки, такие данные не направит, то может быть назначена выездная таможенная проверка.
Отметим, что после получения декларантом уведомления о начале камеральной таможенной проверки, ему необходимо внимательно ознакомиться с запросом таможни и максимально ответственно подготовить и представить в таможню запрашиваемые документы и сведения.
В ряде случаях именно грамотная работа участника ВЭД при сопровождении таможенной проверки позволяет в дальнейшем успешно обжаловать начисление платежей.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании» ФЗ-289 у проверяемого лица после получения акта есть право ознакомиться с материалами проверки и представить свои возражения на него при их наличии. Данной возможностью также не стоит пренебрегать. Подробнее об этом идет речь в ст. 235 ФЗ-289.
Срок проведения камеральной таможенной проверки
Определены следующие сроки камеральной таможенной проверки:
- 90 календарных дней составляет стандартный срок проведения камеральной проверки;
- 120 календарных дней составляет максимально возможный срок продления проведения проверки.
Продление срока в рамках одной проверки возможно лишь единожды.
Обжалование результатов проверки
Юристы нашей компании подробно консультируют по всем вопросам проведения камеральных таможенных проверок, а также занимаются подготовкой мотивированных ответов на запросы, письма и требования таможни, готовят возражения на акты камеральной проверки и обжалуют незаконные решения таможни по итогам проверки.
Предварительную оценку перспектив обжалования результатов камеральной проверки юристы наешго Центра проводят бесплатно.
Как проходит таможенная проверка — Бухгалтерия.ru
С проверками в компании приходит большинство контролирующих ведомств. Если руководство и бухгалтер готовы к ревизии, то шансы, что мероприятие закончится без доначислений и штрафов, значительно выше. Бератор «К вам пришла проверка» поможет подготовиться к встрече с чиновниками.
В процессе выездной проверки таможенники могут: осматривать товары, помещения и территорию фирмы, проводить инвентаризацию товаров по правилам, аналогичным для налоговых инспекций, арестовывать и изымать товары, получать пояснения, проверять маркировку, назначать экспертизу товаров, привлекать специалистов, брать образцы и пробы, а так же использовать средства для идентификации товаров.
Имейте в виду: каждое из этих действий таможенники вправе провести не только в рамках проверки, но и отдельно. Мероприятия, планируемые инспекторами, должны быть перечислены в решении о проведении выездной проверки. Правильно оформленные результаты ревизии суд может признать доказательствами по уголовным и административным делам (ст. 134 Таможенного кодекса ТС).
Истребовние документов
Инспекторы вправе знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности, счетами, базами и банками данных автоматизированных систем компании, коммерческими документами и другой информацией, относящейся к внешнеэкономическим и последующим операциям с товарами (ст. 134 ТК ТС).
Таможенники могут истребовать документы только письменно, а вот знакомиться с бумагами инспекторы имеют возможность как на своей территории, так и в помещениях фирмы. Этот вопрос руководитель проверяющей группы согласовывает с представителем компании.
Если таможенники захотят изучать бумаги у себя, они должны составить акт приема-передачи и перечислить в нем все документы, которые планируют забрать.
Если на счетах фирмы недостаточно денег для оплаты санкций, таможенники вправе взыскать платежи за счет неоплаченных товаров, еще не выпущенных для свободного обращения. В других случаях начальник таможни может обратить взыскание на другое имущество фирмы.
В Таможенном кодексе ТС не установлен период, в течение которого фирма обязана представить документы. Его определяют сами ревизоры. Главное, чтобы у проверяемых было достаточно времени для выполнения требования (п. 2 ст. 98 ТК ТС). Обратите внимание: срок проверки в период собора бумаг не засчитывается.
Если вы не укладываетесь во время, установленное инспекторами, уведомите их об этом письменно. В случае, когда требование отправлено вам по почте, считается, что оно получено на шестой день с даты отправки. А значит, к сроку, установленному ревизорами, вы можете прибавить и эти дни.
Однако в такой ситуации лучше проинформировать таможню (хотя бы по телефону) о продлении срока. Иначе инспекторы могут завести административное дело. Документы нужно представлять в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя фирмы или предпринимателя.
В противном случае, таможенники могут составить протокол по статье 19.7 КоАП РФ. Решение о штрафе принимает суд. Размеры санкций для фирмы составят от 3000 до 5000 рублей, для предпринимателей и должностных лиц – от 300 до 500 рублей.
Обратите внимание: если вы не представите документы в ходе камеральной проверки, таможенники назначат выездную, если чиновники опять не будут удовлетворены, они могут арестовать товары.
Документы, необходимые для таможенных целей, должны храниться пять лет. Если этих бумаг у вас нет, инспекторы, скорее всего, предложат вам их восстановить.
В случае отказа ревизоры не имеют права вас наказать, однако четко прописанных санкций за это в законе нет. А вот самостоятельно рассчитать суммы платежей, подлежащие взысканию таможней, в такой ситуации они могут.
Заодно и оштрафуют за просрочку уплаты по статье 16.22 КоАП РФ.
Осмотр помещений
Таможенники осматривают помещения, если получат информацию об утрате товара или о его использовании с нарушением таможенного законодательства (ст. 119 ТК ТС). Цель у такого мероприятия одна – подтвердить, что товар в наличии. Ревизоры вправе инспектировать любые помещения фирмы или предпринимателя, за исключением жилых (ст.
119 ТК ТС). Это мероприятие не может продолжаться более одного дня. Таможенники проводят осмотр и в ночное время, но только в исключительных, не требующих отлагательства, случаях.
Например, при получении оперативной информации о том, что на складе временного хранения находятся контрабандные товары, которые планируется вывезти в ближайшие сутки.
Решение об осмотре в ходе выездного контроля руководитель проверяющей группы принимает в устной форме (п. 5 ст. 119 ТК ТС).
А вот если таможенники собираются изучать помещения не в рамках проверки, то они обязаны предъявить представителю фирмы служебные удостоверения и предписание, подписанные теми же лицами, что и решение о проведении ревизии (п. 5 ст. 119 ТК ТС).
В этом документе должно быть сказано, разрешено ли инспектору пресекать сопротивление и вскрывать запертые помещения. Эти действия контролеры могут проводить только в присутствии понятых (не менее двух).
По окончании ревизоры обязаны составить акт и в течение 24 часов уведомить прокурора. В ходе осмотра таможенники могут проводить фото-, кино- и видеосъемку, прибегать к помощи различных специалистов, например, если нужно получить информацию, содержащуюся в компьютере.
Результаты осмотра фиксируют в акте, который составляется в двух экземплярах: первый вручают представителю фирмы или предпринимателю, а второй приобщают к материалам проверки. Вы имеете возможность отразить в акте любые замечания к процедуре осмотра, действиям таможенников. Если в момент составления бумаги сформулировать свои замечания вы не готовы, не подписывайте его.
Таможенники проводят осмотр помещений и в ночное время, но только в исключительных случаях. Например, при получении оперативной информации о том, что в ближайшие сутки со склада временного хранения планируется вывоз контрабандных товаров.
В ходе проверки одно и то же помещение может быть осмотрено несколько раз: ограничений закон не устанавливает. Повторное изучение может быть начато уже на следующий день после первоначального.
Пример
Таможенники провели в ООО «Пассив» проверку по факту возможной продажи недекларированной компьютерной техники, хранившейся на складе фирмы. Документов, подтверждающих этот факт, инспекторы не нашли. Директор фирмы заявил, что вся недекларированная компьютерная техника, хранившаяся на их складе, была украдена.
Тогда таможенники провели осмотр персональных компьютеров работников фирмы. В осмотре участвовал специалист по программированию и компьютерной технике.
Именно он обнаружил и восстановил удаленное электронное сообщение, в котором проверяемая фирма предлагает предпринимателю Сергеевой приобрести компьютерную технику.
Ее характеристики (заводские и серийные номера, изготовитель и пр.) совпадали с якобы украденной компьютерной техникой.
Через налоговую инспекцию таможенники разыскали предпринимателя Сергееву и провели у нее встречную проверку. В результате были найдены документы, подтверждающие, что предприниматель приобрела у ООО «Пассив» компьютеры соответствующих характеристик. Сергеева этот факт подтвердила.
Таможенники оштрафовали фирму по статье 16.21 КоАП РФ за продажу недекларированного товара.
Получение объяснений
В ходе контрольного мероприятия таможенники могут потребовать от сотрудников фирмы письменные пояснения (ст. 113 ТК ТС). Имейте в виду: речь идет не о показаниях в рамках административного или уголовного дела, а о том, чтобы уточнить, прояснить какие-то нюансы, возникающие в процессе проверки.
Если же инспекторы начнут задавать вам вопросы об обстоятельствах нарушения или преступления, вы можете им отказать. Для сбора такой информации существуют свои процедуры, установленные в КоАП РФ и УПК РФ. Помните, что вы вправе не свидетельствовать против самого себя и своих близких (ст.
51 Конституции РФ).
Суд вправе использовать пояснения как доказательства в уголовном или административном деле (ст. 171 Закона о таможенном регулировании в РФ). За отказ от дачи пояснений предусмотрен штраф для предпринимателей и должностных лиц фирмы в размере от 300 до 500 рублей, для других сотрудников – от 100 до 300 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).
Чтобы проверить, соответствуют ли сведения о товарах, заявленные при декларировании, фактическим данным, ревизоры могут провести таможенный досмотр. В Таможенном кодексе ТС предусмотрены две формы этого мероприятия: таможенный осмотр (ст. 115 ТК ТС) и таможенный досмотр (ст. 116 ТК ТС).
Если инспекторам не потребуется вскрывать транспортные средства или нарушать упаковку товара, то они проведут таможенный осмотр, а если нужно выполнить более детальное изучение – то это будет называется уже таможенный досмотр. При досмотре должен присутствовать предприниматель или руководитель фирмы либо их представители.
Если по каким-то причинам они не могут находиться рядом с ревизорами, то проверяющие обязаны пригласить двух понятых (п. 6 ст. 116 ТК ТС).
Обычно досматривается не весь товар, а примерно 10 процентов от общего числа каждого наименования. Если таможенники обнаружат нарушения, то проверят имущество в большем объеме.
Обычно досматривается не весь товар, а примерно 10 процентов от общего числа каждого наименования. Если таможенники обнаружат нарушения, то проверят имущество в большем объеме.
В ходе досмотра таможенники могут разрывать, ломать, спиливать и т.п. товары и их упаковку, вскрывать и разбирать транспортные средства. Однако такие действия требуются не всегда. Как правило, инспекторы обходятся частичной распаковкой проверяемого имущества.
Таможенный досмотр может проводиться с конкретной целью – найти запрещенное (ограниченное) к ввозу или перемещенное с сокрытием от таможенного контроля имущество. Сведения о таком товаре ревизоры обычно получают оперативным путем, то есть при помощи своих агентов, случайного перехвата информации и т.д.
Хотя иногда «товар-нарушитель» обнаруживается на таможенной границе. После досмотра инспекторы должны составить акт.
Идентификация
Таможенники могут наносить на товары и транспортные средства цифровую, буквенную или другую маркировку, знаки, штампы. Это называется идентификацией (ст. 109 ТК ТС). К ней также относят подробное описание товаров, их фотографирование, составление чертежей и т.п.
Уничтожить, заменить или изменить нанесенные знаки вправе только сами таможенники, за исключением ситуаций, когда товары могут быть утрачены или испорчены. Если вам пришлось уничтожить маркировку, обязательно сообщите таможенникам об этом.
В ходе проверки идентификация применяется в исключительных случаях, когда ревизоры подозревают, что товар будет уничтожен или утрачен. Идентификация проводится в присутствии предпринимателя или представителя фирмы.
Взятие проб и образцов
Чаще всего инспекторы отбирают образцы товаров, когда проводят инвентаризацию или досмотр, чтобы определить место происхождения, марку, сорт, качество, состав, свойства товара, его принадлежность к наркотическим или психотропным веществам и т. п. Пробы и образцы берутся в минимальном количестве, достаточном, чтобы провести их анализ.
Предприниматель или представитель фирмы вправе присутствовать при отборе. Однако таможенники могут провести это мероприятие и без них, но пригласив двух понятых (ст. 144 ТК ТС). Отбор образцов оформляется актом.
Изъятие и арест товаров
Арестовать продукцию таможенники могут, если обнаружат:
- что на товарах отсутствуют специальные марки или другие способы обозначения, подтверждающие, что они ввезены в Россию легально;
- что в документах фирмы нет сведений о выпуске товаров или эти сведения недостоверны;
- что фирма использует условно выпущенные товары не в тех целях, в связи с которыми ее освободили от уплаты таможенных платежей.
Имейте в виду: перед тем как арестовать или изъять товары, таможенники обязаны предъявить постановления об этом и пригласить двух понятых, а после – составить протокол. Процедура проводится в присутствии представителя фирмы или предпринимателя.
Арестованное имущество передается на хранение их владельцу. Он может ими пользоваться, если получит разрешение начальника таможни. Инспекторы вправе изъять арестованные товары, если будут сомневаться в их сохранности (ч. 4 ст. 183 Закона о таможенном регулировании в РФ). Товары, запрещенные к ввозу или обороту в России, ревизоры обязаны изъять в любом случае.
Имейте в виду: перед тем как арестовать или изъять товары, таможенники обязаны предъявить постановления об этом и пригласить двух понятых, а после – составить протокол. Процедура проводится в присутствии представителя фирмы или предпринимателя.
Оформление результата
Порядок оформления результатов проверки приведен в статье 132 Таможенного кодекса ТС.
Промежуточный акт
Обнаружив в ходе проверки признаки преступления, инспекторы обязаны передать материалы в полицию или правоохранительный блок таможни для возбуждения уголовного дела. Если найдено административное нарушение, инспекторы должны оформить протокол или возбудить (и провести) административное расследование.
Кроме того, ревизоры обязаны незамедлительно составить промежуточный акт (на момент выявления нарушения или преступления), в котором предварительно рассчитать суммы таможенных платежей, подлежащие уплате. Отправив этот документ начальнику таможни, инспекторы продолжают проверку.
Акт по итогам проверки
Закончив ревизию, таможенники составляют акт. В нем они указывают результаты проверки, а также замечания и выявленные нарушения. К документу должны быть приложены все бумаги, связанные с контрольным мероприятием (акты осмотра, наложения средств таможенной идентификации, взятия проб и образцов, заключение экспертов и т. д.).
Сроки составления итогового документа зависят от того, какая ревизия была проводена. Акт камеральной проверки они обязаны оформить на следующий день, а акт выездной – в течение 10 дней после ее окончания.
Данная бумага составляется в двух экземплярах. Первый таможенники приобщают к материалам проверки. Второй – вручают представителю фирмы или предпринимателю под расписку в течение пяти дней.
В ходе досмотра таможенники могут разрывать, ломать, спиливать товары и их упаковку, вскрывать и разбирать транспортные средства. Однако такие действия требуются не всегда. Как правило, инспекторы обходятся частичной распаковкой проверяемого имущества.
Если вы уклоняетесь от получения акта, его вышлют по почте заказным письмом. При этом в таможенном деле должны быть документы, подтверждающие факт направления документа проверяемому лицу. Акт таможенной проверки инспекторы направляют начальнику таможни.
Решение по итогам
Рассмотрев акты проверок, начальник таможни вправе принять решение о доначислении и взыскании с фирмы или предпринимателя таможенных платежей и пеней.
Не позднее 10 дней с момента обнаружения недоимки контролеры должны направить фирме или предпринимателю требование об ее уплате. Срок исполнения требования устанавливают инспекторы в пределах от 10 рабочих до 20 календарных дней (ч. 11 ст. 152 Закона о таможенном регулировании в РФ).
Если в указанный срок компания не уложились, начальник таможни вправе в течение 60 календарных дней принять решение о бесспорном списании недоплаченных платежей и пеней со счетов фирмы в банках. Имейте в виду: пропустив 60-дневный срок, таможенники имеют возможность взыскать недоимку и пени только через арбитражный суд.
С предпринимателя эти суммы в любом случае взыскиваются в судебном порядке.
Если на счетах фирмы денег недостаточно, ревизоры вправе взыскать таможенные платежи за счет товаров, в отношении которых деньги не уплачены. Правда, речь идет об имуществе, еще не выпущенном для свободного обращения (ст.
157 Закона о таможенном регулировании в РФ). В случае когда первый и второй вариант не подходят, начальник таможни может обратить взыскание на другое имущество фирмы (ч. 4 ст. 158 Закона о таможенном регулировании в РФ).
электронное издание100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.