Меры по восстановлению платежеспособности должника

Законодательством используются термины «банкротство» и «несостоятельность» в качестве синонимов. Данные термины означают неспособность физического лица осуществить удовлетворение требований собственных кредиторов по финансовым обязательствам и по выплатам обязательных платежей. Неспособность эта может быть объявлена как самим должником, так и признана арбитражным судом.

Экономическая теория говорит о том, что термин «несостоятельность» обладает смысловым сходством с понятием «неплатежеспособность». Неплатежеспособность – это когда предприятие больше не может заниматься совершением своевременных выплат кредитной задолженности.

Если неплатежеспособность либо несостоятельность длятся довольно долгий временной период, возможно наступление полной неплатежеспособности, после чего считается, что его дальнейшая деятельность нецелесообразна и невозможна.

При этом невозможность осуществления деятельности – это отсутствие вариант возвращения платежеспособности и финансовой состоятельности для осуществления хозяйственной деятельности.

Нецелесообразностью деятельности предприятия является ситуация, при которой отсутствует производственный и экономический потенциал, социально-экономическое значение, конкурентоспособность и так далее.

Данная организация признается банкротом, следует процедура ее ликвидации, продажа ее активов для того, чтобы удовлетворить кредиторские требования. Банкротство организации является частным случаем неплатежеспособности.

Меры, помогающие восстановить платежеспособность

Досудебной санацией именуют метод, при котором платежеспособность организации восстанавливается по инициативе кредиторов, собственников либо иных заинтересованных лиц. Данная процедура предоставляет финансовую помощь организации-должнику для того, чтобы он погасил обязательные платежи и финансовые обязательства, а также восстановил свою платежеспособность.

Кроме предоставления финансовой помощи кредитором могут быть возложены на должника различные виды дополнительных обязательств в свою пользу либо в пользу других лиц.

Виды активов относительно ликвидности

Любые активы имеют ценность, поскольку они ликвидны. Любое предприятие имеет в своей структуре два вида активов:

  • текущие – те, которые можно обратить в деньги в течение 1 учетного периода (производственного цикла, года);
  • постоянные – основные средства производства, непосредственно в нем участвующие.

По времени и простоте «превращения» в наличные деньги или использования в качестве погашения дебиторской задолженности активы предприятия принято ранжировать по 4 степеням ликвидности. Чем больше у предприятия активов с высокой ликвидностью, тем лучше его платежеспособность.

  1. Активы высокой ликвидности – имеют максимальные темпы трансформации в деньги, относятся, как правило, к текущим активам. Примеры самых ликвидных активов:
    • деньги в кассе;
    • финансы на расчетном счету предприятия;
    • купюры в банкоматах организации;
    • средства, находящиеся в пути и др.
  2. Активы быстрой реализации – быстрой считается скорость обращения в финансы, составляющая менее года, то есть также преимущественно текущие активы. Ими принято считать:
    • банковские вклады;
    • дебиторскую задолженность;
    • вложения в ценные бумаги и т.п.
  3. Активы малой ликвидности – реализуются медленно, например:
    • предметы лизинга;
    • долгосрочные инвестиции;
    • запасы сырья, материалов, готовой продукции;
    • полуфабрикаты, заготовки;
    • незавершенное производство и др.
  4. Практически неликвидные активы – труднореализуемые основные средства производства, постоянные фонды:
    • здания, сооружения;
    • земельные участки;
    • оборудование;
    • транспорт предприятия;
    • нематериальные активы;
    • просроченные и сомнительные задолженности по кредитованию.

Отличие от оздоровления

Оба данных процесса преследуют одну цель, предполагающую улучшение финансового состояния должника.

При оздоровлении инициатором выступает сама компания. Меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником, не всегда являются эффективными.

Внешнее управление предполагает, что именно кредиторы или иные прочие компании стараются улучшить положение фирмы. В большинстве случаев эти действия являются действенными, так как приостанавливаются все действия по возврату долгов.

Процедура внешнего управления применяется по решению собрания кредиторов или суда. После этого разрабатываются разные меры по восстановлению платежеспособности должника, для чего оценивается его состояние, направление работы и иные факторы.

Какая процедура начинается после признания должника несостоятельным?

После того как суд выносит определение о несостоятельности должника, вводится процедура наблюдения. По сути, это предварительный этап, для того чтобы оценить текущее финансовое состояние банкрота, оповестить кредиторов, определить перечень требований.

Факторы ликвидности

В рамках одного и того же предприятия с течением времени могут меняться факторы, от которых зависит ликвидность:

  • активы покупаются и приобретаются;
  • теряют и прибавляют в стоимости;
  • вкладываются или тратятся финансовые средства;
  • изменяется количество и состояние пассивов и др.

Такая динамичность означает, что ликвидность может меняться от одного отчетного периода к другому. Важно, чтобы даже при падении она восстанавливала свой уровень до наступления обозначенного срока. Эта возможность и является восстановлением платежеспособности.

Порядок ведения процедуры банкротства

Федеральным законом № 127-ФЗ регламентируется проведение процедуры несостоятельности юридического лица.

Составление плана

При внешнем управлении учитываются положения закона о несостоятельности.

После утверждения управляющего дается ему месяц на составление специального плана, по которому необходимо действовать для улучшения финансового состояния компании. Данный документ рассматривается на собрании кредиторов, после чего утверждается ими.

В план должны включаться меры по восстановлению платежеспособности должника при банкротстве. Дополнительно в него входят разные расходы, для воплощения всех действий в жизнь. Рассматривается и утверждается документ в течение одного месяца после его предоставления управляющим. Далее он направляется в суд, причем на это дается пять дней.

Меры по восстановлению платежеспособности должника

Платежеспособность должника

Беря средства взаймы, юридическое лицо (как и физическое) должно постепенно возвратить их. Особенностью кредитования является начисление процентной ставки на сумму, которая используется заемщиком. Соответственно, лицу необходимо вернуть тело займа и процент по нему.

Справка! Возможность проводить подобные платежи определяется платежеспособностью.

Под этим понятием подразумевается возможность гражданина или компании выполнять обязательства, взятые на себя. Чем выше платежеспособность, тем лучше финансовое состояние гражданина, и тем выше его шансы на получение новых займов. Чем ниже этот показатель, тем хуже. Подобное состояние дел может привести к невозможности выполнения взятых обязательств и банкротству.

Физического лица

Меры по восстановлению платежеспособности должника

Чтобы определить платежеспособность простого гражданина, необходимо учесть несколько факторов. В первую очередь это касается общего дохода лица в течение определенного промежутка времени.

Также в расчетах принимается во внимание срок кредитования и специальный коэффициент, который напрямую зависит от уровня дохода. На основании этих данных проводятся вычисления, позволяющие определить текущую платежеспособность гражданина.

Юридического лица

Для определения платежеспособности юридического лица используются другие характеристики. В первую очередь принимается во внимание капитал компании, то есть ее собственные средства. Если их количество превышает размер обязательств, компания может отвечать по требованиям кредиторов.

Обращается внимание на ликвидность активов. Наличие большого количества низколиквидных активов и краткосрочных обязательств негативно сказывается на платежеспособности предприятия.

Передача обязательств третьим лицам

Как называется мера по восстановлению платежеспособности должника в таком случае? Она предполагает привлечение страховых компаний или поручителей, так как они должны расплачиваться по долгам компании, если она сама не справляется с этим процессом.

https://www.youtube.com/watch?v=_k0X0dl0pVw

Данный процесс может осуществляться в любое время до окончания процедуры внешнего управления самим должником. Для этого надо написать письменное уведомление, направляемое управляющему. Обычно это действие является эффективным, поэтому не встречают недовольства со стороны специалиста.

Законодательный регламент КВП

Коэффициент восстановления платежеспособности (КВП) – это специальный финансовый показатель, который отражает способность текущей ликвидности к полному возобновлению в течение полугода после даты отчета.

Так определяют его Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 года №31-р.

Расшифровка результата вычисленного коэффициента восстановления платежеспособности

Цифра, полученная в итоге вычислений, сравнивается с 1.

  1. Если КВП превышает единицу, это значит, что предприятие в обычных условиях легко восстанавливает ликвидность своих активов не долее 6 месяцев.
  2. Показатель меньше 1 говорит о том, что в настоящий момент у организации нет возможностей для адекватного восстановления платежеспособности в ближайшее полугодие.
  3. Чем ниже КВП, тем ближе предприятие к грани банкротства либо его работа искусственно ухудшается.

При катастрофически низком КВП необходимо срочно принимать антикризисные меры, таковыми могут быть:

  • просьба о перекредитовании наиболее «горящих» задолженностей»;
  • рассмотрение с кредиторами вопросов о льготах по выплатам;
  • взятие нового кредита ради погашения более раннего;
  • сокращение персонала;
  • снижение расходов, в основном за счет административных, менее продуктивно – производственных;
  • инвентаризация и частичная реализация имущественных активов;
  • снижение себестоимости продукции;
  • увеличение объемов производства (при наличии спроса);
  • приглашение для консультации и помощи специалиста.

Срок внешнего управления

Данный этап банкротства является строго ограниченным по времени, поэтому все действия должны воплощаться в течение 18 месяцев. Если имеются основания полагать, что необходимо еще немного времени для оздоровления фирмы, то этот срок может продлеваться еще на полгода.

Внешний управляющий первоначально анализирует финансовое состояние конкретной компании, после чего разрабатывает разные мероприятия для его улучшения.

Первая стадия банкротства

Во время процедуры наблюдения руководители предприятия по-прежнему управляют предприятием, но с заметными ограничениями полномочий, направленными в основном на обеспечение неприкосновенности имущества и других активов организации.

Задачи данного этапа:

  • досконально изучить финансовое состояние банкрота;
  • определить список требований к нему;
  • обеспечить сохранение имущества и других активов;
  • организация первого собрания кредиторов.

Конкурсное производство

Конкурсное производство — единственная предусмотренная законом процедура, направленная на ликвидацию предприятия—должника. Вместе с тем, во многих банкротных делах эта процедура является самой важной.

Конкурсное производство вводится сроком на 6 месяцев. Может продлеваться неограниченное количество раз.

Известны банкротства, в которых конкурсное производство длится больше 5 лет.

Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, после его завершения считаются погашенными.

Перейти на конкурсное производство можно непосредственно после наблюдения, а можно после финансового оздоровления или внешнего управления, если эти оздоровительные процедуры не дали результата.

Именно после открытия конкурсного производства предприятие официально признается банкротом. До этого момента оно не считается банкротом, несмотря на то, дело о банкротстве возбуждено.

Читайте также:  Заявление об отказе от наследства в пользу другого наследника: структура, образец и сопроводительные документы

6.3. Меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника

В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 г. планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • продажа части активов должника;
  • уступка прав требования должника;
  • —              исполнение обязательств должника собственниками
  • имущества;
  • увеличение уставного капитала должника за счёт взносов участников и третьих лиц;
  • дополнительная эмиссия акций должника;
  • замещение активов должника;
  • продажа предприятия- должника.
  1. 98
  2. 99

В процессе внешнего управления возможно применение любых других мер восстановления платежеспособности, не вступающих в противоречие с законодательством.

Некоторые из перечисленных мер, такие как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, не являются специфическими для процедуры внешнего управления.

Указанные мероприятия не регулируются в рамках правового института банкротства.

Для восстановления платежеспособности в процессе внешнего управления необходимо ликвидировать просроченную дебиторскую задолженность.

Ликвидация просроченной дебиторской задолженности осуществляется путём её взыскания с дебиторов.

В тех случаях, когда взыскание затруднено, а время, отведённое на внешнее управление, ограничено, целесообразнее уступить право требования, т.е. продать дебиторскую задолженность.

Внешний управляющий вправе приступить к уступке прав требования путём их продажи с согласия собрания (комитета) кредиторов. Дебиторская задолженность продаётся на открытых торгах, если другое не предусмотрено планом внешнего управления.

Начальная цена продажи устанавливается решением собрания кредиторов на основании рыночной стоимости. При уступке права требования дебиторской задолженности заключается договор цессии.

Условия договора в соответствии с Законом должны предусматривать:

  • получение денежных средств за проданное право требования не позднее чем через пятнадцать дней с даты заключения договора;
  • право требования переходит к покупателю только после полной оплаты суммы договора.

Дебиторская задолженность при уступке права требования третьему лицу списывается кредитором (предприятием-должником) на счёт 91 «Прочие доходы и расходы». На этом же счёте выявляется финансовый результат по операции уступки прав требования.

Объектом налогообложения у должника (цедента) является договорная стоимость товаров, работ, услуг (подп.З п.2 ст. 167 НК РФ). У нового кредитора (цессионария) налоговая база оп-

рсделяется как сумма превышения дохода, полученного при последующей уступке требования или прекращении соответствующего обязательства над расходами по приобретению ука-шнного требования (п.2 ст. 155 НК РФ).

  • Пример бухгалтерских записей при уступке прав требования:
  • 1.              Предприятием-должником уступлено право требования
  • на проданную продукцию организации В:
  • Д-т сч. 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»
  • К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы»
  • 2.              Списана стоимость права требования:
  • Д-т сч.91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». К-т сч. 68 «Расчёты по налогам и сборам»

  1. 3.              Определён финансовый результат по операции уступки
  2. прав требования:
  3. Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Рассмотрим вариант прекращения производства дела по банкротству путём исполнения обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами.

Такой вариант прекращения производства по делу о банкротстве возможен в любое время до окончания внешнего управления.

Собственники имущества должника или третьи лица вправе удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения требований кредиторов реестра.

Для этого они обязаны в письменной форме уведомить внешнего управляющего и кредиторов о начале удовлетворения требований.

После получения внешним управляющим первого уведомления исполнение обязательств должника от других лиц не принимается.

Лицо, направившее уведомление, должно начать удовлетворять требования кредиторов в недельный срок после направления уведомления. Если требования кредиторов

100

101

реестра не удовлетворены в месячный срок с момента направления уведомления, то уведомление считается недействительным. Для исполнения обязательств должнику могут быть предоставлены денежные средства.

Денежные средства предоставляются на условиях договора беспроцентного займа.

Срок займа определён моментом востребования, но не ранее окончания срока, на который была введена процедура внешнего управления

Получение денежных средств для погашения обязательств кредиторов реестра может быть оформлено соглашением между третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными принимать решения о заключении крупных сделок или об иных условиях предоставления денежных средств для погашения требований кредиторов реестра.

Меры восстановления платежеспособности при внешнем управлении

Внешнее управление включает в себя комплекс различных мероприятий как финансово-экономического, так и организационного характера.

В рамках внешнего управления могут осуществляться: перепрофилирование производства (комплекс мероприятий, направленных на изменение специализации (профиля) должника), закрытие нерентабельных производств, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования, исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьими лицами, продажа предприятия должника.

Выбор той или иной меры по восстановлению платежеспособности должника зависит от различных факторов, в частности от особенностей правового статуса должника, специфики его финансово-хозяйственной деятельности, сроков реализации данной меры в рамках общих сроков внешнего управления и т.д.

В число мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, законодатель включает продажу предприятия должника (ст. 110 Закона о банкротстве 2002 г.).

Под предприятием должника понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, права на обозначения, индивидуализирующие должника, другие исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам). Более того, продажа предприятия по смыслу Закона о банкротстве 2002 г. рассматривается как продажа бизнеса должника.

Особенностью продажи предприятия должника является то, что в состав имущественного комплекса не включаются долги, т.е. денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления (например, в плане внешнего управления может быть установлено, что предприятие подлежит продаже без торгов по цене не ниже установленной планом внешнего управления).[7, с. 203]

По общему правилу продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона, однако возможны и исключения, например, продажа градообразующей организации производится путем проведения конкурса (ст. 175 Закона о банкротстве 2002 г).

Условия и порядок проведения торгов разрабатываются собранием или комитетом кредиторов. Так, решением этих органов устанавливается начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги. При этом, устанавливая общие требования к определению начальной цены продаваемого предприятия, законодатель исходит из следующего:

  • — начальная цена определяется в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим;
  • — начальная цена устанавливается исходя из рыночной стоимости имущества, выставляемого на торги;
  • — начальная цена не может быть меньше минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.

Торги по общему правилу должны быть открытыми, если иное не предусмотрено законом. В частности, в силу абз. 2 п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве 2002 г. на закрытых торгах продается предприятие, включающее в себя ограниченно оборотоспособное имущество.[7, с. 206]

Следует заметить, что организатором торгов выступает либо сам внешний управляющий, либо специализированная организация, привлекаемая на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в официальном издании, определяемом Правительством РФ, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника.

Помимо этого, у лица, организующего торги, возникает право опубликовать указанное сообщение в иных средствах массовой информации. Следует заметить, что вся информация по делам о банкротстве, рассматриваемым после 3 декабря 2002 г, публикуется в «Российской газете».

Законодатель предусматривает возможность проведения повторных торгов в следующих случаях:

— если в указанные в сообщении сроки не получено ни одной заявки (предложения) или получена одна заявка (предложение);

— если предприятие не было продано на первых торгах.

Интересен тот факт, что возможно проведение и третьих торгов при условии, что повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано.

Обязательное опубликование соответствующих сведений в этом случае должно быть осуществлено в течение 14 дней с даты подведения итогов повторных торгов.

Кроме того, допускается снижение начальной цены для проведения третьих торгов, однако не более чем на 10% от первоначально установленной цены.

Если в результате проведения и третьих торгов предприятие не было продано, то собрание кредиторов или комитет кредиторов могут установить иной порядок продажи предприятия на торгах, в том числе посредством публичного предложения. Однако и в этом случае предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.

При продаже предприятия посредством публичного предложения договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с лицом, предложившим в течение месяца с даты опубликования сообщения о продаже предприятия максимальную цену.

Таким образом, в настоящее время продажа предприятия без проведения торгов невозможна. Это важная новелла Закона о банкротстве 2002 г. Результаты проведения торгов отражаются в протоколе, который имеет силу договора.

При проведении конкурса, кроме протокола, заключается также договор купли-продажи предприятия, в котором в обязательном порядке должны содержаться сведения о составе и стоимости имущества, включенного в состав предприятия, а именно: сведения о земельном участке, на котором находится недвижимое имущество, характеристики иного недвижимого имущества (дата постройки, степень износа, общая и полезная площадь и т.д.) и наличие обременении (является ли оно предметом залога, передано ли в аренду и др.).

Если вырученной от продажи предприятия суммы недостаточно для удовлетворения всех требований, то внешний управляющий может разработать положения мирового соглашения и предложить кредиторам его заключить. Существуют также и иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Читайте также:  Особенности и проблемы наследования предприятия, судебная практика по ст 1178 ГК РФ

Законом о банкротстве 2002 г регламентируется также порядок предоставления финансовой помощи должнику. Реализация данного положения обеспечивается путем закрепления в Законе о банкротстве 2002 г. (ст.

113) возможности одновременного удовлетворения требований всех конкурсных кредиторов собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами. Удовлетворение требований конкурсных кредиторов может рассматриваться в качестве основания для утраты должником признаков банкротства.

В Законе о банкротстве 2002 г. закреплено положение, согласно которому восстановление платежеспособности должника во время внешнего управления может быть достигнуто и иными способами, помимо перечисленных в ст. 109 закона.

В качестве таковых следует рассматривать снятие ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов, введение моратория на удовлетворение требований кредиторов, отказ от исполнения договоров должника, заявление требований о признании недействительными сделок должника (данные меры были рассмотрены ранее).

В целях восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника — акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций (п. 1 ст. 114 Закона о банкротстве 2002 г.).

В этом случае происходит своеобразный обмен долга на предоставление возможности кредитору (или нескольким кредиторам) участвовать в управлении должником. Данные мероприятия могут быть достаточно эффективными при достижении целей внешнего управления. В результате кредитор становится участником юридического лица, т.е. меняет статус конкурсного кредитора на статус участника должника.[2, с. 134] Судебно-арбитражная практика также исходила из признания данных мероприятий в качестве меры по восстановлению платежеспособности должника. Показательным в этом отношении является следующий пример.

Государственная налоговая инспекция г. Ставрополя обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительной государственной регистрации ОАО «Анипинком», ссылаясь при этом на нарушение прав и интересов государства.

В иске было отказано на основании того, что решение о создании ОАО «Анипинком» было принято собранием кредиторов с целью продажи его акций и погашения долгов основного общества. В апелляционной инстанции дело не проверялось.

Кассационная жалоба не была удовлетворена по следующим основаниям, ОАО «Анилин» было признано судом неплатежеспособным, в отношении него введено внешнее управление. Собранием кредиторов был утвержден план внешнего управления, в котором предусматривалось создание нового ОАО «Анипинком».[2. с. 98]

При таких обстоятельствах выводы арбитражного суда о действиях внешнего управляющего по созданию юридического лица и определению вклада в уставный капитал создаваемого общества имущества предприятия-должника являются правильными.

Кроме того, законодательство о банкротстве расширило и конкретизировало меры по восстановлению платежеспособности предприятий-должников, поэтому у суда не было оснований не применять положения соответствующих нормативных актов.

Создание нового ОАО, получение средств за счет продажи его акций и направление их для расчетов с кредиторами отвечает задачам восстановления платежеспособности предприятия-должника. Итак, законом о несостоятельности 2002 г.

установлен перечень мер по восстановлению платежеспособности, согласно которому внешний управляющий должен руководствоваться при проведении процедуры внешнего управления.

  1. Отчет внешнего управляющего
  2. По итогам осуществления внешнего управления внешний управляющий обязан представить отчет на рассмотрение собрания кредиторов. Данный отчет представляется также в следующих случаях:
  3. — при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления;
  4. — по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов;
  5. — в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Согласно п. 3 ст. 117 Закона о банкротстве 2002 г. отчет внешнего управляющего должен содержать:

  • — баланс должника на последнюю отчетную дату;
  • — отчет о движении денежных средств;
  • — отчет о прибылях и об убытках должника;
  • — сведения о наличии свободных денежных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;
  • — расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;
  • — сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр;

— иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

В частности, к иным сведениям, на наш взгляд, возможно отнести обоснование необходимости продления срока внешнего управления с целью осуществления дополнительных восстановительных мероприятий.

Отчет должен содержать не только оценку внешнего управляющего проведенных мероприятий, но и его позицию о будущем должника, поэтому в отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из следующих предложений:

  1. — о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  2. — о продлении срока внешнего управления;
  3. — о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов;

— о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.[4, с.38]

Отчет внешнего управляющего должен быть рассмотрен собранием кредиторов.

Собрание кредиторов созывается не позднее чем через три недели с даты заявления требования о проведении собрания кредиторов, или не позднее чем через три недели с момента возникновения оснований для досрочного прекращения внешнего управления, или не позднее, чем за месяц до даты истечения установленного срока внешнего управления.

Иными словами, срок созыва собрания кредиторов ставится в зависимость от оснований прекращения внешнего управления.

Меры по восстановлению платежеспособности должника в процедуре внешнего управления

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 69Следующая ⇒

  • Меры по восстановлению платежеспособности должника
  • Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
  • — перепрофилирование производства;
  • — закрытие нерентабельных производств;
  • — взыскание дебиторской задолженности;
  • — продажа части имущества должника;
  • — уступка прав требования должника;
  • — исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
  • — увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • — размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  • — продажа предприятия должника;
  • — замещение активов должника;
  • — иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

31. Комитет кредиторов: порядок избрания, компетенция, порядок созыва и проведения.

Порядок избрания, компетенция, порядок созыва и проведения комитета кредиторов регулируются ст. 17, 18 Закона.

Комитет кредиторов – особый орган кредиторов, который может быть назван субъектом конкурсного права, не являясь при этом субъектом гражданского права. Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Комитет осуществляет следующие функции:

  1. — представление законных интересов кредиторов и уполномоченных органов;
  2. — контроль за действиями арбитражных управляющих;
  3. — иные полномочия, предусмотренные Законом.

Решение об образовании комитета принимается собранием кредиторов и голосуется квалифицированным порядком. Если кредиторов менее 50, комитет может не образовываться, следовательно, данный вопрос на рассмотрение собрания не выносится. Понятно, что как только в реестре окажется записанным кредитор под №50, собрание обязано решить вопрос об избрании комитета, если он не был решен ранее.

В порядке, описанном выше, решаются вопросы о количественном составе комитета и его полномочиях. Так, собрание может передать в компетенцию комитета решение вопросов, которые в соответствии с Законом могут решаться собранием или комитетом.

  • В комитет избираются физические лица. Комитет кредиторов вправе:
  • — требовать предоставления информации о финансовом состоянии должника и о ходе процедур банкротства — это требование в любое время может быть направлено арбитражному управляющему либо руководителю должника;
  • — обжаловать действия, управляющего в арбитражный суд;
  • — принимать решения о созыве собраний кредиторов. Более того, если управляющий в соответствии с требованием комитета не проводит собрание, то организовывать и проводить это собрание будет сам комитет;
  • — принимать решения об обращении к собранию кредиторов с просьбой отстранить управляющего от исполнения его обязанностей — соответствующая рекомендация, должна содержать доказательства неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей;

— осуществлять иные полномочия, предоставленные собранием, по принятию определенных решений и совершению определенных действий.

Вопросы правового регулирования отношений при реализации судебной санации в процедурах банкротства



Определяя термин «судебной санации», следует обратиться к Федеральному закону Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» [1] (далее — Закон о банкротстве), статься 2 которого указывает, что «санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве». Таким образом, Закон о банкротстве указывает, что санация — это меры, принимаемые для достижения основной цели — восстановления платежеспособности должника.

В науке есть разные подходы к определению термина «санация». Термин «санация», согласно данным Толкового словаря Ожегова означает «оздоровление» [2]. По мнению Bинoгрaдoвой З. И.

, «санация представляет собой систему технико-технологических, социально-психологических, финансовых и экологических мероприятий по оздоровлению предприятия, учреждения или организации, направленных на предотвращение банкротства и ликвидации» [3]. Арбитражный управляющий Климова С. Е.

указывает, что «санация — это комплекс мер, направленных на предотвращение банкротства предприятия, улучшение его финансового положения, а также повышение конкурентоспособности.

В рамках санирования предприятия должнику выделяются финансовые средства, благодаря которым возможно погасить его денежные обязательства, платежи, восстановить платежеспособность» [4]. На наш взгляд, это определение является наиболее полным и удачным.

От понятия определения санации перейдем к ее содержанию.

Закон о банкротстве в статье 31 «Санация» указывает, что учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация). Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

  • Ориентируясь на цель санации — восстановление платежеспособности должника, можно выделить процедуры банкротства которые осуществляются с этой же целью, раскрыв их понятия: финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности; реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
  • Для реализации финансового оздоровления необходимо разработать два документа: план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
  • План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления.
Читайте также:  Написать жалобу в Роспотребнадзор через интернет и письмом: основания и инструкция

График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия. С даты его утверждения арбитражным судом возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки. В график могут быть внесены изменения.

Если должник не исполняет график погашения задолженности, административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств.

В случае удовлетворения данными лицами требований кредиторов их требования погашаются должником после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди. Указанные требования подлежат включению в реестр как требования конкурсных кредиторов.

Подводя итог, следует сказать, что мы считаем, восстановление платежеспособности на стадии финансового оздоровления более предпочтительным вариантом для должника, так как руководство организации не уходит под контроль арбитражного управляющего как в случае с внешним управлением.

Следующей процедурой, применяемой для восстановления платежеспособности является внешнее управление. Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий.

Деятельность внешнего управляющего по восстановлению платежеспособности должника должна соответствовать плану внешнего управления, который разрабатывается им не позднее одного месяца с даты его назначения и утверждается собранием кредиторов.

План внешнего управления должен обязательно предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок их реализации, расходы должника.

Например такими мерами могут быть: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника, исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами, продажа предприятия-должника, а также новые — размещение дополнительных обыкновенных акций должника, замещение активов должника и т. д.

Достаточно распространенной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника, является продажа предприятия-должника. Эта мера вызывает для нас наибольший интерес. Предприятие, согласно ст.

132 ГК РФ [5] — это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Оно является одним из ключевых объектов для предпринимательской деятельности должника, однако в законе отсутствует указание на то, что средств, вырученных от продажи предприятия, должно быть достаточно для расчетов с конкурсными кредиторами и бюджетом.

На наш взгляд, представляется целесообразным внести в закон о банкротстве положения, определяющие возможность применения такой меры по восстановлению платежеспособности должника, как продажа предприятия только при условии наличия данных финансового анализа, очевидно свидетельствующих, что средств, вырученных от продажи предприятия, будет достаточно для расчетов с кредиторами должника.

Судебная практика уже идет по пути максимально эффективной реализации имущества, такие выводы можно сделать исходя из Обобщения судебной практики Арбитражного суда Вологодской области [6].

В данном обобщении указано, что при рассмотрении дела № А44–6825/2012, обжаловались действия арбитражного управляющего, который пытался реализовать имущество сельскохозяйственной организации по частям, среди прочих аргументов, суд указал, что реализация имущества, в первую очередь, единым лотом необходима для соблюдения требований ст.179 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», но и способствует получению максимально возможной цены, что соответствует интересам и должника и кредиторов. Однако, в других случаях на практике встречаются случаи, когда продажа имущества по частям является более предпочтительной перед продажей единым лотом. Такие ситуации возникают, когда речь идет о потребительски востребованных объектах, таких как стояночные места в многоуровневых парковках.

  1. На наш взгляд, несмотря на некоторые успехи в области оптимизации реализации имущества должника с целью восстановления его платежеспособности, мы все же считаем эти меры недостаточными, и считаем, что данный вопрос в законодательстве раскрыт недостаточно.
  2. При продаже предприятия внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов либо на основании решения собрания или комитета кредиторов привлекает специализированную организацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника.
  3. Еще одной распространенной мерой по восстановлению платежеспособности является размещение дополнительных обыкновенных акций должника.

На внешнего управляющего Законом о банкротстве возлагается обязанность подготовить отчет, где должно содержаться одно из предложений: о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; о продлении установленного срока внешнего управления; о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром. Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом.

Еще одной из процедур по восстановлению платежеспособности, но уже гражданина является реструктуризация долгов гражданина. Необходимым элементом в данной процедуре является план реструктуризации долгов гражданина. План может быть представлен в отношении задолженности гражданина, который должен соответствовать следующим требованиям, согласно ст. 213.

13 Закона о банкротстве: гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов; гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики; гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет; план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

  • План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.
  • Арбитражный суд по результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов гражданина в соответствии с настоящей статьей выносит одно из следующих определений: об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
  • С даты утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина наступают следующие последствия: требования кредиторов, включенные в указанный план, могут быть предъявлены к гражданину только в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным планом; требования кредиторов, не включенные в указанный план, могут быть предъявлены к гражданину в порядке, установленном Законом о банкротстве; кредиторы не вправе предъявлять требования о возмещении убытков, понесенных ими в связи с утверждением указанного плана; прекращение денежных обязательств гражданина путем зачета встречного однородного требования не допускается, за исключением случаев, если это предусмотрено указанным планом; ранее принятые судом, арбитражным судом меры по обеспечению требований кредиторов и интересов гражданина отменяются; аресты на имущество гражданина и иные ограничения в части распоряжения принадлежащим гражданину имуществом могут быть наложены только в процессе по делу о банкротстве гражданина; неустойки (штрафы, пени) и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, требования об уплате которых включены в указанный план, а также подлежащие уплате проценты за такое неисполнение или ненадлежащее исполнение не начисляются, за исключением текущих платежей; гражданин обязан уведомить в письменной форме конкурсных кредиторов и уполномоченный орган о существенном изменении своего имущественного положения в течение пятнадцати дней с даты наступления такого изменения в порядке, установленном планом реструктуризации долгов гражданина.
  • По итогам рассмотрения результатов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов: определение о завершении реструктуризации долгов гражданина в случае, если задолженность, предусмотренная указанным планом, погашена и жалобы кредиторов признаны необоснованными; определение об отмене указанного плана и решение о признании гражданина банкротом в случае, если имеются основания для отмены указанного плана.

Подводя итог, следует сказать, что несмотря на, казалось бы, широкие возможности по восстановлению платежеспособности должника, их явно недостаточно.

Менее 1 % должников проходят процедуру финансового оздоровления, среди них процент предприятий погасивших задолженность на стадии финансового оздоровления менее 6 %, предприятий проходящий стадию внешнего управления около 3 %, из них восстановивших платежеспособность в этой стадии около 2 %, об этом свидетельствуют данные статистики [7].

Таким образом мы можем сделать вывод, что существующие меры не эффективны, данная тема требует более широкой теоретической разработки, а законодательное регулирование требует значительных изменений.

Литература:

  1. О несостоятельности (банкростсве): федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ // СЗ РФ. СЗ РФ. 28 октября 2002. N 43. ст. 4190.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *