Бесконтактное ДТП – будь то скрывшийся виновник или оставшийся на месте для оформления – практически всегда оборачиваются для владельцев пострадавших автомобилей ремонтом за свой счёт. А то и возмещением вреда другим потерпевшим.
Но так ли всё сложно и недоказуемо? В этом давайте разбираться! В статье выясним, какие основные препятствия возникают для доказательств вины и поиска скрывшегося истинного виновника аварии, как возмещается ущерб по ОСАГО, куда обращаться и подробно разберём судебную практику 2022 года по ДТП без касания.
Бесконтактные ДТП – в чём сложность?
Самые распространённые сценарии ДТП без соприкосновения автомобиля виновника с потерпевшим такие:
- пешеход выбежал на дорогу в неположенном месте, а водитель, уходя от столкновения с ним, врезался в другую машину, пешеход благополучно ушёл, водитель – виновник бесконтактного (с пешеходом) ДТП,
- «учитель» подрезал без соприкасания другое авто (двигавшееся, к примеру, в левом ряду при свободных правых), которое занесло, и оно ударилось в дорожные ограждения, столб, иные сооружения или автомобили,
- один резко перестроился, другой, пытаясь избежать столкновения, тоже перестроился… в другую машину либо его также занесло,
- проезжая перекрёсток прямо, вам преградил путь поворачивающий налево со встречки другой автомобиль; вы, уходя от столкновения с ним, столкнулись, тем не менее, с другим авто или снова вас занесло, а виновник аварии скрылся с места происшествия.
- На самом деле, таких примеров сотни! Вот типичный пример бесконтактного происшествия:
- И сложностей в урегулировании таких аварий 3:
- при бесконтактных ДТП настоящий виновник чаще всего скрывается с места происшествия, и поиск его не всегда увенчается успехом, а административное расследование в целях такого поиска может длиться 2 месяца,
- даже если виновный остался, согласно судебной практике, вину могут переложить на вас, вменив нарушение практически универсального для ГИБДД пункта – 10.1 ПДД за неверно выбранную скорость,
- страховые компании часто отказывают в выплате и ремонте, надеясь, что в суде (из-за 2 пункта выше) вину переложат на вас, даже если сотрудники ДПС при оформлении аварии признали виновным другого водителя.
На многих веб-ресурсах вы можете прочитать, что рассчитывать на выплату ущерба при бесконтактных авариях даже не стоит. Это неправда! Если сделать всё правильно, то можно отстоять своё право и невиновность и получить компенсацию. Более того, ваш покорный слуга – автор данной статьи сам выигрывал, в том числе в Верховном суде, дела о бесконтактных ДТП.
Что делать?
Итак, опишем сначала первоочередные действия, если произошло бесконтактное ДТП вне зависимости от дополнительных условий.
Что делать в первую очередь, если не было касания?
- Соблюсти все формальности по ПДД при ДТП: выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку». Вызвать скорую, если есть пострадавшие.
- Далее необходимо…
нет, не вызвать полицию, вопреки Правилам дорожного движения, а сразу пытаться остановить очевидцев, в том числе среди остановившихся для помощи автомобилей в целях поиска водителей с видеорегистраторами; ваша главная цель – найти того, кто запечатлел обстоятельства бесконтактного ДТП на регистратор – это будет главное доказательство, особенно, если виновник скрылся.
- А вот теперь нужно вызывать полицию. Ни в коем случае европротокол оформлять в этом случае нельзя. Почему, опишем ниже. При вызове ГИБДД, если предполагаемый виновник скрылся, сообщите о скрывшемся участнике, дайте его данные при наличии (госномер, автомобиль, его отличительные черты), но не говорите на данном этапе о том, что авария бесконтактная.
- Убирать машины с проезжей части тоже не нужно. Это ваша обязанность при отсутствии пострадавших и погибших, но лучше пожертвовать штрафом 1000 рублей, чем потерять сумму ущерба автомобилю в отсутствие доказательств.
- Далее бегите в ближайшие здания в поисках видеокамер на стенах, смотрящих в сторону места ДТП (даже если они смотрят под большим углом в другую сторону, большинство камер довольно широкоугольные – достаточно для того, чтобы запечатлеть обстоятельства происшествия).
Зайдите в здание и найдите человека, который максимально высоко расположен по зоне ответственности (директоры, администраторы и другие) – лучше, чем к охраннику. Попросите слёзно сохранить видео, чтобы оно не перезаписалось.
- Если виновник не уехал, запишите госномер его автомобиля, при этом, снимите на фото или видео того, кто был за рулём машины.
Побеседуйте с ним под видеозапись об обстоятельствах бесконтактного ДТП. Ваша задача – чтобы тот, если не признался, но как можно больше рассказал о своих ошибках (слова «не заметил», «не видел тебя», «тут всегда так ездят» и подобные будут играть в вашу пользу).
Даже если предполагаемый виновник твёрдо настаивает, что ПДД не нарушал, и вы сами виноваты, его показания под видеозапись помогут далее в суде, так как, вероятнее всего, он будет путаться в показаниях, пребывая на данный момент в некотором роде шоке. Главное в этой ситуации – вам быть как можно спокойнее!
- Если виновник скрылся, спросите всех зевак и очевидцев, не видел ли кто номер его машины. Попросите остаться с вами до приезда ГИБДД, чтобы записать его в свидетели. Не жадничайте пообещать поблагодарить его за это финансово.
Когда приехали сотрудники ГИБДД
- С вас сначала возьмут устные объяснения, что и как случилось. Далее вам нужно будет это всё изложить в объяснениях. Ни в коем случае не говорите о сомнениях в собственной неосторожности, не признавайте вину, если это не очевидно. Не говорите слов «я думал, что…», «я его не видел», «я не знал, что…».
В объяснениях пишите твёрдо: «Ехал с разрешённой на данном участке дороги скоростью (значение), ПДД не нарушал». При описании столкновения укажите примерно следующее: «создаваемую другим участником дорожного движения опасность предвидеть и обнаружить не мог, так как другой участник действовал непредсказуемо, нарушал ПДД».
- Далее попросите сотрудников записать всех очевидцев. Если откажутся, напишите в свободной форме на имя сотрудника ГИБДД ходатайство – просто на бумаге в любом формате напишите «ходатайствую о привлечении свидетелей ДТП таких-то». Инспектор обязан его принять либо ответить письменным мотивированным отказом.
- Теперь аналогично письменно заявите ходатайство об опросе администрирующих близстоящие здания организаций о наличии видеозаписи нарушения, особенно, если есть скрывшийся с места бесконтактного ДТП участник. Если вы сами до этого нашли такие здания, укажите это в ходатайстве (с адресом здания и названием организации).
Главная ваша задача на данном этапе – чтобы вам не вменили нарушение и не сделали, таким образом виновным в ДТП. Если и выпишут, ничего страшного – обжалуем на следующих этапах. Но по возможности этого лучше добиться сразу. Чаще всего сотрудники вменяют нарушение пункта 10.
1, мотивируя тем, что вы должны вести транспортное средство с такой скоростью, которая позволила бы предотвратить опасность.
Если вменяют 10.1 Правил
Ни в коем случае не соглашаться с этим. Вместо этого в постановлении или протоколе (в зависимости от того, что именно выписывают) напишите: «С вменяемым нарушением не согласен, требуется помощь защитника».
Запомните главное – да пункт 10.1, и правда, предписывает вести авто с такой скоростью, которая предотвратила бы столкновение. Но ваша задача – чтобы выписали и другому участнику, с которым не было касания, постановление с нарушением. Пусть даже вам обоим выпишут – проще будет обжаловать.
Дело в том, что 10.1 прямо говорит о том, что водитель обязан выбрать такую скорость, которая позволила бы предотвратить ДТП при возникновении опасности, которую он в состоянии обнаружить. Поэтому вам нужно:
- в объяснениях указать обстоятельства о нарушении другим участником и дать понять, что созданную опасность вы не могли обнаружить по объективным причинам – именно из-за действий второго участника,
- вы ехали с разрешённой скоростью без нарушения правил и учитывали при этом дорожную и погодную обстановку.
Разумеется, не нужно доводить эту мысль до абсурда. Если вы въехали в зад другому авто из-за нарушения третьего, то это вовсе не значит, что именно нарушение третьего привело к ДТП. Например, в таком случае вменение нарушения в виде несоблюдения дистанции водителю ВАЗ 2107 вполне оправдано – именно её несоблюдение привело к аварии без соприкасания с другим нарушителем:
Если бесконтактное ДТП произошло в результате вашего манёвра
Есть распространённое мнение среди автоюристов о том, что при обнаружении опасности ПДД обязывает только тормозить, а не маневрировать, согласно пункту 10.1 Правил. Хотя судебная практика 2022 года клонит статистику в сторону этого утверждения, это далеко не так.
Пункт 10.1 говорит о необходимых мерах при возникновении опасности (к тому же только той, которую водитель в состоянии обнаружить). Но он вовсе прямо не запрещает маневрировать. Именно такого мнения придерживаются некоторые суды:
Правилами дорожного движения не предусматривается в целях предотвращения ДТП такого действия водителя как маневрирование, п.10.1. ПДД РФ не является нормой, исключительно которой должен руководствоваться водитель при возникновении опасности, этот пункт вовсе не запрещает маневрирование…
При этом, следует руководствоваться также статьёй 2.
7 КоАП, которая говорит о том, что не считается нарушением таковое, если оно совершено в целях предотвращения опасных последствий, но только в том случае, если предотвращённые последствия были бы хуже, чем допущенные последствия.
В этом условии кроется сложность – если последствия предотвращены, то доказать то, что они были бы печальнее, если бы вы не маневрировали, практически невозможно. Но судебная экспертиза может всё!
Впрочем, уже вряд ли что-то поможет в ситуации, к примеру, если водитель, уходя от столкновения с пьяным водителем, вылетевшим на встречку, сам маневрировал и сбил ребёнка на тротуаре или остановке. Здесь последствия предотвращённого вреда, очевидно, меньшие, чем доставленного вреда. Поэтому виновен здесь будет уже маневрирующий водитель с большой долей вероятности.
Вот пример судебной практики – решение Верховного суда, где судья установил, что манёвр для предотвращения ДТП привёл к другому происшествию, но водитель, совершавший манёвр, был в итоге оправдан.
Важная тонкость! Виновность в ДТП определяется не нарушением конкретного водителя, а тем, чьё именно нарушение привело к ДТП. Суды, в том числе Верховный, при определении степени вины ставят перед собой вопрос: «Отсутствие нарушения которого из участников с какой вероятностью могло бы предотвратить происшествие?» – именно отвечая на него, становится понятно, в какой степени кто виноват.
Если всё же инспектор выписал в отношении вас постановление, а нарушений другого участника не увидел, ваша задача – обжаловать его. Но и с имеющимся вашим нарушением не всё потеряно. Просто суд, вероятнее всего, назначит обоюдную вину с разной степенью виновности каждого из участников ДТП без касания.
Важно понимать, что сотрудники ГИБДД не определяют виновность в ДТП. Общая сложившаяся практика свидетельствует о том, что если одному из участников выписано постановление, то другой может обратиться по ОСАГО за возмещением, и страховая возместит. Здесь неписанные полномочия берёт на себя страховая компания. Но по закону 2022 года виновность определяет только суд.
Именно поэтому вменённое вам нарушение ПДД следует обжаловать, и в суде установят степень виновности каждого из участников бесконтактного происшествия, либо вовсе снимут вашу.
Обращение по ОСАГО
Идём далее по хронологии событий.
Вне зависимости от того, кому вынесено постановление, при обращении в страховую за выплатой вам может быть отказано просто на том основании, что ДТП было бесконтактное. То есть страховщик может усомниться в наличии самого страхового случая – в том, что авария произошла по вине того водителя, с которым у вас не было контакта.
В этом случае порядок действий сложнее:
- сначала вам необходимо произвести независимую экспертизу повреждений для того, чтобы узнать, на какую сумму подавать заявления,
- далее вам необходимо подать досудебную претензию страховщику с требованием возмещения ущерба – в нём изложить суть бесконтактного ДТП, что вы требуете и на основании чего,
- при отказе в удовлетворении досудебной претензии остаётся только подавать в суд.
В какую страховую обращаться?
Есть 2 важных условия (пункт 1 статьи 14.1 ФЗ-40) для того, чтобы стало возможным обратиться в свою страховую:
- в ДТП без контакта нет пострадавших,
- в аварии столкнулись 2 и более автомобиля.
И, если с первым пунктом всё понятно, то со вторым могут возникнуть недопонимания. Закон подразумевает именно столкновение – то есть касание обоих автомобилей. Если участников всего двое, но пострадал только один автомобиль (например, вылетел в кювет, когда первый не уступил дорогу или подрезал), то вы не подпадаете под это условие.
Но парадокс заключается в том, что если аналогично вам не уступили дорогу, и вы в результате въехали в третью машину, то участников трое, а столкнулись двое, и под прямое возмещение убытков вы подходите, поэтому обращаться нужно только в свою страховую.
Вот пример судебной практики, где истцу судом было отказано в возмещении, так как он обратился в свою страховую компанию.
Также обратите внимание, что обращение в свою страховую – это обязанность, а не возможность. При выполнении 2 условий выше вы не можете обратиться в свою компанию, а обязаны только в неё. Иначе – только к страховщику виновника.
Можно ли оформить европротокол?
Нет. Важное условие для оформления извещения европротокола – это столкновение 2 транспортных средств, а при бесконтактном ДТП либо участников больше, либо касание и повреждения есть только у одного из участников.
Поможет ли мне адвокат при ДТП без касания?
Нет. Адвокат стоит достаточно дорого, и прибегать к его услугам в данном случае нецелесообразно. Но вам нужен представитель, и это от неверного понимания юридических терминов – в гражданских делах интересы истца могут представлять именно эти люди, и им не обязательно обладать адвокатскими привилегиями, в отличие от уголовных дел.
Более того, представитель вам будет просто необходим. Любой хороший автоюрист сначала исследует прогноз дела, прежде чем браться за него. А в случае выигрыша в суде вам возместят все расходы на оплату его услуг.
Выбрать хорошего защитника ваших интересов достаточно просто. Введите фамилию в интернете и ищите отзывы о нём. Также вы можете найти выигранные дела юриста на сайте базы судебных делопроизводств, введя его ФИО в строку поиска.
Верховный суд разъяснил, как получить компенсацию за бесконтактную аварию — Российская газета
Так называемые бесконтактные аварии происходят довольно часто. Один водитель не уступил другому дорогу или проехал на красный свет, разворачивался в неположенном месте. Другой, чтобы избежать столкновения, поворачивает, но улетает с дороги. Авария есть, контакта нет. При этом у пострадавших в таких ситуациях водителей возникает масса проблем. Сначала им нужно доказать, что авария произошла по вине другого участника, а потом найти способ взыскать с него ущерб. С кого требовать возмещение ущерба, разъяснил в своем решении Верховный суд.
Итак, некто Сызранов ехал по дороге, как вдруг перед ним начала разворот машина, которой управляла некая Ермоленко. Чтобы избежать столкновения, Сызранов резко крутанул руль, но не справился с управлением, слетел с дороги, перевернулся и врезался в дерево.
ГИБДД установила, что в аварии виновата Ермоленко. Тогда Сызранов обратился в свою страховую компанию за выплатой по прямому возмещению ущерба. Однако страховщик ему в этой выплате отказал, сославшись именно на то, что столкновения двух машин не было.
Сызранов подал в суд на компанию и выиграл его. Суд постановил взыскать со страховщика 370 тысяч рублей в качестве возмещения ущерба и 100 тысяч рублей в качестве штрафа.
Однако страховщик с таким решением не согласился и обратился в апелляционную инстанцию. Но апелляционный суд также встал на сторону пострадавшего и подтвердил решение нижестоящего суда.
Верховный суд разъяснил, кто платит пострадавшему за аварию машины, если столкновения не было
Тогда страховщик обратился в Верховный суд. И тот установил, что нижестоящие суды заблуждались в своих решениях.
Согласно пункту 3 статьи 1079 Гражданского кодекса, под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия.
Даже если не было непосредственного контакта (столкновения) в ДТП, ответственность за причинение вреда все равно лежит на виновнике аварии. То есть решение об отказе в выплате страхового возмещения нельзя признать законным.
Именно на это ссылались суды нижних инстанций.
Однако согласно пункту 1 статьи 14 закона об ОСАГО потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда своему страховщику только в строго установленных случаях.
А именно, когда в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам.
При этом авария произошла в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
В данной ситуации страховщик действительно не должен был оплачивать ущерб в соответсвтии с законом об ОСАГО. В этой ситуации Сызранов должен был предъявить требования к страховщику причинителя вреда — виновника ДТП.
Пострадавший при таком бесконтактном ДТП водитель, когда вина другого водителя доказана, без возмещения ущерба не останется. Но за выплатой он должен обращаться не к своему страховщику, а к страховщику виновника аварии.
Компетентно
Лев Воропаев, юрист
— Верховный суд трактует именно понятие взаимодействие (столкновение), приведенное в статье 14.1 закона об ОСАГО, как непосредственное взаимодействие двух транспортных средств (хотя нижестоящие суды со ссылкой на 1079-ю статью ГК РФ высказывали иную позицию).
А раз не было непосредственного соприкосновения двух транспортных средств при ДТП, значит, как указывает ВС, не выполняется одно из требований по прямому возмещению убытков (ПВУ) по ОСАГО (ст. 14.1).
А поэтому, как опять же заметил ВС, в силу статьи 12 закона об ОСАГО необходимо обратиться в страховую компанию виновника.
Бесконтактное ДТП: определение, как оформить, выплоты страховой
Аварии на дороге не всегда вызваны столкновением автомобилей. Порой участники дорожного движения вынуждают водителей делать такие действия, которые приводят к ущербу, ранениям и смерти людей. В таких случаях речь идет о ДТП без непосредственного контакта автомобилей.
Понятие бесконтактного ДТП
Бесконтактное ДТП – это происшествие на дороге, вызванное действиями водителя, который препятствует правильному движению других транспортных средств без прямого контакта с ними, в результате чего они вынуждены нарушать правила дорожного движения. Итогом таких действий является материальный ущерб автомобилям, постройкам, зданиям, физический вред водителям, пешеходам и пассажирам.
Среди особенностей бесконтактных ДТП выделяют следующие:
- причиной аварии является участник, непосредственно не задействованный в факте столкновения;
- виновное лицо часто покидает место происшествия, так как его автомобилю не нанесен вред;
- нередки случаи неверного понимания ПДД, которые регламентируют, что в случае опасности не нужно производить маневры рулем, а необходимо осуществить торможение до полной остановки;
- такой вид ДТП является страховым случаем;
- получить компенсацию напрямую с виновного лица нельзя – необходимо обратиться в страховую контору;
- для оформления и фиксации аварии присутствие инспекторов ГИБДД обязательно.
Стоит отметить, что Правительство РФ неоднократно инициировало введение в ПДД термина «Опасна езда», однако на сегодняшний день это понятие не закреплено.
Примеры бесконтактного ДТП
К случаям таких аварий можно отнести следующие:
- водитель производит резкий маневр, выезжая на встречную полосу, чем вынуждает другого шофера столкнуться с другими авто, ограждение или наехать на пешехода;
- водитель не предупреждает других участников о выполнении маневра: поворота, разворота;
- на дороге неожиданно появляется пешеход и ведет себя не в соответствии с ПДД;
- на дороге происходит падение груза с транспортного средства, что создает помехи другим участникам движения.
Если виновником аварии является пешеход, то возмещение вреда пострадавшим возможно только через суд, поскольку отсутствует полис и страховая компания, которой можно было бы предъявить требования.
Как оформить бесконтактное происшествие
Соблюдение требований при оформлении аварии – залог беспроблемного взыскания компенсации за ущерб в будущем. После ДТП все участники должны выполнить остановку, включить сигнализацию и выставить аварийный знак, чтобы сообщить остальным об опасности.
Далее необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Они на месте установят нарушителя, действия которого привели к несоблюдению ПДД другими участниками движения, которые непосредственно осуществили столкновение в связи с этим.
Еще до приезда инспекции можно собирать материалы – произвести фотосъемку, записать видео обстановки на дороге, выяснить наличие видеорегистраторов, опросить очевидцев и сообщить просьбу остаться до приезда ГИБДД, чтобы ее служащие могли отобрать пояснения в установленном законом порядке. Это важно, поскольку при сокрытии нарушителя с места правонарушения доказать виновность получится только с помощью свидетельских показаний или видеозаписи регистратора.
Убирать транспортные средства с дороги не нужно, ведь сотрудники ГИБДД должны будут составить детальную схему ДТП.
Важно проследить, чтобы авария была отнесена к категории бесконтактных происшествий, в ином случае ответственным лицом станет один из потерпевших, а не действительный нарушитель. При любом факте несогласия его нужно фиксировать письменно в протоколе.
- При оставлении виновником места аварии не нужно пытаться его догнать на автомобиле, поскольку это является также сокрытием с места происшествия и может повлечь за собой лишение водительского удостоверения.
- По Европротоколу без вызова ГИБДД оформить бесконтактное ДТП не получится, поскольку для этого не соблюдается условие нанесения ущерба двум автомобилям путем их столкновения.
- Также, нужно контролировать все действия сотрудников ГИБДД – ошибки на этом этапе могут повлечь дальнейшую невозможность доказать свою правоту страховой компании или судебному органу.
Определение виновного
Установление виновного в аварии участника входит в полномочия госавтоинспекции или суда.
При установлении нарушителя сотрудники ГАИ оформляют постановление и выдают документы всем участникам происшествия. В них фиксируют нарушителя правил движения, а не виновного в бесконтактном ДТП лица. При достаточном количестве доказательств нарушитель сможет взыскать ущерб с виновника.
Взыскание компенсации
Вред, нанесенный при бесконтактном ДТП, входит в список страховых случаев полиса ОСАГО. Виновник инцидента подлежит административной ответственности или уголовной – если причинен тяжкий вред здоровью участникам или действия повлекли за собой гибель людей.
Возмещение вреда здоровью возможно на основании медицинских справок, заключений путем обращения в суд в порядке гражданского производства – сделать это может пешеход и пассажир.
Компенсацию потерпевшему производит не его страховая организация, а страховщик виновного. Обязательным обстоятельством, при котором можно получить выплату в страховой, является официальное определение вины гражданина на основании произведенного расследования.
Обратиться в свою страховую компанию, которая оформила полис, потерпевшему не получится – он получит отказ. В случае отсутствия полиса гражданской ответственности у виновного, получить компенсацию в своей страховой компании не удастся – она не возьмет на себя такую ответственность.
Порядок действий по возмещению вреда следующий:
- обращение в страховую организацию виновного лица;
- при отказе страховой компании в компенсации ущерба нужно написать и предъявить предсудебную претензию;
- при дальнейшем отказе или в случае отсутствия страхования у виновника необходимо обратиться в суд в исковом порядке.
Документы для страховой организации
Страховщику виновника нужно предоставить такие бумаги:
- заявление на получение страховой компенсации;
- документы из ГИБДД, фиксирующие факт бесконтактной аварии (извещение о происшествии, справки, протоколы и т.д.);
- постановление о привлечении виновника к административной ответственности (копия);
- копии документы пострадавшего: удостоверения личности, водительских прав, техосмотра, ПТС;
- документы, квитанции, чеки, которые подтверждают расходы в связи со случившимся.
Транспортное средство нельзя ремонтировать до решения страховщика, поскольку последний вправе осмотреть его или произвести собственную экспертизу.
Судебный порядок
Для обращения в суд важно иметь на руках протокол о дорожно-транспортном происшествии, в котором зафиксированы виновник и потерпевший.
При рассмотрении дела нужно подготовить как можно больше доказательств:
- документы ГИБДД;
- электронные носители информации с фиксацией обстоятельств аварии;
- письменный отказ страховой, если подавалась досудебная претензия;
- перечень очевидцев аварии, которые могут быть вызваны в заседание в качестве свидетелей;
- документы страховой компании.
Суд на основании доказательств может сделать вывод о том, что на участке дороги, где произошла авария, ответчик в нарушение ПДД произвел действие или бездействие, повлекшее столкновение других участников движения.
Примеры из практики
При наличии доказательств нужно действовать и обращаться в суд. Рассмотрим некоторые ситуации бесконтактных ДТП.
Пример А
Автомобиль снес ограждение впоследствии резкого маневра другого транспортного средства. Страховая организация водителя, который выполнил маневр, отказала владельцу поврежденной машины в выплате, указав в ответе на предсудебную претензию, что последний не рассчитал влияние погодных условий на дорожную обстановку и не придерживался соответствующего скоростного режима.
Однако пострадавший привлек к оценке своих действий независимого эксперта, заключение которого подтвердило, что с его стороны не было нарушений и техническая возможность избежать столкновения путем других маневров отсутствовала. Страховой организации на основании решения суда пришлось выплатить компенсацию ущерба в заявленном истцом объеме.
Пример Б
Высокий панелевоз, двигаясь на участке дороге с большим количеством деревьев у обочины, задел ветку на одном из них, вследствие чего она сломалась и рухнула на припаркованную рядом машину. При обращении в страховую был получен ответ, что владелец авто виноват сам, поскольку оставил транспорт на опасном участке дороги.
В ходе судебных заседаний на основании фотографий и видеофайлов было установлено, что истец не нарушил ПДД и осуществил стоянку правильно, а данный случай относится к страховым. Таким образом, вина водителя панелевоза признана, и его страховщик должен погасить компенсацию.
При отказе суда можно подать заявление в апелляционный, а далее — и в Верховный суд РФ. Иногда судья может неправильно трактовать обстоятельства ДТП, а при оспаривании их решений коллегия вышестоящего органа может постановить, что при первоначальном рассмотрении присутствовало заблуждение суда.
Еще одним вариантом исхода дела может стать признание судом вины обоих водителей. В этом случае сумма иска будет удовлетворена не в полном объеме – выплаты заявителю составят меньшую сумму, которая высчитывается на основании его доли вины в ДТП.
Бесконтактное ДТП: судебная практика, куда обращаться, ОСАГО, что делать
Auto.TodayAuto.Today
Что такое бесконтактное ДТПОсобенности бесконтактного ДТПЧто делать при бесконтактном ДТПКуда обращатьсяКак оформить Необходимые документыВидео: Что делать для получения выплаты по страховкеСудебная практикаВыплаты по ОСАГОКак избежать ответственностиvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0){var contents=index[0].getElementsByClassName('contents');if (contents.length>0){contents=contents[0]; if (localStorage.getItem('hide-contents') === '1'){contents.className+=' hide-text'}}}
Что такое бесконтактное ДТП
Особенность бесконтактных аварий состоит в том, что непосредственный виновник ни с кем не сталкивается. Он просто создаёт помеху для другого участника, и из-за возникшей помехи сталкиваются 2 других участника движения. Среди причин, которые заставили виновника создать помеху, могут быть:
занос на скользкой дороге;резкое торможение;внезапный поворот впереди идущего ТС;нарушение ПДД;превышение скорости;потеря управления автомобилем.
Создать помеху может не только ТС, но и выбежавшее на дорогу животное, падение незакреплённого груза с движущегося впереди грузового транспорта, падение на трассу дерева и другие похожие причины. Автомобиль, стремящийся избежать аварийной ситуации из-за помехи, может столкнуться с третьим участником или неподвижным предметом: зданием, деревом, ограждением, путепроводом.
Важно! Не спешите с ремонтом авто после ДТП до тех пор, пока не будут решены все возникшие вопросы, в том числе по страховым выплатам.
Особенности бесконтактного ДТП
Основная особенность такого ДТП в том, что оно трудно доказуемо. Лицо, создавшее помеху, может продолжить движение, несмотря на созданную им ситуацию — при отсутствии записи на видеорегистраторе доказать его вину почти невозможно. Ещё одна особенность происшествия: если никто не пострадал и имущественного урона нет, то и происшествия как бы тоже не было.
Что делать при бесконтактном ДТП
Если вы попали в такую ситуацию, есть несколько моментов, которые нужно учесть. Прежде всего, необходимо вызвать полицию. Независимо от того, насколько незначительна авария, важно задокументировать это ДТП — вам понадобятся документы для страхового возмещения или судебного иска. Протокол ДТП будет содержать массу информации, которая может понадобиться вам позже.
Алгоритм действий водителя после происшествия:
Непосредственно после инцидента все участники аварии должны остановиться. Убирать авто или менять их положение до разрешения инспектора нельзя. Неподвижность поможет установить картину происшествия.Выйдите из автомобиля и проверьте себя на наличие травм. Из-за шока вы можете не заметить боль.
Если получены сильные повреждения, одновременно с полицией нужно вызвать скорую.Каждый участник должен поставить аварийный знак.Сохраняйте спокойствие и не паникуйте. Чтобы минимизировать проблемы, связанные с инцидентом, вам потребуется как можно больше доказательств и информации.
И вы с большей долей вероятности сможете её собрать, если будете вести себя спокойно и сдержанно.Пока едет экипаж ГИБДД, осмотритесь, поговорите со свидетелями, попросите их задержаться до приезда полиции.Сфотографируйте ситуацию на дороге.
Фотографируйте всё, что может помочь вам, в том числе номерные знаки транспортных средств участников и свидетелей. Это поможет, если другая сторона будет отрицать или излагать факты иначе.Если виновник скрылся, запишите всё, что можете вспомнить. Вам понадобится регистрационный номер его автомобиля, марка, модель и цвет.
Если все участники на месте, то полиции для составления протокола понадобятся их имена, адреса проживания, номера водительских удостоверений, контактные телефоны. Эти же данные позже понадобятся и страховой компании.Будет разумно переговорить со свидетелями. Если они подтвердят вашу версию происшедшего, это очень поможет.
Запишите всю информацию, которая кажется вам важной: чем больше документальных доказательств, тем лучше для вас.Если стороны могут договориться об урегулировании инцидента, сделайте это до приезда полиции.
Следующее, что вам нужно сделать после аварии, — это обратиться за медицинской помощью. Даже если вам не больно или в состоянии стресса вы этого не ощущаете, важно провериться. И, к сожалению, возможны ситуации, когда документ об обращении в медицинское учреждение тоже будет важным доказательством в суде и других ситуациях. Поэтому травмы должны быть задокументированы.
Знаете ли вы? Самый быстрый в мире серийный легковой автомобиль Bugatti Veyron Super Sport развивает скорость 431 км/ч.
Если вы предвидите возникновение сложностей, то за имеющееся до приезда инспекторов время можно получить консультацию у знакомого юриста.
Тем, у кого в страховом полисе есть пункт «возмещение ущерба третьим лицам после ДТП», нужно позвонить страховой компании.
Обязательно соблюдайте ту последовательность действий, которая записана в вашем договоре — там может быть пункт об обязательном уведомлении страховой компании сразу же после ДТП.
Экипаж ГИБДД, прибыв на место происшествия, должен произвести осмотр места ДТП, опросить свидетелей, участников и составить протокол. Установить виновников на месте происшествия возможно, но не всегда правомерно. Это будет сделано в ходе дальнейшего расследования. Виновных должен определять суд на основании полученных показаний, результатов экспертиз и другой информации.
Особенности составления протокола:
Прежде всего помните, что ни вам, ни кому-либо другому, не запрещено говорить всё что угодно. Но лучше, если к словам будут приложены факты. Так, даже скрывшееся с места происшествия авто или собака, перебежавшая дорогу, не исчезают бесследно.
На месте инцидента могут остаться следы автомобильной краски, собачья шерсть, сломанные кусты, следы протектора и другие доказательства.Протокол с места ДТП будет основным доказательством по делу в суде. Поэтому ответьте на вопросы инспектора и можете ожидать в своей машине, пока составление протокола не будет закончено.
Если в вашем страховом договоре есть пункт об обязательном присутствии представителя страховой компании на месте ДТП, то помните, что он должен приехать раньше, чем инспектора закончат составление бумаг.До того как подписывать, поинтересуйтесь у представителя полиции, будут ли ещё дополнения.
Если да, то сначала полицейский должен полностью дописать документ, и только потом дать вам его для ознакомления.Проверьте правильность вписанных данных. Если вы с чем-то не согласны, в графе «Объяснение» впишите «Не согласен» и объясните кратко, почему.
Если есть доказательства, дописывайте: «Имеется запись регистратора, подтверждающая факт…».Поставив подпись, заберите копию протокола. Оригинал остаётся у инспекторов.Теперь вы можете продолжать движение.
На основании протокола должно быть вынесено постановление об административном правонарушении. Если виновник самоочевиден, то полицейские могут на месте составить данное постановление и выдать справки участникам ДТП. Но они способны трактовать ситуацию не верно, не в вашу пользу и т. д. Если вас не устраивает исход дела, то дальнейшее определение виновных относится к компетенции суда.
Помните, что протокол — это документ, в котором описывается происшествие сотрудниками ГИБДД. Он не может быть оспорен. Если его не подписать, это ни на что не повлияет — инспектор просто запишет, что вы отказались подписывать.
Поэтому обязательно внимательно читайте, выражайте в нём несогласие и только потом подписывайте. Оспорить через суд можно постановление, которое будет составлено после протокола. На это даётся 10 дней с момента его вынесения.
Если инспектора не составляют данный документ на месте — значит, из ГИБДД пришлют его по указанному вами адресу.
Видео: Что делать для получения выплаты по страховке
Степень виновности в бесконтактном ДТП определять трудно.
У суда может быть недостаточно доказательств для того, чтобы точно установить истину, поэтому инспектора могут пойти по пути наименьшего сопротивления: возложить вину на самого пострадавшего, в соответствии с п.10.1 ПДД. Данный пункт обязует участников движения, в случае возникновения форс-мажора на дороге, замедлить движение и остановиться.
Рекомендуем для прочтения:
План действий при невыплате страхового полиса ОСАГО
Обращение в ОСАГО виновника ДТП
Можно ли внести изменение в полис ОСАГО
Но п. 1.5 ПДД разъясняет, что в случае, если замедление и остановка никак не помогали бы избежать аварии, то водитель просто должен был выполнить те действия, которые зафиксированы в протоколе, тем самым избежав причинения участникам ещё большего вреда.
Доказать такую ситуацию самостоятельно сможет далеко не каждый водитель, поэтому разбор бесконтактного ДТП в суде требует наличия результатов экспертиз и грамотного автоюриста. Также помните, что ДТП данной категории чаще становятся категорией прецедентного права.
Результат их рассмотрения зависит от доказательной базы, умений юриста и информации о таких же ситуациях, решение по которым было принято в интересующем вас ключе.
Правовое регулирование выплат осуществляется на основании норм ФЗ «Об ОСАГО», которые записаны в ст. 11, 14.4, 16.1.
Особенность ситуации состоит в том, что именно бесконтактные ДТП являются одной из основных статей, по которым орудуют страховые мошенники, поэтому страховые компании очень скептически относятся к подобным инцидентам. И сделают всё, чтобы доказать отсутствие страхового случая.
Чтобы доказать вину того, кто спровоцировал аварию, и отсутствие вины со стороны потерпевшего, понадобится трасологическая и автотехническая экспертизы ДТП. Независимо от того, делали ли её представители ГИБДД в ходе досудебного расследования, страховая компания будет проводить свою экспертизу.
Поэтому подумайте о хорошей доказательной базе в то время, когда находитесь на месте ДТП, и об услугах грамотных юристов — ведь вам придётся доказывать наступление страхового случая в суде против страховой компании. Сам порядок выплат и их сумма прописаны в вашем страховом договоре.
Если вам удастся доказать наступление страхового случая, то они будут осуществлены.
Как избежать ответственности
Чтобы было проще доказывать что-либо в судах, пострадавший может заказать проведение независимой экспертизы. Для этого необходимо обратиться в любую компанию, имеющую лицензию на проведение трасологической и автотехнической экспертиз.
Порядок работы независимых экспертов регламентируется «Правилами проведения независимой технической экспертизы» утверждёнными Положением ЦБ РФ №433-П от 19.09.2014. Найдя такую компанию, ознакомьтесь с теми материалами экспертиз, с которыми им удалось выиграть суд.
Это поможет вам убедиться в том, можете ли вы доверить им вести своё дело.
Независимая экспертиза обязательно проводится в присутствии всех участников ДТП, установленных протоколом ГИБДД, и представителя страховой компании. Уведомление о её проведении будет выслано им за 5 дней до проведения. Учитывая вышеизложенное, будьте внимательны на трассе.
В случае если ДТП произошло, ведите себя спокойно и уверенно. Помните, что всё решают доказательства и квалифицированные юристы, которые смогут их убедительно представить и интерпретировать.
К сожалению, бесконтактное ДТП — это одна из наиболее проблематичных для водителя ситуаций.