М. Горячева
Слово leasing – английское и означает в переводе – «сдавать в аренду». Для российских предпринимателей лизинговые операции на данный момент не являются привычной формой аренды.
Тем не менее в соответствии с действующим российским законодательством под лизингом подразумевается совокупность экономических и правовых отношений, которые возникают в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретения предмета лизинга.
Согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – закон о лизинге) предметом лизинга могут быть только не потребляемые вещи, т. е.
здания, сооружения, оборудование, автотранспорт, техника, которые используются для предпринимательской деятельности.
Не могут передаваться в лизинг земельные участки, объекты природопользования и любые вещи, которые изъяты из свободного обращения в соответствии с действующим законодательством.
Некоторые предметы лизинга подлежат обязательной государственной регистрации в уполномоченной организации, главным образом это недвижимость, автотранспорт и спецтехника.
Такой предмет лизинга может регистрироваться как на имя лизингодателя, так и на имя лизингополучателя по соглашению сторон.
В том случае, когда техника регистрируется на лизингополучателя, в правоустанавливающие документы вносится запись, что собственником предмета лизинга является лизинговая компания.
Кто может выступать сторонами в лизинговой сделке?
Законом определено, что субъектами лизинговых отношений могут быть лизингодатель – лизинговая компания, лизингополучатель и продавец имущества.
Лизингополучателем может выступать любое физическое либо юридическое лицо, которое берет в лизинг то или иное имущество и будет использовать его для предпринимательской деятельности.
Следует обратить внимание, что под физическим лицом подразумевается предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Согласно российскому законодательству предмет лизинга может использоваться только для предпринимательской деятельности, и это подчеркивается как в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), так и в законе о лизинге.
Иными словами, гражданин, не являющийся ПБОЮЛ и желающий использовать автомобильную технику и другое оборудование для своих личных нужд, не может получить это имущество в лизинг.
Лизинговой компанией может выступать как юридическое лицо, так и физическое лицо, которое обладает некими инвестиционными ресурсами либо способно привлекать инвестиционные ресурсы и предоставляет предмет лизинга во временное владение и пользование.
До принятия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в 2001 году лизинг был лицензируемым видом деятельности.
Для того чтобы работать на рынке и предоставлять услуги, лизинговая компания должна была иметь соответствующую лицензию, которую выдавало Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Сейчас лицензирование лизинговой деятельности отменено, поэтому лизингом может заниматься любое юридическое или физическое лицо, которое имеет на это необходимые финансовые средства и уставом которого предусмотрен лизинг как один из видов деятельности.
Поставщиком техники также может выступать либо физическое лицо, либо юридическое, профессионально занимающееся продажей того или иного оборудования.
Некоторые особенности лизинговых отношений
Прежде всего предмет лизинга приобретается для того, чтобы в дальнейшем быть переданным в лизинг по договору лизинга конкретному лизингополучателю. Другими словами, лизингодатель на момент заключения договора лизинга не имеет его у себя в собственности.
По заказу потенциального лизингополучателя он приобретает имущество у выбранного лизингополучателем продавца и передает его в рамках выполнения договора лизинга во временное владение и пользование лизингополучателю.
На период действия договора лизинга правом собственности на предмет лизинга всегда наделен лизингодатель независимо от того, на балансе у него или лизингополучателя стоит данный предмет лизинга.
Действующее законодательство предусматривает, что предмет лизинга может учитываться как на балансе у лизингополучателя так и на балансе лизингодателя.
Кто будет балансодержателем предмета лизинга, тот и будет платить налог на имущество.
Другая сторона не будет платить налог на предмет лизинга, поскольку на ее балансе предмет лизинга не учитывается, но соответственно учитывается на субсчете в бухгалтерии.
Договор лизинга может включать и выкуп переданного в лизинг имущества. Таким образом, предмет лизинга по соглашению сторон по окончании действия срока договора лизинга может быть выкуплен лизингополучателем. Выкупную цену лизингополучатель выплачивает в рамках договора лизинга.
Иногда по соглашению договор продлевается на льготных условиях, если это будет взаимовыгодно обеим сторонам. Возможны и варианты возврата предмета лизинга лизингодателю, т. е. почти как при аренде – лизингополучатель какое-то время использует предмет лизинга, но после этого возвращает его лизингодателю с учетом износа.
Вторично этот предмет лизинга не может быть передан в лизинг.
Субъекты лизинга вступают между собой во взаимоотношения, которые носят не только экономический характер, но и правовой.
В соответствии с действующим законодательством основной договорной базой лизинговой сделки являются договор финансовой аренды лизинга и договор купли-продажи.
Первый заключается между лизингодателем и лизингополучателем, второй – между лизингодателем и поставщиком имущества.
Алгоритм действий трех сторон
Сначала заключается договор лизинга, в котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность технику у определенного продавца на определенных условиях и передать его лизингополучателю во временное владение и пользование. Вторым шагом является заключение договора лизингодателя с поставщиком техники.
В этом договоре обязательно должно быть определено, что предмет лизинга приобретается для передачи его в лизинг определенному лизингополучателю и что предмет лизинга приобретается не просто для предпринимательской деятельности лизингодателя, но именно для передачи его в лизинг.
Этого требует действующее законодательство, и потому данное условие оговаривается в каждом договоре купли-продажи.
Надо отметить, что статьей 670 Гражданского кодекса РФ определяются условия, при которых лизингополучатель имеет право требовать выполнения обязательств непосредственно от продавца имущества.
Согласно этой статье лизингодатель и лизингополучатель являются солидарными кредиторами по сделке купли-продажи.
Лизингополучатель имеет право предъявлять непосредственно поставщику имущества требования по качеству, по комплектации имущества, которое должно быть ему поставлено по договору купли-продажи.
Претензии могут предъявляться также по срокам поставки и другим вопросам, которые возникают из договора купли-продажи. Единственное, чего не может сделать лизингополучатель, это предъявлять требования по расторжению договора без согласия лизингодателя. Он может только инициировать этот процесс, обратившись с таким предложением к лизингодателю.
Еще одной интересной деталью лизинговых сделок является то, что лизингодатель не несет ответственности перед лизингополучателем за невыполнение продавцом его обязательств по договору купли-продажи, если и предмет лизинга, и продавца выбирает непосредственно лизингополучатель.
В таких случаях лизингополучатель предъявляет претензии по качеству, комплектации и другим вопросам непосредственно продавцу.
В этих отношениях с продавцом лизингодатель может просто выступать на стороне лизингополучателя, но ответственности за качество и комплектацию предмета лизинга он в этом случае не несет.
В договор лизинга включены определенные права и обязанности сторон, установлены размеры лизинговых платежей за использование предмета лизинга, который был передан лизингополучателю в соответствии с договором. Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей за весь срок действия договора лизинга.
Сюда входят: возмещение затрат лизингодателя на приобретение предмета лизинга; возмещение затрат, связанных с оказанием других услуг; определенный доход, который обозначает интерес лизингодателя в этой сделке. Также в общую сумму лизинговых платежей заключаемого договора входит выкупная стоимость предмета лизинга.
Она устанавливается в зависимости от срока договора лизинга и от нормы амортизации техники, а потому выкупная стоимость может быть разной.
Опять же в соответствии с действующим законодательством размер лизинговых платежей может меняться по соглашению сторон в сроки, которые предусмотрены договором лизинга. Но происходить это может не чаще одного раза в 3 месяца. Следует подчеркнуть, что договор лизинга всегда заключается в письменной форме, так, как это предусматривает ГК РФ.
Что же может сделать лизингополучатель с предметом лизинга? Он может передать его в сублизинг, однако необходимо письменное согласие лизингодателя, чтобы такая сделка была законной.
Аналогичное согласие необходимо и при передаче предмета лизинга в аренду.
Если такая схема предполагается изначально, этот пункт можно включить в договор лизинга, но при этом срок сублизинга или аренды не может превышать срока действия договора лизинга.
Законодательство предусматривает также, что в случае, если лизингополучатель произвел какие-то улучшения предмета лизинга с согласия лизингодателя, которые неотделимы без вреда предмету лизинга, лизингополучатель после прекращения договора имеет право на возмещение стоимости таких улучшений. Если же улучшения произведены за счет средств лизингополучателя, но без письменного согласия лизингодателя, лизингополучатель не имеет права на возмещение затрат.
Страхование предмета лизингаи рисков, связанных с ним
Закон о лизинге предусматривает риски утраты, недостачи, повреждения предмета лизинга с момента поставки имущества продавцу и до окончания договора лизинга. Все эти риски лежат на лизингополучателе. Чтобы избежать их, стороны могут договориться и застраховать предмет лизинга.
Страхователем в данном случае может выступать как лизингодатель, так и лизингополучатель – это опять же устанавливается соглашением сторон.
Кто является страхователем по данной сделке, кто является выгодоприобретателем, каковы период страхования и страховая сумма – все это определяется договором лизинга.
Обычно выгодоприобретателем по данной сделке является лизингодатель независимо от того, кто является страхователем по сделке. Это продиктовано тем, что право собственности на предмет лизинга принадлежит ему и именно он заинтересован, чтобы предмет лизинга был сохранен.
В России вступил в действие Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Если говорить о страховании гражданской ответственности, т. е.
ответственности перед третьими лицами (нанесении вреда здоровью, имуществу и т. д.), то согласно федеральному Закону «О лизинге» страховать свою ответственность должен лизингополучатель.
После передачи ему предмета лизинга он несет ответственность за любой вред, нанесенный этой техникой третьим лицам.
Обеспечение лизинговой сделки
По действующему законодательству существует несколько видов обеспечения исполнения обязательств лизинговой сделки. Это может быть поручительство, залог, неустойка, задаток, удержание и т. д.
Существует мнение, что предмет лизинга, переданный лизингополучателю, является предметом залога у лизингодателя.
Исходя из действующего законодательства это утверждение можно считать неправильным, оно не лежит в правовом поле, ведь залогодателем всегда является должник по обязательству, а залогодержателем – кредитор.
Залогодателем вещи может быть как собственник имущества, так и лицо, имеющее на него право хозяйственного ведения. Если рассматривать лизингодателя и лизингополучателя, то в нашем случае должником по лизинговому договору является лизингополучатель, а лизингодатель является кредитором и собственником имущества. Поэтому предмет, переданный в лизинг, никак не может быть предметом залога.
Если говорить о залоге как об обеспечении лизингового договора, то, конечно, следует иметь в виду залог имущества, принадлежащего либо юридическому лицу, либо предпринимателю без образования юридического лица на праве собственности, на праве хозяйственного ведения, либо имущество третьих лиц.
Статья 13 Федерального закона «О лизинге» предусматривает дополнительные права для обеспечения выполнения обязательств со стороны лизингополучателя перед лизингодателем.
Во-первых, в случае неперечисления со стороны лизингополучателя двух платежей подряд закон дает право лизингодателю выставить поручение инкассо в банк лизингополучателя на бесспорное списание денежных средств с его расчетного счета в размере той задолженности, какую он имеет перед лизингодателем.
Бесспорное списание – это значит без согласования с лизингополучателем (клиентом банка, в котором открыт счет) деньги могут быть списаны с его расчетного счета в соответствии с Законом «О лизинге». В случае существенных нарушений договора лизинга со стороны лизингополучателя, т. е.
длительная просрочка платежей, использование предмета лизинга с нарушениями всех технических требований и т. д., лизингодатель может отказаться от исполнения договора и потребовать (в письменной форме) в разумный срок возврата предмета лизинга. Это может быть уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора.
Налоговые обязательства
С 1 января 2002 года введена в действие глава 25 Налогового кодекса РФ, которая сохранила за лизингом все преимущества и позитивные моменты. По-прежнему данный способ финансирования позволяет лизингополучателю минимизировать свои затраты по налогу на прибыль. Хотелось бы обратить внимание на четыре основных момента, касающихся налогообложения.
Во-первых, как уже говорилось, по соглашению сторон предмет лизинга может быть поставлен на баланс как лизингодателя, так и лизингополучателя. Во-вторых, вне зависимости от выбранного метода учета имущества предмета лизинга лизинговые платежи в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль, т. е.
полностью относятся на расходы и тем самым уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль. В-третьих, в связи с введением с 1 января 2002 года новых амортизационных показателей выделено 10 амортизационных групп для основных средств.
Устанавливаются они в соответствии со сроками полезного использования, в границах, установленных постановлением Правительства. В-четвертых, лизингу даны ощутимые преимущества – возможна ускоренная амортизация, коэффициент применяемой амортизации может быть до 3 – это также устанавливается соглашением сторон.
Поэтому в налоговом отношении лизинг для лизингополучателей является достаточно интересным механизмом, который может учитываться при выборе способа привлечения каких-либо инвестиций.
Лицензирование лизинговой деятельности
Один из видов аренды — это лизинг. Он имеет свои особенности, которые и отличают его от обычной аренды. Еще не так давно обсуждался вопрос о том, что лизинговая деятельность подлежит лицензированию. Изменения в законодательстве привели к тому, что теперь уже не требуется проходить данную процедуру для этого вида аренды.
Что такое лизинг
Само слово образовалось от английского глагола to lease — “сдавать в аренду”.
Это финансовая операция, при которой одна сторона (лизингодатель) предоставляет какой-либо товар во временное пользование другой стороне (лизингополучателю) на возмездной основе с предоставлением возможности выкупа данного имущества в дальнейшем. При этом, заключается лизинговый договор, который призван в письменной форме закрепить сделку.
Сам выкуп не является обязательным для лизингополучателя. Он может взять тот или иной объект в простую аренду. Это было закреплено на законодательном уровне после вступления РФ в конвенцию УНИДРУА.
Об оформлении лизинга для грузовых автомобилей можно узнать из этой статьи.
Предметом данного вида аренды может выступать как движимое (транспортные средства), так и недвижимое имущество (дома, здания и т.д.). Им не могут быть земельные участки, какие-либо природные объекты и то имущество, которое не может быть использовано по Федеральным законам.
Лизинг является одним из видов аренды.
До 2011 года в России лизинг использовался только для предпринимательских целей, но с этого года он стал возможным и для совершения сделок с физ.лицами.
Что касается налоговых последствий, то в России применяется ускоренная амортизация и перераспределение сроков уплаты по НДС.
В 2017 году обсуждался вопрос реформы в области лизинга. Она предполагает введение Центробанком РФ реестра, куда бы были бы внесены сведения о всех лизинговых компаниях.
Кто может предоставлять лизинг
В качестве лизингодателя может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Они могут приобретать имущество и предоставлять его в аренду с возможностью дальнейшей его продажи другим организациям или гражданам за ту стоимость, которая прописана в заключаемом договоре.
Чтобы стать лизингодателем, рекомендуется все-таки становиться юр.лицом или ИП, так как банки и прочие лизинговые компании очень осторожно относятся к физ.лицам, которые решили заняться подобным видом деятельности.
В качестве лизингодателя может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
Очень часто лизингодателями становятся коммерческие банки, небанковские организации и прочие лизинговые компании, которые занимаются предоставлением такого вида аренды на разные объекты — автомобили, грузовой транспорт, здания и т.д.
Что делать, если у банка отозвали лицензию? Об этом можно узнать .
Можно выделить несколько типов подобных организаций:
- дочерние предприятия крупных банков;
- коммерческие банки;
- фирмы, появившиеся по отраслевому или производственному признаку (занимаются лизингом только в какой-то узкой отрасли);
- полукоммерческие организации (они создаются за счет средств, выделяемых государством или муниципалитетом, поэтому имеют и льготное финансирование. Они предоставляют свои услуги только определенным категориям клиентов);
- созданные торговыми фирмами (цель таких организаций — привлечение корпоративных клиентов, которые покупают разные виды товаров большими партиями);
- иностранные организации, выступающие, как поставщики оборудования (они применяют лизинг, как один из методов сбыта своей продукции, для чего прибегают к помощи российских банков, выступающих в роли гаранта);
- международные компании (они занимаются финансированием продаж оборудования иностранных поставщиков или тем фирмам, которые работают в России).
Требуется ли лицензия для осуществления лизинговой деятельности
В 1996 году вышло Постановление Правительства РФ №167, по которому вводилась обязательная процедура получения лицензии на лизинговую деятельность.
Позднее эта формальность была упразднена, а статья 6, содержащая информацию по ней, была исключена из ФЗ от 29 января 2002 года №10. Официально именно Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” отменил данную необходимость.
Для осуществления лизинговой деятельности уже не требуется лицензии.
Это было сделано для стимулирования развития среднего и малого бизнеса, а также ограничения рисков для физических и юридических лиц, которые прибегают к помощи подобных предприятий.
ФЗ №99 определяет лицензирование, как меру, необходимую для пресечения нарушений прав граждан России, ущерба в отношении природы, государственного строя РФ и т.д. Именно поэтому лизинг не является лицензируемым видом деятельности.
Лизинг — это предоставление в аренду имущества (движимого и недвижимого) гражданам или организациям с возможностью последующей покупки ими его. В качестве лизингодателя могут выступать и физ.лица, и юр.лица, и ИП. Данный вид деятельности не требуется лицензировать по ФЗ №99.
Услуги для специальных субъектов лизинговой деятельности
Оказываем юридические и образовательные услуги для специальных субъектов лизинговой деятельности:
- регистрация в налоговых органах.
- внесение в реестр Банка России.
- вступление в СРО.
- подключение к Личному кабинету РФМ.
- разработка правил внутреннего контроля.
- обучение сотрудников по Федеральному закону №115-ФЗ.
- подготовка отчетности.
- абонентское обслуживание.
По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту info@law115.ru
О специальных субъектах лизинговой деятельности
В Государственной Думе РФ прошел первое чтение законопроект №586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» (далее — законопроект №586986-7).
После вступления в силу законопроекта №586986-7 предусматривается выделение отдельной группы лизинговых компаний, у которых будет официальное название «Специальные субъекты лизинговой деятельности». К ним будут относится следующие организации:
- лизинговые компании, претендующие на допуск или получившие доступ к мерам государственной поддержки лизинговой деятельности (за исключением налоговых льгот, применяемых на условиях, действующих на дату вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014);
- банки;
- юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
- юридические лица, аффилированные с юридическими лицами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
- юридические лица, аффилированные с кредитными организациями, в уставном капитале которых участвует Банк России или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».
Правила создания специальных субъектов лизинговой деятельности
Условием для получения доступа к мерам государственной поддержки лизинговой деятельности является внесение сведений о лизинговой компании в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности.
Юридические лица приобретают право на осуществление лизинговой деятельности со дня внесения сведений о них в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности.
Банк России ведет реестр специальных субъектов лизинговой деятельности и размещает сведения из указанного реестра на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Банком России.
Для включения в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности требуется предоставить в ЦБ следующие документы:
- заявление о внесении сведений в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности;
- анкеты;
- копии учредительных документов юридического лица;
- копии документов об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа;
- расчет собственных средств (капитала), составленный в соответствии с методикой определения собственных средств (капитала) лизинговых компаний, утвержденной нормативным актом Банка России;
- документы и информация по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России, подтверждающие наличие собственных средств (капитала);
- копии годовой и промежуточной (если обязанность ее составления установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации) бухгалтерской (финансовой) отчетности за последние завершенные отчетные периоды;
- правила внутреннего контроля, разработанные в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- копия документа о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, разработанных в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
Государственные лизинговые компании станут неподнадзорными ЦБ
ЦБ добился перевода под свое регулирование почти всех организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, исключение может быть сделано лишь для компаний, полностью принадлежащих государству, пишет «Коммерсант». По решению правительства они будут включаться в специальный перечень и окажутся неподнадзорными ЦБ.
Согласно подготовленным поправкам к закону «О лизинге», такой деятельностью смогут заниматься только те компании и банки, сведения о которых были внесены в специальный реестр Банка России. Только эти компании смогут использовать слово «лизинг» и производные от него в своем наименовании, и на них будет распространяться регулирование ЦБ.
Однако требования к фирменному наименованию и полномочиям ЦБ по регулированию, контролю и надзору за лизинговой деятельностью не распространяются на юридических лиц, в капитале которых доля прямого участия РФ составляет 100% и которые включены в утвержденный правительством перечень. Такие компании смогут осуществлять лизинговую деятельность без вхождения в реестр ЦБ.
Ранее советник зампреда Банка России Сергей Моисеев, ответственный за реформу отрасли, заявил, что правительство предлагает не устанавливать требование вхождения в реестр лизингодателей лишь для ГТЛК.
Он не исключил, что для этого «потребуется разработка отдельного закона по аналогии с законом «О ВЭБ.РФ». По данным Моисеева, поправки должны быть рассмотрены во втором чтении «в осеннюю сессию 2021 года — начале весенней сессии 2022 года».
Вступление закона в силу ожидается летом 2022 года, и большинство лизинговых компаний должны быть включены в реестр к началу 2023 года.
В отзыве на законопроект от Объединенной лизинговой ассоциации отмечается, что исключение из-под норм действия закона отдельных компаний вводит для участников рынка неравные условия, «особенно в сегментах транспорта и авиатехники, приведет к нарушению конкуренции, обеспечит таким компаниям более выгодные условия деятельности».
По словам гендиректора «Европлана» Александра Михайлова, положение по исключению госкомпаний из-под норм закона «возникло в полном противоречии к формулировкам законопроекта, принятого в первом чтении в январе 2019 года».
Такие компании получают преимущества: они могут не соблюдать ограничения по лизинговой деятельности, наложенные на другие компании, не вступать в СРО, не соблюдать обязательные для других будущие нормативы, они подпадают под неприменимость надзора, ведения плана счетов, заполнения форм документов, отметил эксперт.
Операционные расходы малых и средних участников рынка существенно вырастут, добавил директор по правовым вопросам «Интерлизинга» Сергей Шишкин.
Законодательная база лизинга в РФ
По мнению многих правоведов, договор лизинга как таковой появился в США в середине XIX века, а в странах Запада и Японии нашел широкое распространение в середине ХХ века как юридический институт, призванный регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанный с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их последним в аренду. К этому же периоду относится появление первых специализированных лизинговых компаний. В лизинговых операциях стали принимать непосредственное участие коммерческие банки.
Во многих странах, относящихся к континентальному праву, в целях регулирования лизинговых операций были приняты отдельные законодательные акты, посвященные финансовой аренде (лизингу).
В указанных законодательных актах разных стран имеются различия, например в терминологии для обозначения договоров, регулирующих лизинговые отношения, но несмотря на имеющиеся различия в терминологии и элементах, составляющих содержание договоров, регулирующих лизинговые отношения, по существу речь идет об одном и том же договоре.
В юридической литературе при анализе зарубежного законодательства о договоре лизинга обычно выделяют следующие его характерные особенности:
- во-первых, в отличие от обычного договора аренды в пользование лизингополучателя передается технический объект, специально приобретенный лизинговой фирмой по его просьбе;
- во-вторых, срок лизинга приближается к расчетному сроку полной амортизации лизингового имущества;
- в-третьих, объем лизинговых платежей должен превышать покупную цену имущества, а разница составляет прибыль лизингодателя;
- в-четвертых, по истечении срока договора лизинга лизингополучателю предоставляется право приобрести объект лизинга в собственность по его остаточной стоимости, при этом не исключается и возможность возобновления договора лизинга, либо возврат имущества лизингодателю;
- в-пятых, для лизинга характерно освобождение лизингодателя от большинства обязанностей арендодателя;
- в-шестых, лизингополучатель наделяется определенными правами и обязанностями в отношении продавца.
Широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира породило идею о необходимости унификации правил о международном лизинге и привело к разработке представителями разных государств в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) «Конвенции о международном финансовом лизинге», подписанной в Оттаве 28 мая. (Оттавская конвенция). Российская федерация присоединилась к указанной Конвенции в феврале. (Федеральный закон от 08 февраля. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном лизинге»). Необходимо отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры с участием РФ, к каковым относится Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Началом правового регулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ от 17.11.94 г.
№ 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», несмотря на то что Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 года (Конвенция УНИДРУА) разрабатывалась с участием представителей СССР.
И хотя данный Указ не содержит норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручает Правительству РФ разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, нужно отдать ему должное как первому правовому акту в области лизинга в России, имеющему важное значение в правовом регулировании отношений в сфере лизинга имущества, а также присоединении России к Конвенции УНИДРУА.
Следующим значительным шагом в развитии правового регулирования лизинга явилось Постановление Правительства РФ от 29 июля. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утвержденное им «Временное положение о лизинге».
Во Временном положении о лизинге была несколько скорректирована позиция, содержащаяся в Указе от 17 октября. № 1929, относительно понятия «лизинг» в сторону договорной природы лизинговых отношений. Так, п.
1 положения понятие «лизинг» употребляется в двух разных значениях: во-первых, с экономической точки зрения лизинг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, одну из форм коммерческого инвестирования временно свободных либо специально привлеченных для этих целей денежных средств; во-вторых, с юридической точки зрения под лизингом понимается договор финансовой аренды (лизинга).
В число объектов договора лизинга Временное положение включило любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Субъектами лизинговых правоотношений согласно Временному положению были признаны:
- в качестве лизингодателя — юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
- в качестве лизингополучателя— юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или граждане — индивидуальные предприниматели, получающие имущество в пользование по договору лизинга;
- в качестве продавца лизингового имущества — юридические лица — изготовитель машин и оборудования, а также иные организации и граждане, продающие имущество, являющееся объектом лизинга (п. 3).
Временным положением было скорректировано и другое положение Указа № 1929, согласно которому лизинговые организации могли создаваться только как акционерные общества. Временное положение разрешило лизинговым организациям создаваться и в других организационно-правовых формах.
Основные признаки договора лизинга были определены Временным положением сформулировав четкие требования, предъявляемые к любому договору лизинга:
- во-первых, право выбора объекта лизинга и продавца принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором;
- во-вторых, предмет лизинга используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;
- в-третьих, лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю;
- в-четвертых, сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную стоимость имущества в ценах на момент заключения сделки (п. 6).
- В договоре лизинга могло предусматриваться право выкупа лизингового имущества лизингополучателем по истечении или до истечения срока лизинга. По соглашению сторон в договоре могла предусматриваться также ускоренная амортизация лизингового имущества.
О понимании существа лизинга и о стремлении придерживаться основных принципов Оттавской конвенции свидетельствует также то, что Временное положение не распространило свое действие на иные договорные отношения, при которых имущество передается арендатору на срок, существенно меньший нормативного срока службы имущества (обычная аренда, прокат).
Лизингодатель был вправе, если иное не указано в договоре лизинга, использовать предмет лизинга в качестве залога (п. 11).
С момента поставки лизингового имущества лизингополучатель наделялся правом предъявления претензий продавцу в отношении качества, комплектности, сроков поставки и других случаев ненадлежащего исполнения обязательств по договору купли-продажи, заключенному между продавцом и лизингодателем. Лизингодатель нес ответственность перед лизингополучателем лишь в случае, если выбор имущества осуществлялся им по поручению лизингополучателя (п. 16).
Основные обязанности лизингополучателя заключались в обеспечении сохранности лизингового имущества, а также своевременной уплате лизинговых платежей. На него же возлагались все расходы возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием, по ремонту и страхованию лизингового имущества. Иное распределение расходов сторон могло быть установлено договором лизинга (п. 17–18).
Размеры, способ, форма и периодичность лизинговых платежей определялись в договоре лизинга по соглашению сторон. Общая сумма лизинговых платежей должна была включать:
- сумму, возмещающую полную стоимость лизингового имущества;
- сумму, компенсирующую расходы лизингодателя, связанные с получением и использованием кредитных ресурсов для приобретения имущества;
- вознаграждение лизингодателя;
- сумму, выплаченную за страхование имущества в случае страхования его лизингодателем;
- иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
- Лизинговые платежи должны были включаться в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой лизингополучателем (п. 19).
Риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества возлагался на лизингодателя, однако договором лизинга мог быть предусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставки ему имущества (п. 15).
В качестве последствия нарушения лизингодателем и лизингополучателем условий договора лизинга Временное положение наделяло соответствующего контрагента правом требовать расторжения договора в установленном порядке. Кроме того, сторонам предписывалось в обязательном порядке включать в договор условие о санкциях за неуплату или несвоевременную уплату лизинговых платежей (п. 13–14).
Модель договора лизинга, вытекающая из Временного положения, по своим параметрам в основном совпадает с договором международного финансового лизинга, регулируемого Оттавской конвенцией, между ними все же имелись существенные различия.
Следующим шагом Правительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений было утверждение «Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26 февраля. № 167.).
Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября. № 158-ФЗ финансовая аренда (лизинг) была отнесена к лицензируемым видам деятельности.
Позднее действовало Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01 февраля.
№ 80 «Об утверждении Положения о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации».
В отличие от ранее действовавшего Положения, во вновь утвержденном Положении существовали некоторые различия в порядке лицензирования резидентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, и нерезидентов.
Осуществляло лицензирование лизинговой деятельности Министерство экономического развития и торговли РФ. Лицензионными требованиями являлось соблюдение законодательства и осуществление деятельности в качестве лизингодателя на основании договора лизинга.
Положение содержало перечень необходимых документов, порядок оформления и переоформления лицензии, указывало срок действия лицензии — не более 5 лет, основания аннулирования лицензии, приостановления ее действия, другие положения.
Все выданные лицензии заносились в реестр лицензий, который вел лицензирующий орган. Информация, содержащаяся в реестре, являлась открытой и предоставлялась юридическим лицам и гражданам в виде выписок на платной основе.
Положение четко регламентировало весь процесс лицензирования лизинговой деятельности и было призвано обеспечить права всех участников лизинговых операций, однако вступивший в силу 10.02.02г. Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.01г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит в перечне лицензируемых видов деятельности финансовую аренду (лизинг).
После введения в действие с 01 марта. Части II Гражданского кодекса РФ, содержащую в Главе 34 параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» вышеназванные нормативные акты о лизинге сохранили свое действия лишь в части, не противоречащей параграфам 1 и 6 Главы 34 ГК РФ.
Постановления Правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжали издаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носили организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному могут служить, в частности, Постановление Правительства от 21 июля.
№ 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997–2000 годы».
Данным Постановлением предусмотрены: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин; разработка методических указаний по проведению международных лизинговых операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциаций лизинговых компаний, инвестиционного лизингового консорциума коммерческих банков и т. п.
Несколько иной характер носило Постановление Правительства РФ от 03 сентября. № 1020, которым утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций. Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование, более широкое привлечение частных инвестиций в сфере финансового лизинга как формы инвестиционной деятельности.
Хотя ГК РФ не предусматривает принятие каких-либо иных федеральных законов и других правовых актов, направленных на регулирование договора лизинга, однако Государственной Думой Федерального Собрания РФ 11 сентября. был принят Федеральный закон «О лизинге», который впоследствии был одобрен Советом Федерации 14 октября. и подписан Президентом РФ 29 октября.
Многие практики и особенно теоретики права сходились во мнении что первоначальная редакция Закона содержала множество недостатков и вносила юридическую неразбериху при осуществлении лизинговых операций.
Складывается впечатление, что его разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе принятия Закона исходили из того, что в российском и международном праве отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие договор лизинга.
Только этим можно объяснить наличие в данном Федеральном законе большого числа положений, противоречащих не только нормам ГК РФ, но и Конвенции о международном финансовом лизинге. Вносимые изменения в указанный закон несколько устранили имеющиеся его недостатки.
Что касается международного лизинга, то при этом нельзя забывать, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ).
Положительной чертой Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» является наличие в нем норм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в области валютного, налогового и таможенного законодательства.
Так, лизингодателю предоставлено право без лицензии Центрального банка России осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга, в том числе на срок более шести месяцев, но не превышающий срока договора лизинга.
Ввоз на территорию РФ и вывоз с ее территории предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не считаются валютными операциями, связанные с движением капитала.
Однако, с точки зрения эффективного применения указанных норм было бы предпочтительней включить их соответственно в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, налоговое и таможенное законодательство.
Отметим также некоторые положения Закона, имеющие немалое практическое значение во взаимоотношениях между участниками лизингового договора и налоговыми органами:
- Во-первых, лизинговые платежи должны относиться лизингополучателем на себестоимость продукции (работ, услуг), производимой с использованием объекта лизинга, или на расходы, связанные с основной деятельностью, т. е. указанные суммы не включаются в налогооблагаемую базу лизингополучателя для начисления налога на прибыль.
- Во-вторых, стороны договора лизинга вправе по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Амортизационные отчисления производит балансодержатель предмета лизинга.
- В-третьих, доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение, а прибылью — разница между доходами лизингодателя и его расходами на осуществление основной деятельности лизингодателю.
У вас есть лицензия, но вы ее не используете? можете получить штраф
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отдельными видами деятельности возможно заниматься только при наличии лицензии.
Об этом знают практически все, знают порядок и условия получения лицензии и даже получают лицензии просто на всякий случай, вдруг да пригодится. Часто этим «грешат» организации осуществляющие медицинскую деятельность, и не только они.
Ведь за осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без необходимой лицензии предусмотрена ответственность вплоть до уголовной:
- лишения свободы на срок до восьми лет,
- штрафом до трех миллионов рублей,
- конфискацией орудий производства, продукции и сырья,
- возмещение в пользу государства всего дохода, полученного от деятельности, осуществленной без лицензии.
Деятельностью, сопряженной с извлечением дохода в крупном размере может быть признано получение дохода на сумму, превышающую сто тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 года более 50 видов деятельности подлежит обязательному лицензированию. И не соблюдение данных требований влечёт юридическую ответственность как административную, уголовную, в том числе и гражданскую.
Но многие забывают, что о том как правильно прекратить деятельность подлежащую лицензированию и получают «нежданчик» в виде серьезного штрафа.
Пример как не ждали, но получили
Все неприятности начинаются с проверки, вот и в этом случае Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору провела проверку ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» на предмет соблюдения лицензионных требований на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
В ходе проверки были выявлены нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В штате предприятия отсутствуют как минимум 3 эксперта, которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для которых работа в этой организации является основной.
Выявленные нарушения и послужили основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с выводами проверки, предприятие обратилось в арбитражный суд. Предприятием пройдены все судебные инстанции, результатом стало только уменьшение суммы штрафа до 100 000 руб.
Основным доводом предприятия являлось то, что оно не осуществляло лицензируемый вид деятельности и как следствие отсутствовало само событие административного правонарушения.
Основные выводы суда
1. Предприятием получены лицензии сроком действия до 16.04.2015 (проведение экспертизы технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте) и до 01.07.
2015 (проведение экспертизы зданий и сооружений на опасном производственном объекте; проведение экспертизы иных документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов), которые в силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.
2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» стали действовать бессрочно.
2. Согласно п. 1 ч. 13 ст. 20 Закона № 99-ФЗ действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия в случае представления лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности.
3. В соответствии с ч. 16 ст. 20 Закона № 99-ФЗ лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение десяти рабочих дней со дня получения:
- заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности;
- сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
- выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
4. До прекращения действия лицензии, предприятие обязано соблюдать условия лицензий, в противном случае предприятие оно административную ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ (нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов).
Поскольку ФГУП «СибНИА им. С.А.
Чаплыгина» не представлены доказательства обращения в административный орган с заявлением о прекращении лицензируемого вида деятельности и принятия всех зависящих от него достаточных и эффективных мер, направленных на соблюдение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также невозможности соблюдения установленных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить, — вывод о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является верным.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 03.04.2019 дело № А45-20310/2018
Вывод
- Если на предприятии имеется несколько лицензий, проверьте необходимость их использования в деятельности предприятия.
- Не забывайте, что лицензии стали бессрочными и прекратить их действие можно только путем подачи заявления в уполномоченный орган.
- В противном случае необходимо соблюдать все условия лицензирования чтобы не получить солидный штраф.