Превышение должностных полномочий — ст 286 УК РФ: наказание

При осуществлении защиты по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) всегда необходимо выяснять, является ли привлекаемое к уголовной ответственности лицо субъектом указанных преступлений — должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.

), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.

Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе.

К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

  • Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.
  • Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.
  • При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний).
  • Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При осуществлении защиты по уголовным делам данной категории необходимо иметь в виду, что в случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Читайте также:  Жалоба на арбитражного управляющего в росреестр: образец составления

При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) виновного лица состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

  1. Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
  2. В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
  3. Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
  4. Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.
  5. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ всегда надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица.
  6. Московская коллегия адвокатов «Легис Групп»

Статья 286 Уголовного кодекса РФ. Действующая редакция на 2022 год, комментарии и судебная практика

Должностные лица наделены отдельными властными полномочиями.

И если они совершаю преступные деяния (должностные преступления) с использованием своего служебного положения в собственных, в том числе, корыстных целях, то это наносит значительный ущерб и гражданам, и обществу, и государству.

Поэтому такие преступления законодатель объединил в отдельную главу Уголовного кодекса. В данной статье поговорим об ответственности, предусмотренной ст. 285-293 УК РФ).

Что такое должностные преступления

Должностные преступления – это противоправные деяния (действия или бездействие) должностных лиц, которые причиняют существенный вред государственным и общественным интересам.

У таких преступлений есть общие черты, выделяющие их среди прочих преступных деяний:

  • они совершаются представителями власти и государственными или муниципальными служащими с использованием своего должностного положения;
  • они посягают на законное, справедливое осуществление государственной и муниципальной службы;
  • потерпевшими могут быть любые граждане, которым был причинен материальный, моральный или физический вред незаконными действиями служащего.

Преступления должностных лиц подлежат тщательному расследованию, неизменно привлекают внимание СМИ, социальных сетей, общественности.

Общий (родовой) объект таких преступлений — нормальное функционирование государственной власти, осуществление государственной службы. Должностные преступления нарушают этот порядок.

Виды должностных преступлений

Этой категории преступлений отведена специальная глава УК РФ (глава 30):

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа

Статья 286. Превышение должностных полномочий

Статья 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа

  • Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации
  • Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица
  • Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
  • Статья 290. Получение взятки
  • Статья 291. Дача взятки

Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

Статья 291.2. Мелкое взяточничество

Статья 292. Служебный подлог

Статья 292.1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

Статья 293. Халатность

Какие должностные преступления встречаются чаще всего? К наиболее распространённым из них относятся:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
  • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  • служебный подлог (ст.292 УК РФ);
  • халатность (ст.293 УК РФ).

Рассмотрим некоторые из них подробней.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК)

  1. Это преступление связано с использованием гражданином своих полномочий вопреки целям служебной деятельности с корыстным мотивом, что приводит к наступлению вреда для граждан, компаний и государства.
  2. Для окончания преступления должны наступить опасные последствия.

  3. Например, лицо выдает водительское удостоверение человеку, который не сдал экзамен, или ставит в очередь на льготное получение жилья гражданина без наличия оснований.
  4. Важный признак такого преступного деяния – это наличие корыстной или иной личной заинтересованности.

Как разъяснил ВС РФ, в Постановлении от 16.10.

2009 N 19, корыстная заинтересованность представляет собой намерение получить имущественные блага, не связанные с безвозмездным приобретением имущества (незаконное получение льгот, освобождение от погашения долга, уплаты налогов и т.п.).

Иная личная заинтересованность связана со стремлением извлечь выгоду неимущественного характера (взаимную услугу, поддержку в решение какого-либо вопроса и т.п.).

Более подробно про деяние по ст. 285 УК РФ читайте в статье.

Применение спецсредств

Оно предполагает фактическое использование различных предметов, способных причинить вред здоровью. Например, это может быть удар дубинкой, выстрел и пр. Применение спецсредств — это не только физическое, но также психическое влияние на потерпевшего.

Оно может выражаться в ударе дубинкой рядом с рукой субъекта, выстреле мимо, но в непосредственной близости от потерпевшего, если угроза попадания воспринимается пострадавшим как реальная.

Если виновный только демонстрирует спецсредство или оружие, что не представляет серьезной угрозы для другого гражданина, поведение виновного при наличии оснований квалифицируется по п. «а» части 3 рассматриваемой нормы.

Для вменения наказания необходимо, кроме прочего, установить, что применение оружия либо других спецсредств осуществлялось вопреки установленным пределам, условиям их использования.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Это преступление представляет собой действия гражданина, которые явно выходят за рамки его должностного регламента и относятся к полномочиям другого служащего, он выполняет действия, которые выходят за пределы имеющихся у него возможностей и прав.

С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться в совершении действий, которые:

  • относятся к полномочиям другого служащего;
  • могут совершаться только, если есть соответствующие условия (например, применение оружия);
  • совершаются единолично, хотя решения должно приниматься совместно;
  • не должны никогда совершаться (побои, истязания).

Присвоение полномочий другого лица (ст. 288 УК РФ)

  • Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом.
  • Например, лицо проводит проверку, хотя оно не наделено таким правом.
  • Для признания наличия состава преступления должны наступить тяжкие последствия, иначе такое деяние будет квалифицироваться только как дисциплинарный проступок.

Нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.

1 УК РФ)

Предметом такого преступления являются бюджетные средства. Объективная сторона выражается в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере (свыше 1 миллиона 500 рублей).

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом — с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.

Особо квалифицирующий состав

Приведенные выше деяния могут также совершаться с:

  1. Применением насилия или при выражении такой угрозы.
  2. Использованием оружия, спецсредств.
  3. Причинением последствий тяжкого типа.

В этих случаях субъект будет привлечен к ответственности по ст. 286, ч. 3 УК РФ. Она предусматривает тюремное заключение на 3-10 лет. Дополнительно может вменяться запрет на осуществление конкретной деятельности или пребывание на определенном посту в течение 3-х лет. Их виды устанавливает суд.

Читайте также:  Порядок получения лицензии на частный детский сад

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Взятка может быть в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, а также в форме услуг имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественных прав (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Взамен должностное лицо:

  • совершает входящие в его служебные полномочия действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;
  • способствует в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);
  • покровительствует по службе;
  • совершает незаконные действия (бездействия).

Служебный подлог (ст. 292 УК РФ)

Объективная сторона преступления заключается в совершении одного из следующих действий:

  • внесение в официальный документ заведомо ложных сведений;
  • внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, то есть осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей.

Данные действия совершаются в личных корыстных целях. Привлекаются к ответственности за такое преступление не только должностные лица, но и другие служащие, работающие в государственных или муниципальных организациях.

Состав этого преступления считается оконченным в тот момент, когда осуществляется непосредственный подлог (формальный состав).

Роль адвоката в защите клиента

Судебные процессы по делам, связанным с должностными преступлениями обычно заканчиваются обвинительными приговорами, особенно если в качестве потерпевшего выступает не гражданское лицо, а государство.

Действия должностного лица подрывает авторитет власти, если он занимает высокий пост.

Адвокат должен быть деликатен, так как в процессе защиты его работа затрагивает третьих лиц, являющихся корпоративными партнерами.

https://www.youtube.com/watch?v=F3CnVNqkQr8

В рамках защиты адвокат предоставляет следующие услуги:

  • Проводит консультацию, отвечая на вопросы юридического содержания. Помимо этого защитник подсказывает своему клиенту, как вести себя на допросе, очной ставке, в суде.
  • Требует проведения тех следственных мероприятий, которые не были инициированы следственной группой. Адвокат следит за работой следователя и всех представителей правоохранительных органов. Выявленные нарушения подлежат обжалованию. Кстати, нередко неправомерные действия вышеуказанных сотрудников играют на руку адвокату и его подзащитному.
  • Адвокат может проводить собственное расследование, в рамках которого он общается со свидетелями, с потерпевшим, изучает документы, собирает доказательную базу для защиты клиента.
  • Юрист может взять на себя все диалоги. Дело в том, что договоренность, достигнутая между обвиняемым и потерпевшим, существенно снизит наказание, однако для достижения соглашений требуется вести диалог. Конфликтующие стороны, как правило, не готовы встречаться один на один, поэтому адвокат выполняет функцию посредника.
  • Адвокат берет на себя обязательства по ведению документов. К их числу относятся заявления, ходатайства, иски, справки, характеристики. Часть документов составляются от лица подзащитного, остальные запрашиваются в государственных структурах. Адвокат наделен полномочиями направлять в различные органы обращения и запросы.
  • Не всегда следует доверять судебной экспертизе. Если имеет место заинтересованность эксперта в помощи следственным органам, то он может сам пойти на должностное преступление. Адвокат инициирует проведение независимых экспертиз, а их результаты приобщаются к делу.
  • Во время судебного заседания адвокат представляет собранные доказательные документы, проводит опрос свидетелей, выступает в прениях. Основная его задача – доказать невиновность подзащитного или добиться назначения более «мягкого» наказания.
  • Не всегда дело заканчивается в суде первой инстанции. Если приговор, вынесенный судом, не устраивает обвиняемого, адвокат представляет его интересу в суде высшей инстанции, но предварительно адвокат занимается составлением апелляции или кассации.

Несмотря на усилие и профессионализм адвоката, он не может гарантировать полного освобождения клиента от уголовного преследования.

В самых сложных ситуациях задачей максимум является назначение меньшего наказания из возможных. При первых признаках возбуждения против вас уголовного дела сразу необходимо обратиться к специалисту.

Уже после первых консультаций адвокат представит перспективы дела и возможные его последствия.

Не стоит экономить на защитнике. В сети Интернет много ресурсов, где можно получить консультацию, причем в некоторых случаях эта консультация будет достаточно грамотной.

Но практика и теория, особенно в подобных делах, существенно отличаются друг от друга. Любые непредвиденные обстоятельства смогут помешать самостоятельной защите. Только адвокат способен оперативно реагировать на изменение ситуации.

Вот перечень первых действий, которые необходимо предпринять:

  • Не поддаваться на провокации и угрозы со стороны представителей правоохранительных органов;
  • Не давать показаний без своего адвоката;
  • Отказаться от предложенного государственного защитника;
  • Не нужно подписывать никаких документов без предварительной консультации с адвокатом.

Халатность (ст. 293 УК РФ)

  1. Объективная сторона преступления представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей.

  2. Главное условие для существования состава преступления – это наличие объективной возможности выполнить указанные действия.

  3. Квалифицирующие признаки преступления:
  • причинение ущерба в особо крупном размере (превышает 7 миллионов 500 тысяч рублей),
  • повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

Тяжкие последствия

Их понятие считается оценочным. Тяжесть последствий определяется в соответствии с конкретными обстоятельствами события.

К данной категории можно отнести, например, крупные аварии, продолжительную остановку производственного процесса или транспортного движения, нарушение деятельности предприятия, причинение существенного материального вреда, смерть по неосторожности, покушение на самоубийство или суицид потерпевшего и пр.

Причинение ущерба здоровью тяжкого характера также является таким последствием. При этом дополнительная квалификация по ст. 111 не осуществляется, если наказание за нанесенный ущерб здоровью охватывается частями 1 или 2 этой нормы. В иных случаях ответственность наступает по совокупности статей.

Субъект должностных преступлений

Субъектом таких преступлений являются должностные лица, то есть служащие, наделенные определенными властными полномочиями.

В рамках главы 30 УК РФ должностными лицами признаются:

  • представители власти;
  • служащие с организационно-распорядительными полномочиями;
  • сотрудники административно-хозяйственных структур.

Обвиняемый должен работать в государственных органах, муниципалитете, государственных или муниципальных учреждениях (например, социального обеспечения, здравоохранения или образования), государственных компаниях или акционерных обществах. Также в эту категорию входят военнослужащие.

Основными мотивами и причинами, способствующими совершению должностных преступлений, являются:

  1. Стремление к незаконному обогащению.
  2. Восприятие государственной службы как на источника улучшения своего материального положения.
  3. Устранение конкурентов.

Адвокат для потерпевшего

Традиционно считается, что адвокат представляет интересы только обвиняемого, однако это не так. Интересы потерпевшего тоже нуждаются в защите, особенно когда виновник, совершивший преступление, старается избежать ответственности.

Александров К.С. в данном отношении обладает определенной вариативностью, то есть, в уголовном процессе может представлять любую из сторон.

Защита потерпевшего в делах о должностных преступлениях законом не определена, как обязательное условие.

Считается, что на стороне потерпевшего пребывают сотрудники прокуратуры, но следователю важно не установить справедливость, а поскорее закрыть уголовное дело. Для того, чтобы потерпевшему не пришлось длительное время после заседания суда искать справедливого решения, необходимо уже на начальной стадии подключить хорошего адвоката.

Наказание за должностное преступление

За совершение данного деяния предусмотрены санкции в виде:

  • штрафа различных размеров;
  • лишения права занимать должность на определенный срок/заниматься конкретным видом деятельности;
  • принудительных работ;
  • ареста;
  • лишения свободы.

Наказание назначается с учетом:

  • общественной опасности содеянного;
  • личных мотивов должностного лица;
  • целей, которые он преследовал;
  • характера и тяжести причиненного вреда;
  • продолжительности совершения преступления;
  • характеристики личности подсудимого.

Статья 286 УК РФ с Комментарием 2021: последние изменения и поправки, судебная практика

Объектом преступления является нормальная деятельность аппарата управления государственных органов и органов местного самоуправления.

Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации, либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Состав является материальным, преступление считается оконченным при наступлении предусмотренных ч. 1 ст. 285 последствий. Следовательно, объективная сторона требует установления:

  1. действий, выходящих за пределы полномочий должностного лица;
  2. последствий — существенных нарушений прав и законных интересов;
  3. причинной связи между действиями и последствием.

Преступление характерно тем, что должностное лицо вышло за пределы предоставленных ему полномочий, которые были предоставлены ему законом или специальным нормативным актом.

Для установления состава преступления требуется обратиться к нормативному акту, определяющему полномочия должностного лица, и определить их пределы.

Превышение должностных полномочий может означать, например, совершение действий, входящих в компетенцию вышестоящего должностного лица либо требующих коллегиального решения.

Уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены.

Существенные нарушения, как последствия превышения должностных полномочий, устанавливаются в зависимости от обстоятельств дела, характера и размера причиненного ущерба, количества потерпевших и др.

В любых случаях существенными следует считать нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Читайте также:  Гарантийные обязательства по договору подряда: срок гарантии на строительные работы по закону

Существенные нарушения могут быть связаны с нарушением работы органов государственной власти и местного самоуправления.

  Как получить рассрочку штрафа по уголовному делу?

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины (умысел прямой или косвенный).

Лицо сознает, что выходит за пределы своих должностных полномочий, предвидит, что они приведут к причинению существенного вреда охраняемым законом правам и интересам, желает этого или сознательно допускает либо относится к последствиям безразлично.

Субъект преступления — должностное лицо.

Как и в ст. 285 квалифицированным видом состава является совершение неправомерных действий лицом, занимающим государств венную должность РФ или государственную должность субъекта РФ а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным видом преступления является превышение должностных полномочий, если они совершены:

  • с применением насилия или угрозы его применения;
  • с применением оружия или спец. средств;
  • с причинением тяжких последствий.

Под насилием, квалифицируемым по ч. 3 ст. 286, понимаются нанесение побоев, истязания, ограничение свободы, умышленное причинение здоровью вреда средней тяжести. В случае убийства или причинения тяжкого вреда здоровью действия виновного квалифицируются по совокупности ст. 286 и 105 или 111 УК.

Законом предусматривается возможность применения правоохранительными органами оружия и специальных средств (резиновых дубинок, слезоточивого газа, служебных собак и др.).

Применение оружия и специальных средств при превышении должностных полномочий есть способ физического воздействия на потерпевшего либо угрозы применения насилия.

Не исключено, что применение их может привести к причинению вреда здоровью потерпевшего.

Тяжкими последствиями, квалифицируемыми по ч. 3 ст. 286 может быть причинение по неосторожности смерти, самоубийство потерпевшего, психическое заболевание. Признание последствий тяжкими зависит от обстоятельств дела.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

  1. Отдельные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
      Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)
  2. Превышение должностных полномочий (ст.

    286 УК РФ)

  3. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ)
  4. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)
  5. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ)
  6. Служебный подлог (ст.

    292 УК РФ)

  7. Халатность (ст. 293 УК РФ)
  8. Уголовная ответственность за взяточничество
      Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
  9. Дача взятки (ст.

    291 УК РФ)

Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Обособленно выделяют случаи, когда превышение полномочий привело к наступлению тяжких последствий, либо было реализовано с применением насилия.

В этом случае в виде объективной стороны всегда выступают права гражданина, гарантированные ему действующим профильным законом. Субъект — всегда должностное лицо (т.е. то, которое обладает специальными полномочиями). Что касается субъективной стороны, то она всегда выражается в совершении действий, выходящих за пределы должностной инструкции субъекта.

Согласно статье за превышение должностных полномочий № 286 УК РФ, к субъекту преступления не относится лицо, занимающее служебное положение не в сфере государственной власти. В качестве наказания к нему могут применить дисциплинарное взыскание.

Штраф в данном случае возрастает до 100-300 тыс.р. Также госслужащему грозят обязательные работы на период до 5 лет или лишение свободы вплоть до 7 лет (по нормам ч.2 ст.286 УК РФ).

Важным критерием здесь также выступает и последующее лишение заниматься конкретной деятельностью (занимать пост). И это наказание идет в дополнение к штрафу и лишению свободы. Т.е. основными особенностями данной диспозиции значатся следующие элементы:

  • субъект должен занимать должность предусматривающую определенные полномочия (должна иметься инструкция);
  • действия должны вызывать существенное нарушение прав потерпевшего (таковыми могут значится граждане, государство или какая-либо организация);
  • умысел может иметь корыстный характер, или отсутствие такового.

Очевидный выход за рамки компетенции относится к оценочным понятиям. Явность нарушения устанавливается относительно конкретных обстоятельств события. При этом о ней необходимо говорить, когда превышение полномочий носит бесспорный, очевидный характер. Некоторые разъяснения даются по этому вопросу в Постановлении Пленума ВС №19 от 16 окт. 2009 г.

Если возвратиться к ранее рассмотренной статье 268 УК РФ (желательно с ми), то можно узнать и степенях/мерах ответственности. УК РФ определяет следующее:

  • максимальные санкции для негосударственных служащих по статье составляют наказание сроком до 4 лет колонии;
  • для государственных служащих — до 7 лет колонии;
  • применение оружия/насилия/тяжкие последствия — до 10 лет колонии.

Например, если для сотрудника полиции отсутствует угроза жизни от беременной женщины, то установлен полнейший запрет на применение огнестрельного оружия.

Согласно УК РФ, по инкриминируемой Сергею Фургалу ч. 2 ст. 105 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь (сейчас в России на нее действует мораторий).

  • Рассматриваемая норма, в отличие от статьи 285, предусматривающей наказание за бездействия/действия лица в рамках компетенции вопреки служебным интересам, охватывает активные поведенческие акты, выходящие за ее пределы.
  • Как пояснили в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда, совершенные преступления, за которые предусмотрено пожизненное заключение, свидетельствуют об их высокой общественной опасности, поэтому в отношении таких преступлений могут применяться иные правила, касающиеся сроков давности.
  • Рассматриваемая норма, в отличие от статьи 285, предусматривающей наказание за бездействия/действия лица в рамках компетенции вопреки служебным интересам, охватывает активные поведенческие акты, выходящие за ее пределы.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) формулирует ответственность за действия лиц (служащих государственных и местных органов власти), которые явным образом выходят за рамки их компетенции. Санкции налагаются в случае возникновения существенного нарушения интересов и прав организаций либо граждан, общества, государства. Рассмотрим далее принятые изменения в ст. 286 УК РФ.

Помимо этого, в явное превышение входит совершение действий, которые не должно выполнять, ни при каких обстоятельствах, ни одно из должностных лиц. Также под определение такого состава будет включаться совершение властным сотрудников единоличных действий, тогда как нормативные акты предусматривают обязательный коллегиальный характер их выполнения.

  1. Нередко грамотная защита позволяет смягчить приговор даже при наличии очевидной вины либо допускается возможность и вовсе уйти от уголовного наказания.
  2. Для привлечения к возможным мерам наказания за превышение полномочий может привлекаться далеко не каждый субъект, работающий в официальных государственных структурах.
  3. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

Характеристика и ключевые особенности

Совершаются в случае возникновения особых обстоятельств. Они должны быть, в свою очередь, определены нормативным актом.

Мотивы для совершения рассматриваемого преступления могут быть абсолютно разными. К примеру, лицами может двигать корысть, месть, карьеризм. Эти мотивы не имеют значения в процессе квалификации содеянного по ст. 286 УК РФ. Субъект деяния специальный.

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Определение пределов компетенции

При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 286 УК.

  Что делать если муж бьет жену куда обращаться

С этой стороны превышение полномочий может выражаться в действиях, которые:

  1. Совершаются в случае возникновения особых обстоятельств. Они должны быть, в свою очередь, определены нормативным актом. К примеру, по ст. 286 УК РФ будет квалифицироваться применение оружия по отношению к несовершеннолетнему лицу, если его поведение не создавало реальной угрозы для других людей.
  2. Не могут совершаться ни при каких обстоятельствах.
  3. Относятся к компетенции другого служащего (равного по статусу либо вышестоящего).
  4. Совершены единолично, но допустимы только коллегиально или согласно порядку, сформулированному в законе, по согласованию с другими лицами или органами.

Необходимо установить причинно-следственную связь между возникшими нарушениями прав и действиями представителя власти. Мотив поступка может материальным или личным, а в части умысла нет ограничений – он может быть прямой или косвенный.

Деяния, которые предусмотрены в ч. 1 и ч. 2 ст. 286 УК РФ, могут быть совершены:

  • С применением спецсредств или оружия.
  • С причинением последствий тяжкого характера.
  • С применением насильственных действий или с угрозой их использования.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *