Правила международных полётов, они же правила пользования воздушным пространством другого государства.
Их целевое назначение — это фактическое обеспечение безопасности и минимизирование возникновения рисков вмешательства в корректное движение воздушных транспортных средств.
В настоящей статье речь пойдёт о том, в чём заключаются особенности подобных правил, а, следовательно, и о том, какая предусмотрена ответственность и какое наказание предусмотрено за их нарушение.
Нарушение правил международных полётов является уголовно наказуемым деянием в РФ.
Статья и ответственность
Общие правила международных полётов и пересечения государственных границ установлены во множестве мировых нормативно-правовых актов, в том числе и актах Российской Федерации, например, это законы РФ «О государственных границах» и «Конвенция о международной гражданской авиации».
Но необходимо понимать, что конкретные права и обязанности пассажиров воздушного транспорта при пересечении государственных границ какой-либо страны устанавливаются национальной законодательной базой каждого конкретного государства, границу которого и пересекает воздушного судно.
Ответственность за нарушение подобных правил в рамках российского законодательства устанавливается с учётом положений Уголовного кодекса, а именно статьи 271:
Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полёта или иное нарушение правил международных полётов наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
Как видно из вышеприведённых положений статьи 271 Уголовного кодекса РФ, законодатель предоставил лишь несколько основных (наиболее распространённых) вариантов нарушения рассматриваемых правил, а к иным нарушениям можно также отнести:
- нарушение установленных коридоров полётов;
- осуществление посадок в аэропортах, которые фактически не предполагают приёма международных рейсов;
- осуществление полётов с просроченным разрешением/лицензией;
- пересечение границ запретных зон/районов;
- осуществление полётов и посадочных процедур без включения опознавательных знаков.
При этом, конечно же, в случае если приведённые выше нарушения совершались в результате крайней необходимости (техническая неисправность, недостаточная видимость, саботаж и т. п.), то состав преступления в таких ситуациях отсутствует.
Также следует обратить внимание на то, что законодатель не установил определённого перечня фигурируемых транспортных воздушных судов, что позволяет сделать вывод, что к ним могут быть отнесены и самолёты, и дирижабли, и вертолёты, и дельтапланы.
Субъективная сторона злодеяния характеризуется как наличием определённого умысла, направленного на нарушение действующего законодательства, так и отсутствием умысла, и допущения совершения деяния по неосторожности. К примеру, ситуация с отсутствием установленного законом действующего разрешения/лицензия, может быть допущена с учётом банального человеческого фактора, в связи с забывчивостью.
Заключение
К сожалению, или, наоборот, к счастью, положения рассматриваемых норм и самого преступления обобщены и индивидуальны, так как пока оно не будет совершено, непонятно, в чём конкретно оно заключается, и какое из нарушений было допущено. Последнее, что следует сказать, это то, что субъектом по статье 271 УК РФ может выступать любое вменяемое лицо, возрастом от 16-ти лет, независимо от вида гражданства.
Статья 271 УК РФ
Ст. 271 УК РФ содержит перечень наказаний, которые назначают за нарушения правил перелетов в воздушном пространстве РФ. Это правонарушение признается опасным, так как в результате него могут произойти крупные авиакатастрофы. Здесь мы разберем сам состав деяния, особенности его квалификации и меры пресечения, которые суд определяет за него.
Полеты в воздушном пространстве РФ выполняются с учетом действующих законодательных актов:
- Воздушный кодекс РФ (это основной источник права, регулирующий отношения в области использования воздушного пространства РФ и деятельности в сфере авиации);
- Закон о Гос. границе РФ (включает в себя правила ее содержания и пересечения гражданами и ТС);
- Постановление Правительства РФ №138 от 11.03.2010 (устанавливает правила использования воздушного пространства РФ);
- Сборники аэронавигационной информации РФ (содержат сведения постоянного или временного характера относительно аэродромов, воздушных трасс и т. д.);
- международные договоры, заключенные РФ с другими странами (устанавливают порядок использования воздушного пространства на границах России с прочими государствами);
- общепринятые нормы и принципы международного права в этой области (ИКАО и т. д.).
Все вышеуказанные нормативно-правовые акты имеют своей главной целью обеспечение безопасности прохождения воздушного пространства самолетами и прочими летательными аппаратами.
В отличие от норм, указанных в ст. 263 УК РФ, они отвечают именно за международные перелеты. При отступлении от них могут произойти крупные катастрофы, влекущие за собой большое количество жертв.
Внимание! Правила полетов в воздушных пространствах иностранных государств устанавливаются законодательствами этих стран.
Содержание статьи 271 УК РФ и комментариев к ней
Это небольшая статья, состоящая всего из одной части. В ней перечислены меры ответственности, к которым приговаривают преступников, совершивших следующие виды правонарушений:
- использование иных маршрутов, не указанных в выданном разрешении;
- прочие нарушения правил международных полетов (отклонение от установленного маршрута);
- несоблюдение мест, где разрешено осуществлять посадку (например, самолет приземлился в аэродроме, где этого делать нельзя с учетом типа этого авиалайнера);
- несоблюдение воздушных ворот (самолет перемещается по заданному воздушному коридору с нарушением параметров);
- отклонение от высоты полета (самолет отклоняется от предписанных параметров);
- отключение опознавательных знаков (так как может повлечь за собой путаницу и столкновение с прочими летательными объектами в небе);
- влет самолета в запрещенные районы и т. д.
В статье приведен только примерный список возможных преступлений в этой области. По ней квалифицируются и такие, как влет в воздушное пространство в РФ с уже недействующим разрешением, полет на не соответствующем типе воздушного судна и пр.
Какие существуют нарушения – составы преступлений
Так как закон предоставляет лишь типичные правонарушения, совершаемые в подобной области, для более точной квалификации того или иного преступления рассматривается его состав. Его мы и разберем в этом разделе.
Предмет правонарушения – любые типы транспортных воздушных судов (сюда относятся и вертолеты, и самолеты, и дирижабли). Конкретный вид авиасредства не влияет на наличие состава правонарушения.
Объективная сторона преступления характеризуется тем, что нарушаются правила международных перелетов. Опасность для общества тут заключается в том, что вследствие этих нарушений могут возникнуть серьезные авиакатастрофы, уносящие жизни многих людей.
Объективная сторона преступления выражается как форме действия (при умышленном совершении пилотом или механиком действий, которые приводят к нарушению правил международных полетов), так и бездействия (когда лицо просто проигнорировало или не обратило должного внимания на отдельные нормы законодательства в области перелетов).
При квалификации преступлений в этой области сотрудники правоохранительных органов выясняют следующие вопросы:
- какие правила международных перелетов действуют над определенной территорией;
- в чем конкретно выразилось их нарушение;
- было ли оно вынужденным (например, в случае поломки самолета пилот был вынужден посадить его в аэропорту, где посадка изначально не предполагалась).
Важно! Если было выяснено, что нарушение имело место в связи с техническими неполадками воздушного средства или плохих погодных условий, оно не будет образовывать состава преступления.
Субъективная сторона выражается в форме вины в виде прямого умысла. Это означает, что гражданин не только осознает, что он совершает противоправные действия, но и понимает, какие негативные последствия у них будут.
Допускается и неосторожность в виде преступной халатности или пренебрежения своими служебными обязанностями.
Состав преступления, предусмотренный по ст. 271 УК РФ, по конструкции формальный. Правонарушение считается оконченным в тот момент, когда нарушение уже допущено и не связано с наступлением материальных последствий.
Иногда нарушение правил международных перелетов происходит вместе с совершением прочих правонарушений: угоном самолета или контрабандой. Тогда преступление квалифицируется по совокупности с соответствующими статьями (ст. 211 или ст. 188 УК РФ).
Совокупность образуется и со следующими статьями:
- ст. 205 УК РФ (совершение террористического акта);
- ст. 206 этого же кодекса (содействие подобной деятельности);
- ст. 263 (нарушение эксплуатации или движения ТС) и пр.
Поскольку состав нарушений правил международных полетов по законодательной конструкции формальный, сами преступления относятся к категории небольшой тяжести.
Объектом преступления, предусмотренного по ст. 271 УК РФ, выступает порядок выполнения полетов в воздушном пространстве более, чем одного государства, но местом совершения самого злодеяния остается территория РФ.
Субъекты злодеяния – члены экипажа воздушного судна (пилоты, механики, бортпроводники), которые отвечают за соблюдение правил международных полетов. Ими могут быть как граждане РФ, так и иностранцы или лица без гражданства.
Также это лица, уже достигшие 16 лет и без наличия каких-либо расстройств в психике.
К ним нельзя относить пассажиров, даже если они сами нарушают вышеуказанные правила. В отдельных случаях их действия квалифицируются по ст. 322 УК РФ (противоправное пересечение границы РФ).
Меры ответственности за нарушения
Суд избирает следующие виды наказаний:
- штраф суммой до 200 000 руб. или з/п за полтора года;
- арест на полгода с наложением запрета на занятие некоторых видов должностей или осуществление определенных видов деятельности на 3 года (последняя санкция признается необязательной и применяется по усмотрению судьи).
Наказание выбирается судом после рассмотрения всех обстоятельств происшествия и с учетом отягчающих и смягчающих факторов.
Заключение
Если члены экипажа воздушного судна нарушают правила международных перелетов, то их действия квалифицируются по ст. 271 УК РФ.
Сюда не относятся случаи, когда они вынуждены это делать вследствие технических неполадок самолета или плохих метеоусловий.
Наказаниями определяются штрафы, арест и запрет на занятие определенных должностей в области авиации. Конкретную меру ответственности избирает суд после рассмотрения дела в суде.
Нарушение правил международных полетов
Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК). Объект преступления — урегулированный нормами права и режим воздушного пространства России, неприкосновенность Государственной границы РФ. Факультативным объектом нарушения правил международных полетов может выступать безопасность движения воздушного транспорта.
- Объективная сторона преступления характеризуется несоблюдением указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иным нарушением правил международных полетов.
- Согласно Воздушному кодексу РФ международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.
- Международные полеты в воздушном пространстве Российской Федерации выполняют в соответствии с ее законодательством, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Граждански воздушные суда России осуществляют международные полеты по разрешениям, выдаваемым в установленном порядке. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве Росси допускаются на основании и в соответствии с условиями международных договоров, специальных разрешений на совершение разовых полетов.
До начала выполнения такого полета эксплуатант должен сообщить специально уполномоченному органу в области гражданской авиации опознавательные знаки иностранного воздушного судна. Кроме того, он обязан представить сведения о страховании или об ином обеспечении ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам.
Уголовное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Олимп-АСТ, 2004. С. 231
Судовые документы имеющиеся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств, признаются действительными на территории Российской Федерации, если они соответствуют международным авиационным стандартам, признаваемым Россией.
Иностранные воздушные суда при выполнении посадки на территории российской Федерации могут быть подвергнуты осмотру с проверкой судовых документов. В случаях, если отсутствует установленная для международных полетов документация или имеются основания считать данное судно неисправным, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации может приостановить его отправку.
На прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из России или следующие транзитом с посадкой на территории РФ воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые в страну и вывозимые из нее, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с российским законодательством.
В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа Воздушный кодекс РФ предусматривает проведение обязательного предполетного досмотра. При выполнении международных полетов воздушных судов он проводится после пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иного контроля.
Международные полеты подразделяются на: а) регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные к расписанию; б) специальные, в) чартерные (заказные); г) эпизодические (разовые).
В соответствии с принципом государственного суверенитета над воздушным пространством каждое государство вправе самостоятельно устанавливать правила полетов любых воздушных судов, находящихся в пределах его территории. Это общепринятая норма, подтвержденная международными соглашениями и закрепленная законами многих стран.
Правовой режим воздушного пространства определяется в той или иной степени правовым режимом территории, над которой оно расположено.
В отношении воздушного пространства над открытым морем, международными проливами, не перекрывающимися территориальными водами прибрежных государств, Антарктикой установлен международно-правовой режим.
Следовательно, в этом случае государства не могут устанавливать либо применять свои правила полетов, а обязаны придерживаться норм, регулирующих порядок использования международного воздушного пространства.
Следует иметь ввиду, что закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов. Для правильного решения вопроса о наличии в действиях нарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 271 УК, необходимо обратиться к нормативным актам, устанавливающим эти правила.
Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России осуществляется только по установленным международным трассам. Эшелонирование, т.е.
вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы, обеспечивающее безопасность воздушного движения, производится в соответствии с правилами государства, над территорией которого происходит полет.
При различиях в системах эшелонирования России и другого государства эшелоны меняются до пересечения государственной границы другого государства (границы зоны управления воздушным движением над открытым морем) Уголовное право России: Учебник для ВУЗов: В 2 т. / Под ред. д.ю.н., проф. А.Н. Игнатова и д.ю.н., проф. Ю.А.Красикова — т.1: общая часть. — М: Норма. 2005. С. 307.
В тех случаях, когда несоблюдение правил эшелонирования, маршрута полета, мест посадки, высоты полета, воздушных ворот и других требований, режимных правил, границ воздушного пространства было следствием стихийного бедствия, аварии воздушного судна или иных не зависящих от пилота причин, исключается уголовная ответственность по ст. 271 УК.
- Иное нарушение правил международных полетов может выражаться, например: в вылете из России или влете в Россию с просроченным разрешением; не на том типе судна, которое указано в разрешении;, в сбрасывании на землю грузов и парашютистов: в принятии на территории России на борт пассажиров, багажа, груза и почты для перевозки на территорию иностранного государства, когда это не предусмотрено международным договором или специальным разрешением; в пролете Государственной границы без радиосвязи.
- Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента нарушения правил международных полетов.
- Объект преступления — установленный порядок международных полетов, обеспечивающий безопасность движения воздушного транспорта.
Международным полетом признается полет, во время которого судно последовательно находится в воздушном пространстве более чем одного государства. Правила международных полетов изложены в ВК РФ, а также международных договорах о воздушном сообщении, заключенных Российской Федерацией с другими государствами.
Объективная сторона преступления может быть выполнена как путем действия, так путем бездействия и характеризуется:
- а) несоблюдением указанных в полетном задании маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета;
- б) иным нарушением правил международных полетов.
К иным нарушениям следует отнести, например, полет другого типа воздушного судна, нежели обозначено в разрешении; отсутствие надлежащих опознавательных знаков; сбрасывание на землю без соответствующего разрешения грузов или парашютистов и т. д.
- Состав преступления по своей конструкции формальный.
- Оконченным преступление будет считаться с момента совершения любого из вышеуказанных действий.
- Нарушение правил полета в силу крайней необходимости, например в связи с метеорологической обстановкой или неисправностью воздушного судна, не образует состава данного преступления.
- С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом.
Субъект преступления специальный — лицо, управляющее воздушным судном (члены экипажа). Если экипаж действует по принуждению, то исключается его ответственность.
Пассажиры, находящиеся на борту воздушного судна, нарушившего правила международных полетов, не могут нести ответственность за это преступление.
При определенных условиях в их действиях в этом случае может быть состав преступления, предусмотренный ст. 322 УК.
Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с совершением других преступлений: угон воздушного судна (ст.211 УК), контрабандой (ст. 188 УК). В том случае налицо совокупность преступлений.
ст 271 УК РФ с ми
Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к статье 271 Уголовного Кодекса РФ
Объект преступления — общественные отношения, регулирующие установленный порядок международных полетов.
Их сущность заключается в обеспечении безопасности использования воздушного пространства, которая представляет собой комплексную характеристику установленного порядка использования воздушного пространства, определяющую его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.
В качестве предмета преступления выступают любые летательные аппараты (самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты и т.п.), совершающие международные полеты, т.е. пересекающие Государственную границу Российской Федерации и другого государства.
Нарушение правил при осуществлении международных полетов может послужить причиной серьезной авиакатастрофы, международного политического конфликта, в связи с чем представляет общественную опасность и признается уголовно наказуемым.
Объективная сторона преступления выражается в несоблюдении правил международных полетов.
Диспозиция бланкетная. Правила международных полетов устанавливаются законами, ведомственными нормативными актами и международными соглашениями.
В частности, порядок использования воздушного пространства Российской Федерации установлен Воздушным кодексом РФ, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 .
———————————
СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4861.
- В соответствии с указанными документами использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра ЕС ОрВД (единая система организации воздушного движения) на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства, с сообщением в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО в соответствии с Правилами.
- Разрешение на использование воздушного пространства означает предоставление пользователю воздушного пространства возможности действовать в соответствии с условиями, выданными центрами ЕС ОрВД Российской Федерации.
- Органами ЕС ОрВД Российской Федерации являются: Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации, Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России, оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
- Использование воздушного пространства без получения указанного выше разрешения, за исключением случаев, установленных Правилами, запрещается.
- Использование воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
- Нарушение правил международных полетов заключается в несоблюдении указанных в разрешении требований, касающихся маршрута полета (установленной для полетов воздушных судов части воздушного пространства, ограниченной по высоте и ширине; промежуточных и конечного пунктов посадки; воздушного коридора, в пределах которого прокладывается маршрут полета; максимальной и минимальной высоты; сроков перелета и других параметров).
Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента нарушения хотя бы одного из требований правил международных полетов независимо от наступления общественно опасных последствий.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.
Субъект преступления специальный. Как правило, это лица, непосредственно осуществляющие управление летательным аппаратом в воздухе. Ими могут быть пилот или другой член экипажа независимо от его гражданства.
Вместе с тем следует обратить внимание на то, что Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации обязательны для руководства и исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами ОВД (управления полетами). Поэтому не исключены случаи, когда рассматриваемое преступление может быть совершено и иным лицом, ответственным за соблюдение правил международных полетов (например, авиадиспетчером).
Другой комментарий к статье 271 УК РФ
1. Согласно Воздушному кодексу РФ международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.
- Международные полеты в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с ее законодательством, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Они подразделяются:
- — на регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные к расписанию;
- — специальные;
- — чартерные (заказные);
- — эпизодические (разовые).
2. Закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов. Для правильного решения вопроса о наличии в действиях нарушителя состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо обратиться к нормативным актам, устанавливающим эти правила.
3. Преступление считается оконченным с момента нарушения правил международных полетов.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.
5. Субъектами преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов, как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
Пассажиры, находящиеся на борту воздушного судна, нарушившего правила международных полетов, не могут нести ответственность за это преступление. При определенных условиях в их действиях в этом случае может содержаться состав преступления, предусмотренный ст. 322 УК.
6. Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с совершением других преступлений, например с угоном воздушного судна. В этом случае налицо совокупность преступлений.
Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК)
Это деяние нарушает нормы международных конвенций, в которых участвует Российская Федерация. Оно может совершаться на территории разных стран воздушными судами, включенными в регистр только одной из них. При их квалификации нужно учитывать особенности действия уголовного закона в пространстве.
Непосредственным объектом преступления являются безопасность движения воздушного судна (основной объект) и установленный порядок международных полетов (дополнительный объект). В научной литературе есть и другое мнение. Так, А. И. Коробеев считает, что непосредственным объектом является неприкосновенность Государственной границы России.
[1] Такое понимание непосредственного объекта преступления означает, что при совершении данного преступления всегда нарушается неприкосновенность Государственной границы России. Однако она может пострадать только в случае ее пересечения, т. е. при влете в воздушное пространство РФ или вылете из него.
Чаще же нарушение правил международных полетов происходит еще до вылета за пределы воздушного пространства РФ
(или влета в него). Поэтому в случае, если нарушение правил международных полетов совпадает с незаконным пересечением Государственной границы РФ, налицо два самостоятельных преступления, предусмотренных ст. 271 и 322 УК.[2]
Предметом преступления является совершающее международный полет воздушное судно, которое может принадлежать как российской компании, так и компании иностранного государства или его гражданам. Международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства (ст. 79 Воздушного кодекса РФ).
Состав преступления сконструирован по типу формального. Преступление признается оконченным с момента несоблюдения указанных в разрешении[3] параметров полета, т. е. маршрута, места посадки, воздушных ворот, высоты полета и др.
В случае наступления общественно опасных последствий, например тяжкого вреда здоровью или смерти одного или нескольких лиц, при наличии соответствующих условий такое деяние следует квалифицировать по совокупности ст. 271 и соответствующей части ст.
263 УК.[4]
Таким образом, единственным признаком объективной стороны преступления является деяние, состоящее в одном или нескольких нарушениях правил международных полетов, т. е. совершенное во время полета, который может проходить как в воздушном пространстве РФ, так и за его пределами.
Правила международных полетов предусмотрены в различных правовых актах, к которым, в частности, относятся: Воздушный кодекс РФ 1997 г., Закон РФ от 1 апреля 1993 г.
№ 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»,[5] Постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 г.
№ 561 «О порядке выдачи разрешений на разовые полеты воздушных судов иностранных государств в Российской Федерации», Чикагская конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.[6]
Под несоблюдением маршрута полета, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета понимаются отклонение от предварительно намеченного курса следования, изменение места промежуточной и конечной посадки, отступление от параметров перемещения по воздушному коридору, увеличение или уменьшение высоты полета.
Под иным нарушением правил международных полетов следует понимать такое нарушение, которое ставит под угрозу безопасность полета воздушного судна, например: отключение радиосвязи для обмена информацией с наземными службами; вылет из России или влет в Россию с просроченным разрешением; отсутствие системы опознания судна; сбрасывание на землю грузов или парашютистов.
Некоторые правила международных полетов прямо не связаны с безопасностью полета воздушного судна (например, тарифы оплаты перевозки багажа и грузов на международных рейсах), и поэтому их нарушения не подпадают под действие ст. 271 УК.
Если нарушение правил международных полетов было вынужденным (т. е.
совершено в ситуации крайней необходимости, под влиянием физического или психического принуждения либо при выполнении законного приказа или распоряжения), то оно не влечет уголовной ответственности (например, совершение вынужденной посадки в аэропорту, не указанном в разрешении, нарушение, допущенное при захвате или угоне воздушного судна либо при выполнении законного указания авиадиспетчера, ответственного за контроль соблюдения правил международных полетов).
Если нарушения правил международных полетов совершаются во время угона воздушного судна, то, как было сказано выше, экипаж не подлежит уголовной ответственности. Угонщики подлежат ответственности только по ст. 211 УК.
С субъективной стороны преступление является умышленным (прямой умысел). Некоторые ученые полагают возможным совершение данного преступления и по неосторожности (И. Я. Козаченко, В. П. Малков).
Умышленным оно является, когда лицо осознает, что нарушает правила международных полетов, и желает это сделать; неосторожным — если лицо не осознает в процессе полета нарушения таких правил, хотя осуществляемые им функции обязывают к их соблюдению, а необходимая при этом внимательность и предусмотрительность делает это возможным.
Субъект преступления специальный — это лица, входящие в экипаж воздушного судна (пилот, штурман),[7] или лицо, единолично осуществляющее такой полет. Субъектом преступления может быть также служащий наземных служб обеспечения безопасности международных полетов (диспетчер международного аэропорта).
Нарушение правил международных полетов (ст. 271 ук рф)
Объект
преступления — установленный порядок
международных полетов, обеспечивающий
безопасность движения воздушного
транспорта.
Международным
полетом признается полет, во время
которого судно последовательно находится
в воздушном пространстве более чем
одного государства. Правила международных
полетов изложены в Воздушном
кодексе
РФ, а также международных договорах о
воздушном сообщении, заключенных РФ с
другими государствами.
- Объективная
сторона преступления может быть выполнена
как путем действия, так и бездействия
и характеризуется: - а)
несоблюдением указанных в полетном
задании маршрутов, мест посадки, воздушных
ворот, высоты полета; - б)
иным нарушением правил международных
полетов.
К
иным нарушениям следует отнести,
например, полет другого типа воздушного
судна, нежели обозначено в разрешении;
отсутствие надлежащих опознавательных
знаков; сбрасывание на землю без
соответствующего разрешения грузов
или парашютистов и т.д.
Состав
преступления по своей конструкции —
формальный. Оконченным преступление
будет считаться с момента совершения
любого из вышеуказанных действий.
- Нарушение
правил полета в силу крайней необходимости,
например, в связи с метеорологической
обстановкой или неисправностью воздушного
судна, не образует состава данного
преступления. - С
субъективной стороны преступление
может быть совершено только с прямым
умыслом. - Субъект
преступления специальный — лицо,
управляющее воздушным судном (члены
экипажа).
Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст. 271.1 ук рф)
Основной
объект преступления — общественные
отношения в сфере безопасного использования
воздушного пространства РФ. Дополнительный
объект — жизнь и здоровье человека.
Под
воздушным пространством Российской
Федерации понимается воздушное
пространство над ее территорией, в том
числе воздушное пространство над
внутренними водами и территориальным
морем РФ (ст.
1
ВК РФ).
Объективная
сторона состоит в использовании
воздушного пространства без разрешения,
в случаях, когда такое разрешение
требуется в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Использование
воздушного пространства представляет
собой деятельность, в процессе которой
осуществляются перемещение в воздушном
пространстве различных материальных
объектов (воздушных судов, ракет и других
объектов), а также другая деятельность
(строительство высотных сооружений,
деятельность, в процессе которой
происходят электромагнитные и другие
излучения, выброс в атмосферу веществ,
ухудшающих видимость, проведение
взрывных работ и т.п.), которая может
представлять угрозу безопасности
воздушного движения (ч.
1 ст. 11
ВК РФ).
Диспозиция
рассматриваемой нормы — бланкетная. В
соответствии со ст.
16
ВК РФ порядок использования воздушного
пространства (он может быть разрешительным
или уведомительным) устанавливается
Федеральными правилами использования
воздушного пространства (утв. постановлением
Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138).
Обязательными
признаками состава рассматриваемого
преступления являются последствия в
виде тяжкого вреда здоровью или смерти
человека, а также причинная связь между
деянием и этими последствиями. При
отсутствии этих последствий уголовная
ответственность исключается, однако
возможно привлечение лица к административной
(ст.
11.4
КоАП РФ) и (или) к дисциплинарной
ответственности.
С
субъективной стороны преступление
характеризуется неосторожной виной:
лицо предвидит возможность причинения
вредных последствий в виде тяжкого
вреда здоровью или смерти потерпевшего,
но самонадеянно рассчитывает на их
предотвращение (преступное легкомыслие)
либо не предвидит эти последствия, хотя
должно было и могло их предвидеть
(преступная небрежность).
Субъект
преступления специальный — пользователь
воздушного пространства РФ, т.е. лицо,
наделенное в установленном порядке
правом на осуществление деятельности
по использованию воздушного пространства
(ч.
2 ст. 11
ВК РФ). Это может быть как гражданин, так
и должностное лицо, а также лицо,
выполняющее управленческие функции в
коммерческой организации.
Часть
2 ст. 271.1
УК РФ предусматривает ответственность
за те же деяния, повлекшие смерть двух
и более лиц.
- Глава 34.
Преступления в сфере компьютерной
информации - § 1. Общая
характеристика преступлений в сфере
компьютерной информации - В
главе
28
УК РФ включены преступления в сфере
компьютерной информации (компьютерные
преступления), представляющие собой
общественно опасные деяния, посягающие
на общественные отношения, обеспечивающие
безопасный оборот компьютерной информации
(компьютерную безопасность).
Согласно
официальной статистике МВД РФ за 2018 г.
количество зарегистрированных
преступлений, совершаемых с использованием
компьютерных и телекоммуникационных
технологий (так называемых киберпреступлений),
увеличилось на 92,8%, а их доля от общего
числа преступлений составляет 8,77%. За
тот же период было зарегистрировано
2500 преступлений в сфере компьютерной
информации, что в сравнении с предыдущим
годом показывает рост в 32,8%*(769).
Преступления
в сфере компьютерной информации следует
отличать от смежных составов преступлений,
например от ст.
159.6
УК РФ («Мошенничество в сфере
компьютерной информации»). В подобных
составах безопасный оборот компьютерной
информации (компьютерная безопасность)
является дополнительным объектом, а не
основным.
Также
преступления в сфере компьютерной
информации следует отличать от иных
киберпреступлений, в которых
информационно-технические средства
являются средствами совершения
преступлений, например, от сбыта
наркотических средств с использованием
средств массовой информации либо
электронных или информационно-телекоммуникационных
сетей (включая сеть Интернет) (п.
«б» ч. 2 ст. 228.1
УК РФ). В таких составах компьютерная
безопасность, как дополнительный объект,
не затрагивается.
Термины
«компьютерная преступность» или
«киберпреступность» появились в
американской, а затем и другой зарубежной
литературе в начале 1960-х гг., когда были
выявлены первые случаи преступлений,
совершенных с использованием ЭВМ.
В
СССР одно из первых компьютерных
преступлений — автоматизированное
хищение 78 584 рублей, совершенное в
Вильнюсе в 1979 г., — удостоилось занесения
в международный реестр подобных
правонарушений.
Постепенно эти термины
широко стали использоваться практическими
работниками правоохранительных органов
и учеными, хотя первоначально для этого
отсутствовали как криминологические,
так и правовые основания.
Киберпреступления
носят международный и экстерриториальный
характер. Для эффективного противодействия
им необходимо правовое сотрудничество
всего международного общества. В
результате 23 ноября 2001 г.
в Будапеште
была принята Конвенция совета Европы
«О преступности в сфере компьютерной
информации» (ETS N 185). В Российской
Федерации данная Конвенция не
ратифицирована. Россия приняла решение
подписать данный документ с заявлением
в соответствии с Распоряжением
Президента РФ от 15 ноября 2005 г.
N 557-рп,
которое признано утратившим силу
Распоряжением
Президента РФ от 22 марта 2008 г. N 144-рп.
В
настоящее время основным национальным
законом, регулирующим общественные
отношения в сфере нормального оборота
компьютерной информации, является
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ
(в ред.
от
18 марта 2019 г.)
«Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»
(далее — ФЗ «Об информации»). Согласно
ст.
17
ФЗ «Об информации», нарушение
требований данного закона влечет за
собой уголовную ответственность.
Еще
одним специальным законом, регулирующим
отношения в области обеспечения
безопасности критической информационной
инфраструктуры Российской Федерации,
является Федеральный закон от 26 июля
2017 г.
N 187-ФЗ «О безопасности критической
информационной инфраструктуры Российской
Федерации».
Об ответственности за
нарушения установленных требований по
обеспечению безопасности критической
информационной инфраструктуры Российской
Федерации говорится в ст.
14
данного Закона.
Родовым
объектом преступлений в сфере компьютерной
информации являются отношения,
обеспечивающие общественную безопасность.
Видовым объектом — общественные отношения,
обеспечивающие безопасный оборот
компьютерной информации, а также
безопасность критической информационной
инфраструктуры Российской Федерации
(компьютерная безопасность).
Непосредственным
объектом конкретных составов преступлений
в сфере компьютерной информации могут
выступать либо отношения, обеспечивающие
безопасный оборот компьютерной информации
(ст.
272,
273,
274
УК РФ), либо отношения, обеспечивающие
безопасность критической информационной
инфраструктуры Российской Федерации
(ст.
274.1
УК РФ).
Объективная
сторона компьютерных преступлений
может характеризоваться деянием как в
форме действия (например, неправомерный
доступ к охраняемой законом информации
— ст.
272
УК), так и акта бездействия (например,
невыполнение необходимых сервисных
процедур, своевременной антивирусной
проверки — ст.
274,
274.1 УК). По конструкции объективной
стороны основные составы преступлений
являются как материальными (ст.
272, 274,
ч.
2-5 ст. 274.1 УК
РФ), так и формальными (ст.
273,
ч.
1 ст. 274.1
УК РФ).
Субъект
компьютерных преступлений общий —
вменяемое физическое лицо, достигшее
возраста уголовной ответственности
(16 лет). Однако в некоторых квалифицированных
составах возможен и специальный субъект.
Субъективная
сторона состава преступлений,
предусмотренных ст.
272-273
УК РФ, характеризуется умыслом, а ч.
1 ст. 274,
ч.
3 ст. 274.1
как умыслом, так и неосторожностью. В
квалифицированных составах возможны
две формы вины.
- Согласно
УК
РФ выделяются четыре вида преступлений
в сфере компьютерной информации: - 1)
неправомерный доступ к компьютерной
информации (ст.
272
УК РФ); - 2)
создание, использование и распространение
вредоносных компьютерных программ (ст.
273
УК РФ); - 3)
нарушение правил эксплуатации средств
хранения, обработки или передачи
компьютерной информации и
информационно-телекоммуникационных
сетей (ст.
274
УК РФ);
4)
неправомерное воздействие на критическую
информационную инфраструктуру Российской
Федерации (ст.
274.1
УК РФ).