ДТП с детьми: ответственность и наказание

ДТП с детьми: ответственность и наказание

depositphotos/irikbikmukhametov@gmail.com

Верховный суд в недавнем обзоре практики указал, как следует требовать возмещения ущерба, причиненного несовершеннолетними при ДТП. Об этом сообщает газета «Известия».

В суде рассмотрели произошедший три года назад случай с 14-летним подростком, который попал в ДТП и повредил автомобиль. Владелец машины захотел получить возмещение с родителей мальчика.

Иск был удовлетворен. В материалах отмечалось, что родители ребенка не подготовили его к езде на проезжей части и не обучили правилам дорожного движения. Потерпевший получил 103 тысячи рублей, также ему возместили расходы по оценке стоимости ущерба и госпошлину.

Следующая инстанция оставила решение без изменений, как и кассация. Верховный суд, в свою очередь, не согласился с выводами предыдущих инстанций, так как в соответствии с Гражданским кодексом несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно отвечают за причиненный вред.

Таким образом, прежде чем привлекать родителей подростка, суды должны были установить, может ли сам велосипедист возместить причиненный ущерб.

Родители велосипедиста должны компенсировать ущерб лишь в том случае, если у подростка нет собственных доходов или имущества, а сами родители не признают своей вины в случившемся. Важно, что после достижения ребенком 18 лет их обязанность возмещать причиненный вред прекращается. ВС отправил дело на новое рассмотрение.

В страховых компаниях уточнили, что возместить ущерб от ДТП с несовершеннолетним можно не только по каско, но и по ОСАГО.

«В ДТП с участием лиц, передвигавшихся на велосипеде, моноколесе, самокате и прочих подобных средствах транспорта, также применяются нормы закона об ОСАГО и ГК РФ», – пояснил директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахования» Александр Харагезов.

Он добавил, что, если ГИБДД подтверждает невиновность в ДТП автомобилиста, ответственным за произошедшую аварию становится тот, кто передвигался на велосипеде, самокате или ином транспорте. Так как для реального виновника не предусмотрено оформление ОСАГО, он будет возмещать ущерб через суд или добровольно.

«Если у автомобилиста есть полис каско, тогда страховая компания оплатит ему убыток, а потом в порядке суброгации в соответствии со статьями 15, 965, 1064, 1079, 1073 ГК РФ взыщет сумму оплаченного ущерба с виновника ДТП. Если виновник ДТП – несовершеннолетнее лицо, суброгация выставляется его законному представителю», – сказал Харагезов.

В случае ДТП с несовершеннолетним юристы рекомендуют первым делом вызвать ГАИ и зафиксировать повреждения.

Юрист Михаил Никитин сообщил, что важно сделать обзорные и детальные фотографии повреждений, а также получить записи с регистраторов, заснявших инцидент. Также следует проверить наличие камер системы «Безопасный город» и вызвать участкового для фиксации повреждений.

Он добавил, что, если виновник установлен, можно попытаться договориться о компенсации ущерба.

«При неудовлетворительном результате – независимая экспертиза с обязательным уведомлением родителей ребенка, предъявление иска о возмещении ущерба к родителям в виде стоимости ремонта, расходов на экспертизу, юриста, почту, госпошлину», – подчеркнул Никитин.

Ранее вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев и замглавы фракции, глава комитета ГД по труду и соцполитике Ярослав Нилов предложили расширить спектр покрытия автогражданской ответственности полисом ОСАГО. Депутаты объяснили свое предложение тем, что автомобилистам нужны дополнительные гарантирующие нормы по полисам ОСАГО.

Дтп с детьми: ответственность и наказание

ДТП с детьми: ответственность и наказание

Всё чаще участниками ДТП становятся дети. Под колёса автотранспорта на дворовых территориях и трассах региона попадают пешеходы и велосипедисты в возрасте от 5 до 16 лет.

Дети страдают по беспечности взрослых, а иногда – в результате их преступной халатности. Несовершеннолетние в силу своего возраста не всегда могут осознавать опасность ситуации и своих действий.

При рассмотрении каждого дорожно-транспортного происшествия сотрудниками устанавливаются причины его совершения, а также факторы, сопутствующие ДТП: почему ребёнок дошкольного возраста находился на проезжей части без сопровождения взрослых или 13-летний подросток управлял скутером? Согласно ст. 63 Семейного кодекса, «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии».

Проявляя халатное отношение к детям, родители ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности, что в соответствии со ст. 5.35 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 рублей до 500 рублей.

Если в ходе проведения проверки по ДТП с участием ребёнка сотрудниками Госавтоинспекции установлен факт, когда родители могли предотвратить происшествие, но никак не повлияли на ход событий или, наоборот, сами спровоцировали ДТП, они могут быть привлечены к административной ответственности.

Только повысив внимание к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, можно свести к минимуму печальную статистику, а значит, сохранить жизни и здоровье детей.

Екатерина ВАРЛАМОВА,
инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД ОМВД России по ГО «Город Лесной».

Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов

Взрослые игрушки для маленьких детей не всегда несут пользу, особенно если родители потакают своим чадам во всем. Никого не удивишь историей о том, как папа учит сына или дочь водить свою машину на загородной трассе. Многие считают это бесплатным и безобидным развлечением для ребенка, хорошей подготовкой к прохождению обучения в автошколе.

Безлюдная дорога, где нет сотрудников ГИБДД, является идеальным местом для подобных поездок. Многие разрешают разогнать автомобиль до сотни километров в час, а то и выше, но любое неаккуратное движение несовершеннолетнего водителя может привести к аварии.

Хорошо, если последствий в виде ущерба, травм или гибели других участников движения удалось избежать, но даже в противном случае, ребенок наверняка уйдет от наказания.

«Возраст привлечения к уголовной ответственности в России наступает с четырнадцати лет. Это касается тяжких категорий преступлений, да и то, наказание, как правило, суды дают очень мягкое. Эта проблема, скорее всего, ляжет на плечи родителей, которые ответят рублём за нарушения своих детей», — говорит адвокат по гражданским делам нашего правового центра Роман Максимович.

Родственники сами не понимают, что, научив ребенка азам управления автомобилем, они подталкивают его к возможному совершению правонарушения.

В любой момент подросток может взять из дома или украсть ключи от машины, а затем сесть за руль для небольшой поездки с друзьями. При встрече с сотрудниками полиции юные угонщики не спешат останавливаться, ведь ничем хорошим эта встреча не окончится.

Есть шанс убежать, но скоротечная погоня на огромной скорости редко заканчивается в пользу неопытных водителей.

«Самый суровый приговор для детей могут вынести их родители: лишить карманных средств, Интернета и других благ.

Но подростки наверняка не осознают всей тяжести своего поступка, а вот их мамы и папы должны понести ответственность за столь вольное воспитание.

Поэтому, их данные должны быть занесены в протокол, составленный сотрудниками ГИБДД на месте аварии», — советует адвокат по гражданским делам Роман Максимович.

Школьники хотят покрасоваться перед сверстниками, нарушают правила дорожного движения, и эти, казалось бы, детские шалости, могут привести к серьёзным последствиям. Если по вине подростка пострадает, например, другой автомобиль, то его восстановление ляжет на плечи тех, кто не уследил за воспитанием своего отпрыска. И это еще не всё.

«Когда малолетнего сажают за руль, то он в принципе не осознаёт того, что делает. Дети думают: если родители позволяют управлять машиной и учат этому, значит так и надо.

Если благодаря урокам старшего поколения ребенок попадает в беду, то для виновных предусмотрена ответственность по статье 5.35 КоАП, то есть неисполнение родительских обязанностей.

Есть еще и нарушение ПДД — передача руля водителю без прав, за которое они также понесут наказание», — уверен адвокат по гражданским делам Роман Максимович.

Информация для родителей (законных представителей) с разъяснением возможных правовых последствий нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации, допущенных при сопровождении несовершеннолетних

Каждый родитель хочет, чтобы его
ребенок был самостоятельным и уверенным в себе
человеком. С этой целью родители
начинают с раннего
возраста отпускать детей одних идти в школу и даже до детского сада, но
если по пути ребенку придется переходить проезжую
часть, стоит хорошо подумать, прежде
чем отправлять его идти одного.

 

Для того чтобы полноценно
усвоить правила безопасного поведения на дороге, ребенку мало их выучить. Он должен видеть, как они действуют в реальной
жизни, видеть и положительный пример
взрослых.

Родители, которые переходят с детьми дорогу в неположенном месте, могут и не надеяться, что, когда ребенок
будет переходить дорогу один, он
станет искать пешеходный переход. Ребенок не сможет правильно определить расстояние до приближающегося автомобиля,
он не обратит внимания на то, что скользкая
дорога или нет.

И не сможет считать, что если он видит машину, то и водитель его видит и в любой
момент остановится. У детей
не развито чувство опасности.

  • Водителю бывает трудно заметить
    маленького пешехода, особенно если он выходит из-за стоящего на обочине
    автомобиля.
  • По статистике, чаще всего в
    дорожно – транспортных происшествиях страдают дети, переходящие дорогу в неустановленном месте.
  • Правовая основа разбирательств
    со взрослыми — статья 63 Семейного кодекса РФ,
    возлагающая на родителей ответственность за воспитание детей и обязывающая

   

Пренебрегая требованиями
законодательства Российской Федерации, родители (законные представители) приобретают детям
мототранспортные средства до достижения ими возраста,
с которого разрешено управление данными транспортными средствами, подвергая жизнь и здоровье своих детей
опасности. Подростки садятся за руль скутера,
мопеда или мотоцикла, и при этом лишь немногие обладают знаниями правил
дорожного движения.

 

А также статьей 5.35 Кодекса
об административных правонарушениях Российской
Федерации предусмотрена ответственность за неисполнение родителями или
иными законными представителями
несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Если эти условия не выполняются, то родители
могут быть привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение

родительских обязанностей.
Санкция данной статьи предусматривает ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500

рублей.

В подавляющем большинстве
случаев этого будет вполне достаточно, чтобы
взрослый стал ответственно относиться к правилам дорожного движения и
безопасности ребенка, ведь ни один
родитель не желает несчастья своим детям, очень серьезно сконцентрировать внимание детей на проблеме и опасностях на
дороге. Основаниями для привлечения к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ являются

действия (бездействие) лиц,
выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем
исполнении ими обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних,
совершенные умышленно или по неосторожности.

Читайте также:  ДТП с велосипедистом: ответственность участников движения

 

Действия родителей, которые
могут привести к ДТП:

 

  1. — 
    приобретение мототранспортных средств подросткам, не достигшим возраста
    16 лет, и разрешение своим детям
    управлять данными транспортными средствами;
  2. — 
    случаи, когда родители отпускают гулять детей дошкольного возраста
    одних, без контроля взрослых;
  3. — 
    отправляют детей дошкольного возраста в магазин, который находится на
    проезжей части без контроля
    взрослых.
  4. Бездействие родителей:
  5. — 
    знают, что ребенок в нарушение ПДД управляет веломототехникой, не
    достигнув возраста управления данными
    транспортными средствами, не предпринимают никаких действий к недопущению совершения ДТП с несовершеннолетним ребенком;
  6. —  при переходе дороги мама не
    взяла ребенка-дошкольника за руку, тем самым подвергла жизнь и здоровье
    ребенка опасности и создала
    предпосылки для совершения ДТП.

         

Состав административного
правонарушения по статье 5.35 КоАП РФ формальный, то есть правонарушением считается сам факт
неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных
законом обязанностей, вне зависимости от наступления каких-либо вредных последствий.

 

Ежегодно
на дорогах области гибнут дети, которые катаются на велосипедах, мопедах, и даже на автомашинах, не имея права
управления и не зная Правил дорожного движения. Не доверяйте своим детям управление транспортным средством.

Право управления мопедом и мотоциклом
подросток может получить по достижении им 16-летнего возраста, и то после сдачи экзаменов в ГИБДД и получения им
водительского удостоверения
соответствующей категории, а автомобилем – с 18 лет.

Вручая ребенку велосипед, выучите с ним Правила дорожного
движения, не оставляйте своих детей без присмотра.

Что делать, если виновник ДТП – ребенок? | Автоюристы Москвы

Чем больше машин на дорогах, тем больше аварий. Но свой вклад в увеличение числа ДТП вносят и невнимательные, и плохо знающие ПДД пешеходы.

Но, кто бы не оказался инициатором ДТП, если в нём пострадал ребенок – это отягчающее обстоятельство для водителя.

Так что же грозит водителю в ситуации, когда виновник ДТП – ребенок и есть ли шанс «отделаться лёгким испугом»? Об этом мы с вами сейчас и поговорим.

Почему возникают ДТП с участием детей

Вообще, причин, по которым возникают аварии в нашей стране, великое множество: это и всем хорошо известное состояние отечественных дорог (или направлений – где как), и некачественно проведённый ремонт, и общее плохое состояние машины, когда или нет средств, или времени следить за автомобилем, и пьяная езда. И это только самые серьёзные из них. Причины же аварий с участием (или по вине) детей те же, что и причины остальных аварий, плюс к ним прибавляется детская непосредственность, невнимательность, а зачастую простое незнание правил поведения пешеходов на дорогах.

Основные причины того, что виновник ДТП – ребенок или оно произошло при его непосредственном участии

  1. Незнание или сознательное пренебрежение правилами пересечения пешеходного перехода. Причём, в такой ситуации виноваты не только дети, но и водители, которые эти правила знать обязаны, а потому обязаны в любом случае пропустить на переходе ребёнка.

  2. Пересечение дороги в месте, не оборудованном пешеходным переходом и не предназначенном для этого. Такое наблюдается сплошь и рядом, а особенно в местах скопления народа и возле детсадов и школ.
  3. Нахождение детей в машине без специального кресла.

    Ведь ремни безопасности предназначены для взрослых, а маленьким детям они наоборот, причинят больше вреда, чем пользы.

  4. Водители не соблюдают скоростной режим на дорогах, от чего не успевают заметить ребёнка, перебегающего дорогу, пусть даже на пешеходном переходе, а, следовательно, и машина не успеет затормозить, пусть даже водитель успеет нажать на педаль тормоза.
  5. Часто аварии с участием детей (и по их вине) происходят, когда те задумали поиграть на дороге или подшутить над водителями, неожиданно выбежав на дорогу.

Что надо делать, когда в аварии пострадал ребенок

Детский организм более хрупок, по сравнению с организмом взрослого и даже, казалось бы, несильное столкновение может привести к значительным повреждениям. И быстрые и умелые действия водителя могут спасти ребёнку не только здоровье, но и жизнь. Если вы попали в аварию с участием ребёнка, то нужно поступать так:

  1. Как можно скорее остановить машину и зафиксировать её ручным тормозом;
  2. Посмотреть, что с ребёнком. Если у вас есть навыки оказания первой медицинской помощи, осмотрите и помогите ему и/или немедленно звоните 103;
  3. Позвонить в ГИБДД и сообщить о происшествии;
  4. Постараться найти очевидцев аварии, чтобы иметь доказательства вашей невиновности (если виновник ДТП – ребенок).

Помните, что трогать ребёнка, а тем более самому пытаться довезти его до больницы крайне опасно и это следует делать, если есть явная угроза его жизни или вы уверены в правильности своих действий (иначе, сделаете ещё хуже).

Что грозит водителю за участие в ДТП с ребенком

Если докажут вину в аварии водителя, то наказание ему грозит в любом случае, и не важно, получил ребенок травмы или отделался лёгким испугом. Если ребенок физически пострадал (повреждения средней степени тяжести), то виновнику аварии грозит штрафот 10 000 до 20 000 рублей и/или изъятие водительских прав до 2 лет.

При наличии у пострадавшего ребёнка травм лёгкой степени тяжести водитель «отделается» штрафом в размере до 5 000 рублей и/или может стать пешеходом на срок до полутора лет.

При получении ребёнком тяжёлых телесных повреждений водителю, допустившему такое, грозит изъятие водительских прав на 4 года и/или тюремное заключение на срок до 3 лет.

Виновник аварии в любом случае оплачивает лечение пострадавшего ребёнка (как физическое, так и психологическое, если понадобится).

Если ДТП с участием ребёнка закончилось его гибелью, то виновнику аварии грозит до 5 лет тюрьмы, а если в аварии погибли двое или более детей – виновника могут посадить на срок до 7 лет. Плюс ко всему, к любой из вышеперечисленных мер наказания могут быть добавлены принудительные работы.

Если при ДТП ребенок отделался «лёгким испугом»

В случае, когда ребёнку в результате аварии не был причинён вред, водителю – виновнику аварии, грозит штраф за нарушение правил дорожного движения, повлёкшее за собой создание аварийной ситуации. Например, если он не пропустил на пешеходном переходе детей – штраф в полторы тысячи рублей. Но сам процесс нарушения водителем ПДД должен быть доказан фото или видеоматериалами.

Что грозит водителю, если виновник ДТП – ребенок

Бывает и так, что некоторые ДТП случаются по вине несовершеннолетних. И если вина ребёнка подтверждена, то отвечать за последствия аварии будут либо его родители, либо опекуны или попечители. Если в момент аварии ребенок, виновный в ДТП, должен был находиться в садике или в школе, то отвечать за последствия аварии и состояние ребёнка будет воспитатель, либо учитель.

Если виновник ДТП – ребенок и у него в семье сложилась неблагоприятная обстановка и из-за недосмотра стала возможна авария, то лиц, ответственных за ребёнка (родителей, опекунов), могут лишить родительских прав, а в некоторых ситуациях даже арестовать.

Как водителю обезопасить себя, если виновник ДТП – ребенок

Если инициатором аварии стал несовершеннолетний, то водителю, после оказания первой помощи и вызова скорой и ГИБДД, нужно как можно скорее найти свидетелей данного происшествия, которые бы подтвердили его невиновность в аварии. Отличным доказательством станет запись видеорегистратора автомобиля или видеозапись с телефона случайного прохожего или с камеры видеонаблюдения (если они есть поблизости).

Но если в аварии с участием ребенок виноват водитель, то «отвертеться» не получится. Хотя, свидетелей всё равно необходимо найти (или предоставить запись с видеорегистратора). Эти данные могут помочь смягчить вину водителя. Также сильно повлияет на решение суда и правильные и быстрые действия самого водителя, направленные на спасения жизни и здоровья пострадавшего ребёнка.

Остались вопросы по теме статьи? Позвоните нам или оставьте заявку в форме обратной связи.

Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя — новости Право.ру

По статистике Госавтоинспекции, в 2020 году произошло около 39 000 аварий с наездом на пешеходов. При этом каждый восьмой человек погибает в таких ДТП.

Поэтому водитель должен быть предельно внимательным и следить за обстановкой на дороге. Но пешеходы также являются участниками дорожного движения. Соответственно, они тоже обязаны соблюдать ПДД.

Поэтому не всегда за наезд на человека накажут автомобилиста.

Иллюстрация: «Право.Ru»/Оксана Острогорская 

Чаще всего судьи назначают лишение прав водителям, сбившим пешеходов. Так, в июле 2018 года Егор Вершинин* ехал по двору многоквартирного дома. Не заметив несовершеннолетнего Ваню Трубчанинова*, он наехал на него. Ребенок ушибся головой и получил сотрясение.

Приехавшие на место ДТП полицейские выписали Вершинину штраф 1000 руб. за нарушение ПДД в жилой зоне по ч. 1 ст. 12.28 КоАП «Нарушение правил для движения авто в жилых зонах». Они составили протокол осмотра места происшествия, схему места аварии, опросили очевидцев.

 

По заключению судебно-медицинской экспертизы Ване Трубчанинову причинили вред здоровью легкой тяжести. Поэтому инспектор направил дело по ч. 1 ст. 12.24 КоАП «Нарушение ПДД, повлекшее причинение вреда здоровью» для рассмотрения в Железнодорожный районный суд г. Самары. 

В судебном заседании Вершинин свою вину признал и обстоятельства ДТП не оспаривал. Но просил суд не забирать у него права, так как использует автомобиль для ухода за свекровью.

Мать несовершеннолетнего потерпевшего просила лишить Вершинина водительского удостоверения. После аварии сын нуждается в постоянном присмотре врачей и реабилитации. Более того, Вершинин высказывал угрозы при разговорах с ней.

По этой причине ей пришлось даже обращаться к адвокату.

Судья изучила материалы дела: рапорты сотрудников ГИБДД, протокол осмотра места происшествия, схему ДТП, фотографии с места аварии, а также заключение эксперта. Она установила, что травмы потерпевшего возникли по вине Вершинина, поэтому лишила его прав на один год по ч. 1 ст. 12.24 КоАП (дело № 5-13/2019).

Вершинин с решением суда не согласился и подал жалобу в Самарский областной суд. Он настаивал, что судья неверно установила обстоятельства аварии. К тому же обратила внимание только на объяснения полицейских и протокол об административном правонарушении, а другие документы не исследовала.

Судья Петр Тукмаков оставил решение суда в силе. Полицейские – это должностные лица, наделенные государственно-властными полномочиями, поэтому их устным показаниям и составленным документам нельзя не доверять, решила апелляция (дело № 12-59/2019). 

Тогда Вершинин обратился в Верховный суд с требованием вернуть права. Он вспомнил, что на месте ДТП полицейские уже составляли на него идентичный протокол. Поэтому суд не мог привлекать его к ответственности за одно и то же нарушение. 

Судья Сергей Никифоров поддержал позицию коллег. Несоблюдение ПДД в жилой зоне и причинение легкого вреда здоровью – это два разных нарушения. Водитель должен понести наказание за каждое из них. При этом суд правильно установил, что из-за автомобилиста пострадал потерпевший. Поэтому постановление является законным и обоснованным (дело № 46-АД19-21). 

Читайте также:  Состязательность сторон в гражданском процессе и принцип равноправия в нем

Когда водителя не накажут за наезд на человека

Если вины автовладельца в столкновении с пешеходом не будет, то полицейский не возбудит дело. Его также поддержит суд. Так, в ноябре 2019 года водитель Ирина Меренкова* ехала по ул. Пархоменко в Волгограде.

Возле тротуаров было много припаркованных машин. Выйдя из-за них, Людмила Девиченко* стала переходить дорогу не по зебре. Автомобилист пыталась затормозить, но наезда на пешехода избежать не удалось.

В результате Девиченко получила вред здоровью средней тяжести. 

Инспектор ГИБДД приехал на место столкновения и зафиксировал обстоятельства аварии. Он направил материалы дела эксперту.

Но специалист не смог определить, имела ли Меренкова возможность остановиться перед пешеходом и увидеть его заранее.

На основании этого заключения, протокола осмотра места происшествия, схемы ДТП и объяснений его участников полицейский установил, что вины автомобилиста в наезде на пешехода нет. По этой причине он отказал в возбуждении дела.

Потерпевшая не согласилась с решением полицейского и подала жалобу в Центральный районный суд г. Волгограда. Она считала, что водитель могла затормозить перед ней. Судья Галина Рудых не согласилась с потерпевшей.

Ведь из заключения экспертизы видно, что обзору водителя мешал другой автомобиль на встречке. К тому же на обочине дороги стояло много авто, а выскочившую из-за них женщину просто не было видно. Суд обратил внимание, что пешеход нарушила ПДД и перешла дорогу не по зебре.

Поэтому инспектор вынес законное постановление (дело № 12-1297/2020).

Тогда Девиченко обратилась с жалобой в Волгоградский областной суд. Она настаивала, что заключение эксперта не соответствует обстоятельствам ДТП. По этой причине инспектор отказал в возбуждении дела незаконно. Судья Игорь Циренщиков поддержал позицию коллег.

Ведь в материалах дела нет доказательств, подтверждающих вину автомобилиста. Тот факт, что потерпевшая не согласилась с заключением эксперта, не является причиной для сомнения в его истинности.

К тому же эксперт был предупрежден об уголовной ответственности, а его выводы мотивированны (дело №07р-1143/2020).

Эксперты: водитель не всегда виновен в наезде на пешехода

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что к спорным ситуациям относится наезд на пешехода вне зебры. Только автотехнический эксперт сможет ответить на вопрос, была ли у водителя техническая возможность остановиться перед человеком.

Если она имелась, а автомобилист ею не воспользовался (отвлекся, растерялся и др.), то будет виновен в ДТП. Даже если пешеход перебегал дорогу в неположенном месте. Если водитель не смог затормозить по техническим причинам, то не понесет наказание за наезд.

«Впрочем, отсутствие вины все равно не исключит возмещение вреда здоровью и компенсацию морального вреда пешеходу», – дополняет эксперт.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин считает, что каждое ДТП с пешеходами сугубо индивидуально.

Виновность водителя будет определять инспектор по обстоятельствам аварии и из заключения автотехнических, судебно-медицинских и других экспертиз.

При этом если за рулем авто во время ДТП находился не собственник, то владельцу придется возмещать вред здоровью и нравственные страдания пешехода. Но собственник также может потребовать с пешехода деньги на ремонт его машины после аварии.

Рубрика «Вопрос–ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что водителю не получится себя полностью обезопасить. Ведь инспектор ГИБДД уже назначил ему штраф за непропуск пешехода. Теперь наказание будет зависеть от степени тяжести вреда здоровью. При легкой или средней автомобилист может рассчитывать на лишение прав или штраф, а при тяжкой наступит уголовная ответственность. «Размер наказания зависит от поведения виновного (признание вины, возмещение вреда и др.) и мнения пострадавшего», – добавляет эксперт.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что в первую очередь водитель получит лишение прав до 2 лет или арест до 15 суток за оставление места аварии по ст. 12.27 КоАП «Невыполнение обязанностей при ДТП».

Если пешеход обратится в полицию, то санкция будет зависеть от степени тяжести вреда здоровью пешехода.

«В любом случае отъезд с места ДТП станет отягчающим обстоятельством при назначении наказания автомобилисту», – обращает внимание юрист.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что при наличии действующего полиса ОСАГО страховая компания возместит вред пешеходу. Размер выплаты будет зависеть от диагноза пострадавшего и заключения судебно-медицинского эксперта.

Дополнительные расходы пешехода (санаторно-курортное лечение, протезирование и др.) и утраченный заработок возместит страховщик в пределах 500 000 руб.

Весь ущерб сверх этой суммы, а также моральный вред будет компенсировать виновник аварии.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что при вине пешехода и соблюдении ПДД автомобилистом последний не будет привлечен к ответственности за случившееся. Но нельзя забывать, что автомобиль – это источник повышенной опасности. По этой причине водитель обязан возместить вред здоровью пешехода, а также компенсировать понесенные им нравственные страдания. 

* Имя и фамилия изменены редакцией.

Пучежский муниципальный район Ивановской области | ДТП с детьми: ответственность и наказание

ДТП с детьми: ответственность и наказание

5 июня 2020

Как показывает статистика, количество аварий на дорогах общего пользования увеличивается каждый год. Данное обстоятельство связано как с увеличением количества ТС, находящихся в пользовании у граждан, так и с неправильным поведением пешеходов.

Вне зависимости от причин, спровоцировавших аварию, участие в ней ребенка является отягощающим обстоятельством. Следует разобраться, какое наказание за ДТП с участием ребенка, и можно ли его избежать.

Причины ДТП

Ненадлежащее качество дорожного покрытия, техническая неисправность отдельных элементов автомобиля, отсутствие опыта у водителя и неподобающее поведение на дорогах общего пользования (в том числе – вождение в нетрезвом виде) – основные причины аварий на территории Российской Федерации.

Важно! Когда речь идет о детях, необходимо также принимать во внимание их невнимательность, отсутствие должных знаний и непредсказуемость.

Сегодня можно выделить следующие случаи аварийных ситуаций, возникших по вине детей или с их участием:

  1. Нарушение правил движения по пешеходному переходу. Это утверждение касается как водителей, так и детей-пешеходов. Первые не предоставляют преимущества пешеходам, вторые неправильно используют зебру, выбегая на нее без оглядки на движущийся транспорт.
  2. Переход дороги в неположенном месте. Данная проблема в особенности актуальна на дорогах, размещенных возле школ. Безответственность школьников приводит к тому, что в неположенном месте передвигаться через дорогу могут целые группы детей.
  3. Перевозка несовершеннолетних без использования специальных приспособлений. Системы безопасности авто не рассчитаны на маленьких детей, из-за чего они не могут защитить их во время аварии. Кроме того, не будучи зафиксированным, ребенок может случайно открыть дверь авто на ходу и выпасть из салона машины.
  4. Превышение скорости водителями. Как правило, тормозной путь авто составляет несколько метров. Чем больше скорость, тем дольше машина будет тормозить. Из-за этого водитель может попросту не успеть среагировать на ребенка.

Значительное число аварий происходит из-за внезапного появления детей на дорожном покрытии. Это может быть как результатом случайного стечения обстоятельств, так и частью неудавшихся детских развлечений.

Алгоритм действий при возникновении аварийной ситуации

Авария может привести к образованию серьезных травм у несовершеннолетних граждан. В некоторых случаях правильные действия могут спасти пострадавшему жизнь.

При ДТП с участием детей необходимо действовать следующим образом:

  1. Немедленно остановить автомобиль, поставив его на ручник.
  2. Проверить состояние ребенка. Попытаться оказать ему первую помощь (при наличии знаний, необходимых для этого), после чего вызвать скорую помощь.
  3. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  4. Собрать максимальное количество свидетелей, которые могут описать случившееся.

Первое, о чем должен позаботиться водитель – безопасность и здоровье ребенка. Поэтому необходимо сразу же вызывать скорую помощь.

Самостоятельно транспортировать ребенка в больницу рекомендуется в том случае, если до приезда скорой малыш может умереть и вы точно знаете, что делаете (т.к. своими действиями можете еще больше навредить).

Возможные наказания

Если будет установлено, что виноват водитель, он понесет наказание вне зависимости от того, пострадал малолетний или нет.

В случае наличия у малыша травм средней тяжести, водитель будет наказан денежным штрафом в размере от десяти до двадцати тысяч рублей. Но возможно и другое наказание – лишение водительского удостоверения (на срок до двух лет).

При легких травмах малыша, водитель будет наказан денежным штрафом до пяти тысяч рублей или лишен водительских прав (не более чем на восемнадцать месяцев).

Ситуация усугубляется, если несовершеннолетний получил тяжелые травмы. В таком случае происходит лишение водительского удостоверения на срок до четырех лет, а также возможен арест виновника (до трех лет).

В случае смертельного исхода водителя лишают свободы на пять лет. Если же в ДТП погибли двое, наказание увеличивается до семи лет. Кроме описанных выше мер, могут применяться принудительные работы.

Если пешеход не пострадал

Если ребенок во время аварии не пострадал, гражданин будет наказан за допущенные им нарушения. К примеру, в случае проезда по зебре без пропуска детей, придется уплатить 1 500 рублей. Однако только в том случае, если происшествие зафиксировано на видеокамеру.

Если же будет замечено, что ребенок перевозится без специального кресла, может быть назначен штраф в размере трех тысяч рублей.

Если в аварии виновен несовершеннолетний

Довольно часто аварии провоцируются детьми. Если виноват ребенок, ответственность за его действия будет нести лицо, которое должно следить за несовершеннолетним. В стандартной ситуации это будут родители, опекуны либо попечители.

В некоторых случаях доходит до крайней меры – лишения родительских прав/ареста. Но такие случаи довольно редки. В большинстве случаев родители выплачивают штраф либо получают предупреждение.

Как избежать наказания

В случае если ДТП произошло при свидетелях, избежать наказания не получится. Водителю придется ответить за свой проступок.

  • Однако он может смягчить наказание, если будет действовать правильно (вызовет скорую и ГИБДД, проследит за правильностью заполнения протокола).
  • Если же виновником является сам ребенок, необходимо найти свидетелей, которые это подтвердят, приложить запись видеорегистратора, на которой будет запечатлен момент аварии.
  • Заключение

Таким образом, аварии с детьми случаются довольно часто. В некоторых случаях они провоцируются самими несовершеннолетними. Вне зависимости от того, кто является виновным в случившемся, важно знать, как нужно действовать.

Читайте также:  Лицензия на перевозку опасных грузов: требования и порядок получения

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП — Российская газета

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал.

Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.

5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Правовые аспекты управления авто эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

  • Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
  • Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу
  • На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было.

Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет.

Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы.

И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал.

К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав.

Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть.

Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин.

Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб.

Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет.

Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

  1. Между тем
  2. Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
  3. Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов.

Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко.

Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *