Лицензия на квадрокоптер: нужна ли и как получить

Лицензия на квадрокоптер: нужна ли и как получить

Одна из важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах в России. Что нам ожидать, где и как регистрировать и что нам грозит за нарушение?

На этой странице собрана максимально актуальная информация о законе и его поправках, а также, регулярно отправляются запросы в МинТранс для актуализации информации.

Весной 2019 года Д.А.Медведев подписал закон о необходимости регистрации дронов массой от 250 грамм до 30 кг, а также появилась информация (на оф.сайте, ссылка в статье) о поправке, по которой нам спокойно разрешат летать на высоте до 150 метров и вдали от людей — на расстоянии от 50 метров. И разрешили.

Минимальную взлетную массу снизили до 150 грамм 19 марта 2022, об этом читайте ниже!

С 29 декабря 2020 владельцы беспилотных гражданских воздушных судов могут получить услугу по учету беспилотных воздушных судов  в электронной форме с использованием Единого портала государственных услуг  или Портала учета беспилотных воздушных судов. Подробнее читайте ниже.

Законопроект все же приняли (его подписал Д.А.Медведев, ссылка на документ в оранжевом блоке ниже), позже (3 февраля 2020 о ней ниже) была принята поправка, которая разрешила нам с вами летать на высотах до 150 метров. Приведу для вас статью в качестве справки с сайта https://rg.ru

Лицензия на квадрокоптер: нужна ли и как получитьБеспилотные летательные аппараты смогут совершать полеты на высоте до 150 метров без получения разрешения в Единой системе организации воздушного движения. Об этом говорится в проекте постановления Минтранса, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Правда, если полеты над какой-то территорией запрещены или ограничены, то и беспилотникам там летать будет нельзя.

Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота, подчеркивается в документе.

В январе в Госдуму был внесен законопроект, совершенствующий регулирование использования беспилотных воздушных судов и уточняющий полномочия правоохранительных органов в данном вопросе.

Так, полиции предлагается предоставить право «временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории», а также «пресекать несанкционированное нахождение беспилотных судов в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими».

Полномочиями по регулированию использования БВС предложено также наделить Росгвардию, Федеральную службу охраны и ФСБ «в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий», сказано в законопроекте.

По словам главы Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Василия Пискарева, любые беспилотные летательные аппараты весом от 250 граммов подлежат учету, а о планируемом полете, его месте и времени необходимо уведомлять соответствующие органы. «Человек, который просто купил в интернете дрон и решил запустить его на улице без соответствующего разрешения, уже нарушает закон, за это предусмотрен административный штраф», — поясняет депутат.

Василий Пискарев добавляет, что в основном сейчас использование беспилотников регулируется подзаконными актами. Так, в Москве использование без разрешения беспилотников — коптеров, дронов, авиамоделей и других — в пределах МКАД полностью запрещено с 2016 года, но не законом, а приказом министерства транспорта.

Пискарев напоминает, что за последние годы число нарушений закона с использованием беспилотников выросло вдвое.

Было несколько случаев, когда дроны приближались к авиационной технике во время военных парадов и их репетиций — так было в Екатеринбурге и в Хабаровске. Лишь мастерство летчиков позволило избежать столкновения.

В 2016 году из-за очень низко летящего дрона чуть не пострадали дети — школьники, приехавшие на экскурсию на Куликово поле.

«Очевидно, что дополнительные меры регулирования здесь необходимы, и наши правоохранительные органы и спецслужбы должны иметь все необходимые полномочия, чтобы обеспечить безопасность граждан»,- считает Пискарев. Но пока законопроект не дошел до первого чтения.

Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2022 № 415 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 658»

Правительство внесло изменения в законопроект, теперь минимальная взлетная масса дрона, который необходимо ставить на учет, должна быть не более 0.15 кг или 150 грамм. Напомним, ранее вес начинался с 250 грамм до 30 кг. Дроны, весом от 250 грамм до 30 кг необходимо ставить на учет на основании закона!

Ссылка на официальный интернет-портал правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203210034 с публикацией данного постановления.

Начиная с 19 марта 2022, у граждан и владельцев дронов с массой более 150 грамм, есть 60 дней, чтобы поставить свой аппарат на учет. Ссылка на официальный сайт и инструкция как это сделать, находится ниже.

Так что, теперь всем владельцам съемочных дронов (например, DJI mini, как самый популярный такого веса) и даже некоторых TinyWhoop придется регистрироваться на официальном сайте и ставить свои дроны на учет. Производители тут уже навряд ли смогут подстроиться, так как у версий 249 грамм и так урезали все, что можно.

В остальном ничего не меняется и соответствует тому, что написано ниже этого предложения.

Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ

Наконец-то дождались поправку, которая по факту разрешает летать на квадрокоптерах и других авиамоделях без подачи плана на полеты, при этом на высотах не более 150 метров. За оперативную новость спасибо нашему читателю!

Текстовая выдержка

Пункт 52 изложить в следующей редакции:

«52. Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на Использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов.».

  • Дополнить пунктом 52 следующего содержания:
  • «52. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:
  • а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;

б) на удалении не менее 5 КМ от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.».

Кратко, что теперь можно:

  • Летать на высотах не более 150 метров;
  • Не надо подавать план полета и согласовывать полет, если ваша авиамодель весит менее 30 кг.

Регистрировать авиамодель с взлетной массой более 250 грамм и до 30 кг все также нужно!

Что нельзя:

  • Нельзя летать в диспетчерских зонах, в близи аэропортов и диспетчерских зон, охранных зонах;
  • Нельзя летать над массовыми мероприятиями (митинги, соревнования, демонстрации, концерты и прочие культурные мероприятия.

Официальная ссылка на поправку: http://publication.pravo.gov.ru

Получение разрешения на полеты БПЛА через МФЦ (обновление от 5.04.2021)

В регионах (в районах) уже начали подписывать соглашения с Администрациями муниципальных образований по услуге:

«Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемов привязанных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации».

Это значит, что теперь можно будет получать разрешения на полеты через МФЦ, которые есть практически в каждом муниципальном образовании любого региона.

Срок предоставления услуги составляет 20 рабочих дней с даты поступления заявления в Администрацию района. Это значит, что вам нужно заранее подавать заявление, если хотите летать легально, но практика показывает, что заявления отрабатываются гораздо быстрее.

Вот так будет выглядеть (примерно) бланк заявления в МФЦ:

Лицензия на квадрокоптер: нужна ли и как получить Лицензия на квадрокоптер: нужна ли и как получить

Обновление от 19.02.2021 — Пришел ответ от МинТранса!

Краткое и и на понятном языке объяснение:

Теперь наши беспилотники нужно не регистрировать, а ставить на учет, а самое главное, это делается через госуслуги или Портал учета беспилотных воздушных судов через интернет! Поэтому, удалили большой раздел с инструкцией по регистрации квадрокоптера за прошлые года, потому что власть очень сильно упростила эту процедуру.

Читайте также:  Можно ли купить машину без водительских прав

Ссылки для постановки на учет

В ответе также сказано, что план полета (помню, для БВС от 30 кг) можно подать через интернет, но как это сделать не очень понятно, также нет никакой ссылки на такую форму. Если вы знаете куда можно направить план полета онлайн, пишите в х.

Уважаемый ***** **********!

Инструкция: как зарегистрировать квадрокоптер и где его можно запускать | РБК Тренды

Лицензия на квадрокоптер: нужна ли и как получить

Pexels

С конца 2019 года на полеты квадрокоптеров надо получать разрешение. Как согласовать запуск своего дрона и так ли это просто?

1

Дроны. Все что нужно знать. Как стать пилотом FPV-дрона и зарабатывать на этом?

2

Для начала, надо понимать, что любой дрон или квадрокоптер считается беспилотным воздушным судном, а владелец — внешним пилотом. Регулируется это двумя официальными документами:

В течение десяти рабочих дней после покупки дрона необходимо подать заявление на бесплатную регистрацию в Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) с фото девайса. Перед первым полетом разборчиво разместить учетный номер на корпус. Штраф за вылет квадрокоптера без номера — до ₽2,5 тыс.

Заявление для бесплатной регистрации, перерегистрации, снятия с учета квадрокоптера можно подать через:

  • Портал «Госуслуги»
  • Портал учета беспилотных воздушных средств Росавиации

Если есть вопросы по учету, то обратитесь по телефону 8 (800) 200-6-555; +7 (495) 601-08-43

Лицензия на квадрокоптер: нужна ли и как получить

В заявлении надо предоставить:

  • технические характеристики БПЛА (модель, серийный номер, количество электромоторов, максимальную взлетную массу);
  • паспортную информацию о владельце;
  • фото девайса.

3

На полеты дронов над населенным пунктом массой до 150 гр и высотой до 150 м получать разрешение не надо.

Для полетов в Санкт-Петербурге, Севастополе и Москве необходимо получить разрешение регионального органа исполнительной власти. В случае с Москвой это Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции. Заявление нужно подать лично или по почте. Максимальный срок выдачи разрешения — 24 рабочих дня.

Форма заявления для получения разрешения на полет квадрокоптера.

В заявлении надо предоставить:

  • паспортную информацию о владельце и номер СНИЛС;
  • регистрационные данные БПЛА;
  • технические характеристики БПЛА (модель, серийный номер, количество электромоторов, шумовые характеристики);
  • дата, время, место (адрес) посадки (взлета), маршрут.

В приграничных районах понадобится согласование с ФСБ. В других регионах разрешение выдают органы местного самоуправления. В разных регионах порядок полетов может отличаться.

Получение разрешений на полет квадрокоптеров свыше 150 гр также планируется реализовать через МФЦ. С марта 2021 года услуга предоставляется в ряде районов Московской области и других регионов в форме пилота.

4

В настоящее время не надо согласовывать план полета и получать разрешение на использование воздушного пространства (ИВП) в вашем отделении Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации для коптеров с массой до 30 кг, если:

  • полет выполняется в пределах прямой видимости в светлое время суток;
  • высота полета менее 150 м от поверхности земли или воды;
  • полет проходит вне диспетчерских зон аэродромов, запретных зон, над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, и так далее;
  • полет проходит на расстоянии не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

С марта 2020 года вы можете сами зарегистрироваться в Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации и согласовывать план полетов по интернету, если вы хотите запускать дрон свыше 150 м или он больше 30 кг.

5

Перед запуском нужно информировать региональных диспетчеров по телефону. Контактная информация есть на сайте Федерального агентства воздушного транспорта.

Например, в Москве перед запуском квадрокоптера нужно проинформировать Московский зональный центр единой системы организации воздушного движения по телефону +7 (495) 436-20-91 и +7 (495) 436-75-58 (работает круглосуточно). Диспетчеры должны подтвердить, что рядом с местом запуска нет других дронов.

6

На высоте до 150 м везде в городе, кроме запретных зон, не рядом с аэропортом и диспетчерскими зонами, охранными зонами и не на мероприятиях. Например, Москва внутри МКАД — это запретная зона, а в Санкт-Петербурге запретная зона начинается с Кудрово и доходит до Кронштадта, включая всю зону акватории и большинство пригородов.

Карты запретных и диспетчерских зон:

Нельзя запускать дрон над массовыми мероприятиями — митингами, соревнованиями, демонстрациями, концертами и прочими культурными мероприятиями.

Штраф за нарушение правил использования воздушного пространства — от ₽20 тыс. до ₽50 тыс.

Всю текущую информацию по ограничению полетов в связи с проведением международных мероприятий и изменению законодательных актов можно отслеживать на региональных разделах сайта органов обслуживания воздушного движения.

Например, по Санкт-Петербургу перейдите в этот раздел и нажмите справа «Нормативные документы», где станут доступны все текущие нормативные акты по полетам в формате PDF (поэтому актуальную информацию, вы не сможете просто погуглить).

Генеральная дирекция, Москва. Контакты: +7 (495) 601-0777

  • Московский зональный центр ЕС ОрВД

МЦ АУВД, Москва. Контакты: +7 (495) 662-8055; nsmzc@atcm.ru

  • Санкт-Петербургский зональный центр ЕС ОрВД

Аэронавигация Северо-Запада, Санкт-Петербург. Контакты: +7 (812) 305-1797 — тел/факс, +7 (812) 305-3039 — специалист по режимам; spbzc@sz.gkovd.ru, spbzc.rgm@sz.gkovd.ru

  • Ростовский зональный центр ЕС ОрВД

Аэронавигация Юга, Ростов-на-Дону. Контакты: +7 (863) 272-3798; dcpk@yug.gkovd.ru

  • Самарский зональный центр ЕС ОрВД

Аэронавигация Центральной Волги, Самара. Контакты: +7 (846) 279-1826, +7 (846) 279-1841; zc_esorvd@cv.gkovd.ru

  • Екатеринбургский зональный центр ЕС ОрВД

Аэронавигация Урала, Екатеринбург. Контакты: +7 (343) 205-8069, +7 (343) 205-8070; zc@ur.gkovd.ru

  • Новосибирский зональный центр ЕС ОрВД

Аэронавигация Западной Сибири, Новосибирск. Контакты: +7 (383) 319-0009 — тел/факс, +7 (383) 216-9561; nzc@zsa.ru

  • Иркутский региональный центр ЕС ОрВД

Аэронавигация Восточной Сибири, Иркутск. Контакты: +7 (3952) 52-29-14, +7 (3952) 52-29-18; pvd@vs.gkovd.ru

  • Хабаровский зональный центр ЕС ОрВД

Аэронавигация Дальнего Востока, Хабаровск. Контакты: +7 (4212) 418-618, +7 (4212) 415-359; sppi@dv.gkovd.ru, opvd@aeronet.khv.ru

7

Съемка с воздуха относится к авиационным работам, поэтому официально необходимо получать разрешение у местных силовых ведомств (управление штаба военного округа и региональное УФСБ). Разъяснения по процедуре РБК получить не удалось, но борт до 150 гр ничего особо и не снимет.

8

В течение десяти рабочих дней после продажи необходимо подать заявление на бесплатное внесение изменений в регистрацию по причине смены владельца в ФАВТ или на портале «Госуслуг».

9

В течение двух рабочих дней после потери нужно подать заявление в ФАВТ или на портале «Госуслуг» об отмене регистрации с указанием причины.

10

  • Можно приобрести КАСКО на коптер в «Ингосстрах». Стоимость составит 14–20% от стоимости дрона. Стоимость девайса необходимо подтвердить платежным документом. Квадрокоптер можно также застраховать от причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц и принадлежащему им имуществу.
  • Можно застраховаться от причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц и принадлежащему им имуществу на 1 млн руб. в «АльфаСтраховании» за ₽5 тыс.

Какие документы нужны владельцу дрона? Где их получить? Что важно знать перед покупкой

ТАСС , от 04 июня 2019, 13:46

Куда идти за нужными документами? Где нельзя запускать беспилотник? Обязательно ли получать полис страхования? Кто может продавать фото и видео с дрона? ТАСС вместе с ассоциацией Аэронет рассказывает все, что нужно знать тем, кто задумался о покупке коптера.

Лицензия на квадрокоптер: нужна ли и как получить

Я физлицо. Хочу купить дрон, чтобы снимать фото и видео. Могу приобрести любой аппарат?

Да, можно купить любой дрон. Но технические характеристики и цели использования влияют на то, какие документы придется получать.

«Беспилотники, согласно Воздушному кодексу РФ, делятся на категории по максимальной взлетной массе и цели использования, — объясняет Глеб Бабинцев, руководитель ассоциации «Аэронет». — По массе установлено деление до 30 кг и более 30 кг, по цели — для личного пользования или для выполнения авиационных работ и коммерческих перевозок».

Я буду снимать фото и видео для себя. Зарабатывать не планирую. Какие документы нужны?

Если это дрон максимальной взлетной массой 30 кг и менее, то:

  • разрешение на использование воздушного пространства (ИВП);
  • полис страхования гражданской ответственности;
  • свидетельство о постановке на учет беспилотного воздушного судна (БВС).

Если это дрон более 30 кг, то:

  • свидетельство о государственной регистрации/учете беспилотного воздушного судна (БВС);
  • разрешение на использование воздушного пространства (ИВП);
  • полис страхования гражданской ответственности;
  • сертификат летной годности;
  • свидетельство внешнего пилота.

Разрешение на ИВП выдает Зональный центр Единой системы организации воздушного движения (ОРВД), их контакты есть на сайте Росавиации.

«И для ведения аэрофотосъемки требуется сложная процедура получения разрешения на такую съемку, затем передача материалов на контрольный просмотр для снятия режима секретности, и только потом вы имеете право разместить красивое фото в соцсетях. Это архаичное правило, но, к сожалению, оно есть. За нарушение предусмотрена уголовная ответственность. Орган, выдающий разрешения и осуществляющий контрольные просмотры, — Генштаб России», — говорит Глеб Бабинцев.

Читайте также:  Транспортный налог начислен неправильно: что делать

А если я хочу зарабатывать на фото- и видеосъемке?

Тогда вам нужен сертификат эксплуатанта.

Коммерческой деятельностью в гражданской авиации могут заниматься лица, наделенные соответствующим правом, — эксплуатанты гражданских воздушных судов. Этот документ выдает Росавиация.

Эксплуатантами, согласно Воздушному кодексу, могут быть только юрлица или индивидуальные предприниматели (ИП). Если вы как физлицо оказываете платную услугу — это незаконно.

Чтобы получить сертификат эксплуатанта, нужно:

  • свидетельство о государственной регистрации/учете беспилотного воздушного судна (БВС);
  • руководство по производству полетов (РПП);
  • полис страхования гражданской ответственности;
  • сертификат летной годности;
  • свидетельство о квалификации внешнего пилота/пилотов.

И также нужно разрешение Генштаба России, штаба округа, УФСБ на аэрофотосъемку и контрольные просмотры. Чтобы получить разрешения в этих ведомствах могут понадобиться лицензии для геодезических и и картографических работ и лицензии для работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Знаю, что есть курсы операторов беспилотника. Если я пройду их, мне выдадут разрешающие документы на запуски?

Нет. Когда вы пройдете курс, вам выдадут свидетельство пилота.

Эти свидетельства выдаются Росавиацией по итогам проверки после прохождения обучения внешнего пилота в специализированных авиационных учебных центрах (АУЦ).

Свидетельство пилота требуется только для «тяжелых» беспилотников — весом больше 30 кг. Но для того, чтобы заниматься коммерческой деятельностью или делать фото- и видеосъемку, его недостаточно, как следует из перечня документов выше.

Я слышал, что есть ограничения по использованию дронов в городах. Где нельзя летать?

При полетах над населенными пунктами помимо разрешения на использование воздушного пространства нужно получить разрешение на полеты от органов местного самоуправления.

А в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. В этих городах разработаны регламенты для получения таких разрешений. В Москве услуга доступна через сайт «Госуслуги».

Для полетов над территорией организации необходимо получить у нее разрешение.

Нельзя летать над стадионами, местами скопления людей, объектами, находящимися под особой охраной, такими как опасные или секретные заводы, над некоторыми заповедниками, в зонах аэропортов. Ниже подробный перечень мест, где нельзя запускать квадрокоптеры. А полная карта территорий, где нельзя запускать дроны, опубликована на портале АОПА-Россия и обновляется в реальном времени.

Как запускать дроны, не нарушая законодательство?

Лицензия на квадрокоптер: нужна ли и как получить

При организации полетов беспилотных летальных аппаратов, как и всех воздушных судов, должны соблюдаться Федеральные правила использования воздушного пространства РФ (далее – Правила). Они предполагают, в частности, направление в центр Единой системы организации воздушного движения РФ плана полета беспилотного воздушного судна и получение разрешения на использование воздушного пространства. Кроме того, взлет, посадка в границах населенного пункта и непосредственно полет над ним возможны только с разрешения органа местного самоуправления данного населенного пункта, а в городе федерального значения – уполномоченного органа исполнительной власти (п. 49 Правил).

Для разрешенных полетов дронов устанавливается временный или местный режим или вводятся кратковременные ограничения использования воздушного пространства в определенной зоне в интересах запускающих их лиц (п. 52 Правил) – в порядке, закрепленном соответствующей инструкцией (приказ Минтранса России от 27 июня 2011 г. № 171).

Беспилотные летательные аппараты на постоянной основе применяются, например, силовыми ведомствами, поэтому механизм использования воздушного пространства при установлении указанных режимов уже отработан.

«В рамках планомерной работы: для проведения мониторинга пожароопасной обстановки, других заранее запланированных мероприятий – за трое суток до мероприятия подаем представление об установлении кратковременного ограничения воздушного пространства. Для квадрокоптеров, как правило, задается радиус 1-2 км, и на три часа для нас закрывают воздушное пространство.

Все, кто легитимно подает запросы на использование воздушного пространства, будут знать, что на этой территории введены ограничения, диспетчеры будут уводить авиацию на другой маршрут», – рассказал в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции представитель ГУ МЧС России по г. Москве Вячеслав Алёшин.

В экстренных ситуациях запреты и ограничения вводятся, разумеется, в оперативном режиме, но и в этом случае порядок использования воздушного пространства согласован, предпринимаются все необходимые для избежания столкновений дронов с другими воздушными судами меры.

Следует помнить, что над некоторыми территориями полеты могут быть ограничены на постоянной основе или запрещены в принципе. Так, для защиты важных государственных объектов и ключевых промышленных комплексов в воздушном пространстве над ними могут устанавливаться запретные зоны (п. 29 Правил, приказ Минтранса России от 17 декабря 2018 г. № 451).

Для проведения стрельб на полигонах, работ с боеприпасами, взрывных работ, осуществления научных исследований в атмосфере и т. д. устанавливаются зоны ограничения полетов (п. 34 Правил, приказ Минтранса России от 17 декабря 2018 г. № 452).

Полеты над такими территориями возможны только при условии получения разрешения лиц, в интересах которых такие зоны установлены, за исключением ряда случаев (п. 40 Правил).

Кроме того, дистанционное зондирование территории, фото- и киносъемка с использованием беспилотных воздушных судов является разновидностью авиационных работ, а значит, выполняющие их лица должны соответствовать установленным сертификационным требованиям (информация Минтранса России от 18 октября 2017 г.).

Таким образом, использование беспилотных летательных аппаратов без получения всех необходимых разрешений запрещается.

Тем не менее количество выявленных несанкционированных полетов дронов растет: по данным Росавиации, в 2016 году было зафиксировано 40 нарушений правил использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами, в 2017 году – 74, в 2018 – 110.

С учетом данной статистики и того факта, что дроны могут нанести повреждения другим находящимся в воздухе объектам, помешать проведению спецопераций (антитеррористических, оперативно-розыскных мероприятий и др.

), причинить вред гражданам, в том числе в местах массового скопления, или имуществу, был разработан законопроект1, предполагающий наделение органов ФСБ России, ФСО России, полиции, войск национальной гвардии правом запрещать или временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов над территориями, на которых они реализуют свои полномочия по проведению мероприятий, выполнению служебно-боевых задач, обеспечению безопасности граждан, защите охраняемых объектов – для каждой структуры свой перечень таких зон. Стоит отметить, что в настоящее время указанные ведомства для реализации свои полномочий вправе ограничивать или запрещать движение транспортных средств и граждан по отдельным участкам местности, а также доступ к определенным объектам (п. «з.2» ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», подп. 10 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»). То есть законопроектом, по сути, предусматривается аналогичное право, но в отношении воздушного пространства.

Также в случае принятия на основе проекта соответствующего закона сотрудники перечисленных структур получат право пресекать несанкционированные полеты дронов путем подавления сигналов управления ими, повреждения или уничтожения аппаратов и изымать все обнаруженные элементы беспилотных авиационных систем.

Как подчеркнул один из авторов документа – заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, законодательное закрепление таких полномочий сделает невозможным предъявление к сотрудникам правоохранительных и силовых органов исков о возмещении имущественного вреда владельцами беспилотных летательных аппаратов.

Напомним, за использование воздушного пространства лицами, не получившими необходимые разрешения, действующим законодательством предусмотрена административная (ч. 2 ст. 11.4 КоАП) и уголовная – если такое использование повлекло причинение вреда здоровью или смерть человека (ст. 271.

1 Уголовного кодекса) – ответственность. Однако выявить лицо, управлявшее дроном, не всегда возможно, в том числе по причине отсутствия механизма учета беспилотных воздушных судов массой от 250 г до 30 кг. Норма об обязательности такого учета (п. 3.2 ст.

33 Воздушного кодекса; далее – кодекс) действует с 5 июля 2017 года, но порядок его осуществления Правительство РФ до сих пор не утвердило.

Подготовленный Минтрансом России проект2 соответствующего постановления правительства несколько раз корректировался, но и доработанная версия получила отрицательное заключение по результатам проведенной Минэкономразвития России оценки регулирующего воздействия.

Поэтому даже примерно определить сроки принятия данного акта пока нельзя. С беспилотными аппаратами тяжелее 30 кг таких проблем не возникает – они подлежат государственной регистрации и внесению в реестр государственных воздушных судов РФ (подп. 1 п. 1 ст. 33 кодекса).

Кроме того, стоит обратить внимание на существующее правило об обязательном страховании ответственности владельцев воздушных судов за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (п. 1 ст. 131 кодекса).

По словам Вячеслава Алёшина, практика страхования ответственности собственников именно беспилотных летательных аппаратов постепенно формируется.

Читайте также:  Уголок потребителя: что должно быть в уголке, требования к оформления для ИП и ООО

Но для того чтобы она стала повсеместной, нужны все же дополнительные разъяснения Минтранса России о том, для каких дронов страховка обязательна.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 636681-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

2 Текст проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/12-16/00060129).

Разрешение на полет дрона в 2022-м

Лицензия на квадрокоптер: нужна ли и как получить

Законодательство в отношении дронов активно меняется, большинство информации в сети устарело или просто ошибочно. Зачастую даже органы занимающиеся оформлением разрешений плохо понимают текущие регламенты.

В этой статье я постараюсь ответить на самые распространенные вопросы. Статья актуальна на начало 2022 года, вероятно, в будущем всё не раз поменяется.

Нужно ли регистрировать дроны?

Если у вас дрон весом больше 150 грамм — его нужно зарегистрировать (а точнее — поставить на учет). Сделать это можно через госуслуги. Процедура работающая, занимает примерно 3-5 дней. Нужно прислать номер дрона (для самосборного — придумать самому) и его фото.

В итоге вы получите учётный номер. Его надо нанести на дрон (подписать маркером / приклеить наклейку).

Постановка на учёт дрона регулируется постановлением правительства РФ от 25 мая 2019 года № 658.

Нужно ли получать разрешение на использование воздушного пространства?

Не нужно при следующих условиях

Если вы летаете на высотах до 150 метров от земли, в светлое время суток, вне запретных / диспетчерских зон — разрешение на использование воздушного пространства получать не нужно.

Запретные / диспетчерские зоны можно посмотреть к примеру на сайте fpln.ru.

Для этого — включите в фильтрах отображение зон. Затем нажмите на нужную точку на карте. Если зоны начинаются от самой земли — значит там нельзя летать. Если зон нету, или они начинаются с высоты более чем 150 метров — значит там можно летать 

Регламентировано постановлением российской федерации от 3 февраля 2020 года, №74.

Нужно в остальных случаях

Если вы хотите подниматься более чем на 150 метров или летать в запретных зонах — нужно устанавливать временный режим.

Установка временного режима — это способ получить часть воздушного пространство в единоличное пользование. Тот кто установил временный режим — пользуется пространством, а остальные (включая самолеты и другие БПЛА) туда залетать не могут.

На практике рядом с Москвой выдают разрешение примерно до 400 метров, выше 400 метров в принципе тоже выдают, но вначале требуют разрешение от Минобороны на ведение фотосъемок. Если летать подальше от крупных городов — получить разрешение на любую высоту обычно не составляет проблем.

Для установки временного режима — нужно найти контакты ближайшего центра ЕС ОрВД (они отвечают за использование воздушного пространства), позвонить им, узнать куда посылать заявки на установку временного режима (как правило это e-mail), затем правильно оформить заявку и отправить им.

Либо можно воспользоваться онлайн-заявкой и подать запрос через официальный портал sppi.ivprf.ru («Районы ограничений» → «Создать представление», выбрать точку на карте, указать учетные данные дрона и разрешение от администрации). Работает в тестовом режиме, в случае каких-либо проблем можно обращаться в чат.

Они активно помогают с оформлением заявок, из особенностей которые следуют знать:

  • Заявка подается на конкретные дни. Можно указать 3 основных дня и 3 резервных, итого 6 дней
  • Координаты необходимо указывать не в десятичном формате, принятом в онлайн картах, а в градусах / минутах / секундах (можете воспользоваться онлайн конвертером)
  • Пример заявки можете посмотреть здесь.
  • Предыдущая статья, в которой развернута тема установки временного режима.
  • Регламентировано документом: Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными воздушными судами (минтранс).

Нужна ли страховка?

Если планируете летать легально в населенных пунктах — нужна. Без неё вам не получить разрешение местной администрации.

Сейчас уже много страховых компаний оформляют страховки на дроны. Стоимость ущерба можете прикинуть и выбрать самостоятельно. На практике чтобы нанести хотя бы средние повреждения надо очень сильно постараться (то есть явно разогнаться до 100-150 км/ч и направить дрон на объект). Случайные падения небольшого дрона в большинстве случаев ничего никому не повредят.

Нужно ли получать разрешение городской администрации?

Если вы летаете вне границ населенного пункта — разрешения администрации получать не нужно. Во всех остальных случаях — разрешение нужно, независимо от веса дрона.

Чтобы получить разрешение — нужно подать заявление с указанием мест где планируете летать. К заявлению прикрепить копию документа о регистрации дрона, копию страховки и копию паспорта.

Регламентировано документом: Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными воздушными судами (минтранс).

Москва

Заявку нужно подавать в бумажном виде, в «департамент безопасности и противодействия борьбе с коррупции города Москвы». Можно либо почтой направить документы, либо заехать к ним и оставить на проходной в специальном ящике (к ним самим пройти не пускают).

  1. Разрешение оформляется в течение 2-х месяцев, сроком на 1 год (скорее всего будет 1-2 формальных правки, но в итоге всё оформят).
  2. Из подводных камней — у меня запрашивали свидетельство пилота, которое на самом деле оказалось не нужным, вместо него я получил разъяснение из росавиации (ниже будет про это пункт).
  3. Шаблон запроса и информация доступны на их сайте.
  4. Особенности заполнения:
  • Нужна одна большая заявка со всеми местами полётов, сроком на год. 
  • Места оформить в виде указания кадастровых номеров а также снимков карты с обведенными районами полётов. Координаты они не принимают, можете их не указывать.

Подмосковье

Для подмосковья заявление нужно подавать онлайн через uslugi.mosreg.ru — просто заполняете форму прямо на сайте.

Разрешение оформляют в течение недели (возможно и быстрее). Срок действия разрешения — один месяц (то есть оформлять разрешение на каждый полёт не нужно, можно сразу указать все места где хотите летать и летать там в течение месяца в любую дату).

В 2021-м там были доступны не все подмосковные города, в недоступные можно подавать по инструкции ниже.

Другие города

Оформляются по аналогии с Москвой, только подавать зачастую сильно проще (у меня по электронной почте всё принимали и давали ответ). Шаблон точно такой же как и для Москвы (только получателем указывайте администрацию вашего города). Вот пример заявления. Прежде чем посылать — позвоните в администрацию вашего города (в отдел безопасности) и уточните правильный адрес.

Нужно ли получать свидетельство пилота?

В настоящий момент — лицензия пилота для управления БПЛА не требуется. Любые требования любых органов на наличие каких-либо сертификатов — не законны. 

Любые школы которые готовят / учат пилотов дронов (коптеров) и выдают сертификаты — выдают вам бумажку которая не имеет никакой юридически значимой силы.

В настоящий момент вы можете управлять любыми дронами, заниматься коммерческой деятельностью и подобным без каких-либо сертификатов и обучений.

На момент написание статьи — ничем не регламентировано. Вот официальное разъяснение от минтранса и росавиации в ответ на мой запрос.

Нужно ли получать разрешение на съемку от минобороны?

Если вы ведете съемку — то нужно (независимо от высоты / размеров дрона). Если просто летаете ничего не снимая — то не нужно.

Для Москвы — разрешение от Минобороны за вас получит “департамент безопасности и противодействия борьбе с коррупции города москвы”, дополнительно ничего оформлять не нужно.

Для остальных мест — нужно звонить в Минобороны, узнавать контакты ближайшего отдела который занимается выдачей разрешений и направлять туда запрос в бумажном виде.

Это тот пункт на который обычно забивают вообще все. Если вы не снимаете дачу коррупционера или готовящееся вторжение — вы никому не интересны.

Более детально текущее законодательство разбирается в этом видео — если вкратце — физическим лицам на сегодняшний день получить разрешения на видеосъемку с дрона вообще не возможно. Вот разъяснения различных органов в ответ на запросы.

Выводы

  • Процесс по прежнему забюрократизирован, но с учетом изменений 2020-го года всё стало проще.
  • Летать легально (ну почти) можно, и не сильно напряжно — согласовывать каждый вылет уже не надо.
  • Если вы летаете в парках или не сильно людных местах — вы никому не нужны.

Но если вы находитесь в центре города и хотите летать без опасения получить штраф (в районе 30 000 р.

) — лучше получить все необходимые разрешения.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *