Определение 1
Согласно п. 24 статьи 5 УПК РФ, органы дознания – это государственные органы и представители, которые имеют право осуществлять дознание и процессуальные полномочия.
В первой части 40 статьи УПК РФ положено, что органы дознания могут быть представлены:
- органами внутренних дел Российской Федерации, а также те подразделения, которые входят в ОВД (отделы полиции и органы, осуществляющих контроль оборота наркотических и психотропных веществ);
- другие государственные органы, которые были наделены полномочиями для ведения оперативно-розыскной деятельности, согласно статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В список подобных органов включены оперативные подразделения органов ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, внешняя разведка России, а также федеральная служба исполнения наказаний;
- органы федеральной службы судебных приставов;
- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
- органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Полномочия органа дознания
Одним из полномочий является возможность ведения предварительного расследования как часть дознания по уголовным процессам, в том числе и в тех случаях, когда предварительное дознание не является необходимым (согласно гл. 32 УПК РФ).
Вторым полномочием является возможность ведения неотложных следственных действий по уголовным процессам, для которых совершение предварительного следствия является необходимым (статья 157 УПК РФ).
Третьим полномочием является возможность исполнения других полномочий, приведенных в УПК РФ. Среди таких полномочий, например, могут быть дополнительные следственные действия после письменного приказа следователя.
Дополнительные полномочия для гражданских лиц
Замечание 1
Помимо вышеописанных органов дознания, полномочиями по началу уголовного процесса и выполнение следственных действий может распространяться на должностных лиц, которые не являются этими органами.
Исходя из 40 статьи УПК РФ, такими могут быть капитаны морских и речных судов, которые находятся в дальнем плавании, но только в случае, если преступления были совершены на судах под ответственностью этих капитанов.
Кроме капитанов судов, в роли органа дознания могут выступать руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, которые находятся вне возможности прямого доступа для органов дознания.
Замечание 2
Как и в первом случае, руководители могут начать следственные действия по уголовным делам в случае, если преступления были совершены на территориях, являющихся частью их ответственности.
Начальники представительств Российской Федерации за границей также имеют полномочия органов дознания в случае совершения преступлений на территории этих представительств.
Дознаватель
Исходя из статьи 5 УПК РФ, дознаватель – это уполномоченное лицо органа дознания, которое в ситуациях, предусмотренных законом, занимается производством предварительного следствия как части дознания, а также прочие права и обязанности, которые предусмотрены Кодексом. Обязанность на проведение дознания лежит на дознаватели, который назначается либо начальником органа дознания, либо его заместителем (в случаях, когда не требуется обязательное предварительное следствие).
Замечание 3
Стоит отметить, что дознаватель – это сотрудник органа дознания. Обычно, дознаватель получил особое юридическое образование и имеет релевантный опыт работы. В определенных ведомствах (таких как ОВД РФ и таможенных органах) были организованы особые подразделения дознания, состоящие из сотрудников-дознавателей и управляются начальниками этих подразделений.
Полномочия дознавателя
Статья 41 УПК РФ показывает, что дознаватель в уголовном процессе владеет рядом полномочий:
- Лично совершать процессуальные действия и принимать необходимые решения, кроме тех ситуаций, когда требуется подтверждение со стороны руководителя органа дознания, прокуратуры или судьи.
- Исполнять другие полномочия, которые предусмотрены УПК РФ.
Замечание 4
Важно знать, что дознаватель обязан исполнять приказы прокуратуры и руководителя органа дознания.
Если сотрудник не согласен с приказами руководства, то он может обжаловать решение перед прокурором. Если дознаватель не согласен с указанием прокурора, то он может обжаловать это перед вышестоящим прокурором, но в то же время исполнение указаний не должно быть остановлено.
Екатерина Свеклова-Богданова
Преподаватель гражданского права
Психодинамические подходы в семейной терапии
- Вид работы: Дистанционный экзамен, онлайн-тест
- Выполнена: 27 декабря 2021 г.
- Стоимость: 1 200 руб
Заказать такую же работу
Сохранение жанрового своеобразия при переводе англоязычного мюзикла на русский язык на материале мюзикла Э Л Уэббера Призрак Оперы
- Вид работы: Курсовая работа
- Выполнена: 30 ноября 2021 г.
- Стоимость: 3 600 руб
Заказать такую же работу
Обязательства из договоров аренды
- Вид работы: Реферат
- Выполнена: 11 февраля 2021 г.
- Стоимость: 700 руб
Заказать такую же работу
Центральный районный суд города Сочи
- Вид работы: Отчёт по практике
- Выполнена: 2 января 2021 г.
- Стоимость: 4 100 руб
Заказать такую же работу
Самая читающая семья из числа коренных малочисленных народов Севера
- Вид работы: Эссе
- Выполнена: 15 октября 2020 г.
- Стоимость: 1 200 руб
Заказать такую же работу
Грекоримская борьба
- Вид работы: Курсовая работа
- Выполнена: 23 сентября 2020 г.
- Стоимость: 1 400 руб
Заказать такую же работу
Смотреть все работы по психоанализу
Не получается написать работу самому?
Доверь это кандидату наук!
21.Орган дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания. Начальник подразделения дознания
Органы
дознания
– это государственные органы и должностные
лица, уполномоченные осуществлять
дознание и другие процессуальные
полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).
Полномочия
(ст.
40, 151 УПК): 1) органы внутренних дел
РФ, а также иные органы исполнительной
власти, наделенные в соответствии с
федеральным законом полномочиями по
осуществлению оперативно-розыскной
деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к
таким органам относятся: органы ФСБ,
федеральные органы государственной
охраны, таможенные органы РФ, Служба
внешней разведки РФ, Министерство
юстиции РФ, а также органы по контролю
за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ); 2) главный
судебный пристав РФ, главный военный
судебный пристав, главный судебный
пристав субъекта РФ, их заместители,
старший судебный пристав, старший
военный судебный пристав, а также старшие
судебные приставы Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ; 3) командиры
воинских частей, соединений, начальники
военных учреждений или гарнизонов;
4) органы Государственной противопожарной
службы; 5) органы по контролю за
оборотом наркотических средств и
психотропных веществ; 6) пограничные
органы федеральной службы безопасности;
7) таможенные органы РФ.
Дознаватель
– должностное лицо органа дознания,
правомочное или уполномоченное
начальником органа дознания осуществлять
предварительное расследование в форме
дознания, а также иные полномочия,
предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).
Правомочны (по
должности) производить дознание
руководители органов дознания, иначе
говоря, начальники этих органов, их
заместители и штатные дознаватели.
Кроме того, начальник органа дознания,
делегируя свои полномочия, может
уполномочить на производство дознания
своего подчиненного.
Полномочия: 1) самостоятельно
производить следственные и иные
процессуальные действия и принимать
процессуальные решения, за исключением
случаев, когда требуется получение
согласия должностных лиц по уголовным
делам, по которым производство
предварительного следствия не обязательно;
2) выполнение неотложных следственных
действий по уголовным делам, по которым
производство предварительного следствия
обязательно.
Начальник
органа дознания
— должностное лицо органа дознания,
уполномоченное давать поручения по
производству дознания, а также неотложных
следственных действий и наделенное
отдельными процессуальными полномочиями
(п. 17 ст. 5, ч. 4 ст. 225 УПК).
Полномочия: 1) уголовно-процессуальные
права, реализуемые на стадии возбуждения
уголовного дела (продление до 10 суток
срока предварительной проверки по
сообщению или заявлению (ст. 144 УПК РФ);
истребование из СМИ документов и
материалов, подтверждающих сообщение
о преступлении (ч.2 ст.
144 УПК РФ); право
и обязанность рассмотреть вопрос о
заведомо ложном доносе (ст.
147 УПК РФ),
направляет руководителю следственного
органа уголовное дело после производства
неотложных следственных действий, а в
случае направления руководителю
следственного органа уголовного дела,
по которому не обнаружено лицо, совершившее
преступление орган дознания обязан
принимать розыскные и оперативно-розыскные
меры для установления лица, совершившего
преступление, уведомляя следователя
об их результатах (ч.ч. 3,4 ст. 157 УПК РФ);
2) уголовно-процессуальные права
начальника органа дознания, реализуемые
на стадии предварительного расследования
(поручение о производстве неотложных
следственных действий и оперативно
розыскных мероприятий, (ч.1 ст. 152, ч.4 ст.
157 УПК РФ соответственно), утверждение
обвинительного акта (ч.4 ст.225 УПК РФ);
3) уголовно-процессуальные права
начальника органа дознания, осуществляемые
им при движении уголовного дела из
органа дознания в прокуратуру, судебные
органы и из судебных органов и прокуратуры
в орган дознания (ст. ст. 306, 321 УПК
РФ); 4) уголовно-процессуальные
права начальника органа дознания,
осуществляемые им в процессе обеспечения
безопасности потерпевшего, свидетелей
и иных участников уголовного
судопроизводства (право и обязанность
рассматривать обращения органа,
осуществляющего меры безопасности в
отношении участников уголовного
судопроизводства, с ходатайством о
применении мер безопасности при
производстве процессуальных действий либо их отмене).
Начальник
подразделения дознания
– должностное лицо органа дознания,
возглавляющее соответствующее
специализированное подразделение,
которое осуществляет предварительное
расследование в форме дознания, а также
его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).
Полномочия: 1) поручать
дознавателю проверку сообщения о
преступлении, принятие по нему решения
либо производство дознания по уголовному
делу; 2) изымать уголовное дело у
дознавателя и передавать его другому
дознавателю; 3) проверять материалы
уголовного дела; 4) давать дознавателю
указания о направлении рас–следования,
производстве отдельных следственных
действий, об избрании в отношении
подозреваемого меры пресечения, о
квалификации преступления и об объеме
обвинения; 5) отменять необоснованные
постановления дознавателя о приостановлении
производства дознания по уголовному
делу; 6) вносить прокурору ходатайство
об отмене незаконных или необоснованных
постановлений дознавателя об отказе в
возбуждении уголовного дела. Указания
начальника подразделения дознания по
уголовному делу даются в письменном
виде и обязательны для исполнения
дознавателем, но могут быть обжалованы
им начальнику органа дознания или
прокурору. Обжалование указаний не
приостанавливает их исполнения.
Вопрос 362. Следователь, руководитель следственного органа, процессуальный статус. Начальник подразделения дознания, орган дознания и дознаватель: процессуальный статус
Вопрос 362. Следователь, руководитель следственного органа, процессуальный статус. Начальник подразделения дознания, орган дознания и дознаватель: процессуальный статус.
Следователь.
Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 40.1 ст. 5 УПК).
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (ч. 1 ст. 38 УПК).
- Следователь уполномочен:
- 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК;
- 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
- 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
- 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
- 5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
- 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора (ч. 3 ст. 38 УПК).
Руководитель следственного органа.
Руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК).
Руководитель следственного органа уполномочен (ч. 1 ст. 39 УПК):
- 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
- 2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
- 2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;
- 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
- 4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
- 5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
- 6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
- 7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК;
- 8) продлевать срок предварительного расследования;
- 9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
- 10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК;
- 11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
- 12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
- Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК.
Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.
Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.
Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.
Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные статьей 39 УПК, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти) (ч. 5 ст. 39 УПК).
Начальник подразделения дознания.
Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).
- Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен (ст. 401 УПК):
- 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
- 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
- 3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
- 4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
- Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, – полномочиями руководителя этой группы.
При осуществлении полномочий, предусмотренных статьей 40.1 УПК, начальник подразделения дознания вправе (ч. 3 ст. 40.1 УПК):
1) проверять материалы уголовного дела;
2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору.
Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.
При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ч. 4 ст. 40.1 УПК).
Орган дознания.
Органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).
- К органам дознания относятся (ст. 40 УПК):
- 1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
- 2) органы Федеральной службы судебных приставов;
- 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
- 4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
На органы дознания возлагаются (ч. 2 ст. 40 УПК):
- 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 УПК;
- 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 УПК;
- 3) осуществление иных предусмотренных УПК полномочий.
Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на (ч. 3 ст. 40 УПК):
- 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
- 2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой ст. 40 УПК, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
- 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
- Дознаватель.
Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5 УПК).
Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 УПК, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем (ч. 1 ст. 41 УПК).
Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
https://www.youtube.com/watch?v=szqLnKL_MAE\u0026t=88s
Дознаватель уполномочен (ч. 3 ст. 41 УПК):
1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).
Дознание в органах внутренних дел
В качестве начальника органа дознания п. 17 ст. 5 УПК называет должностное лицо органа дознания, в том числе заместителя начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
К сожалению, в УПК не приведена отдельная статья, которая бы регламентировала полномочия начальника органа дознания. Процессуальные полномочия начальника органа дознания разбросаны по разным статьям.
В УПК отмечены следующие процессуальные полномочия начальника органа дознания: давать указания, которые обязательны для дознавателя (ч. 4 ст. 41 УПК); по ходатайству дознавателя продлевать до 10 суток срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 3 ст.
144 УПК); поручать производство неотложных следственных действий подчиненным сотрудникам (ст. 157 УПК); утверждать обвинительный акт, завершающий дознание (ч. 4 ст. 225 УПК).
Как уже указывалось, начальником органа дознания в органах внутренних дел являются начальник органа внутренних дел и его заместители — начальник СКМ и начальник МОБ.
Согласно ведомственным нормативным актам1Приказ МВД России от 20 сентября 1994 г.
№ 260 дсп «Наставление по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте».
на начальника гор(рай)линоргана внутренних дел (его заместителя — начальника милиции общественной безопасности) как начальника органа дознания при руководстве специализированными подразделениями дознания возложены:
- обеспечение исполнения поручений по расследованию уголовных дел в форме дознания;
- распределение поступивших заявлений и подлежащих расследованию уголовных дел в форме дознания;
- продление по ходатайству дознавателя срока проверки сообщения о преступлении;
- организация взаимодействия дознавателей с другими службами и подразделениями ОВД;
- изучение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, дача по ним указаний о производстве необходимых процессуальных действий и сроках их выполнения;
- осуществление контроля за приостановлением уголовных дел дознавателями.
Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 90 «О внесении изменений в УПК РФ» в уголовно-процессуальный закон было введено новое понятие — начальник подразделения дознания. Статья 5 УПК была дополнена п. 17.1 следующего содержания:
начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.
Данным Законом также были закреплены полномочия начальника подразделения дознания, которые нашли отражение во вновь внесенной в УПК ст. 40.1.
Согласно ст. 40.1 УПК начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
- поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
- изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
- отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
- вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
Также начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.
При осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания вправе:
- проверять материалы уголовного дела;
- давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору.
Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.
При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
Кроме того, исходя из практической деятельности специализированных подразделений дознания ОВД можно выделить также следующие полномочия начальника подразделения дознания ОВД:
- осуществляет руководство подразделением дознания, несет персональную ответственность за организацию выполнения планов работы по всем направлениям деятельности, требований ведомственных нормативных правовых актов, качественное выполнение возложенных на подразделения дознания задач и функций;
- осуществляет процессуальный контроль за деятельностью дознавателей;
- вносит в пределах своей компетенции руководству соответствующего ОВД предложения по повышению эффективности деятельности специализированных подразделений дознания;
- выезжает на места происшествия по фактам преступлений и организует работу по раскрытию преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно;
- анализирует и планирует работу подразделения дознания и личного состава;
- распределяет между сотрудниками подразделения, с учетом нагрузки, поступающие заявления и другие материалы, а также подлежащие расследованию уголовные дела;
- подготавливает отчеты, докладные записки и другие документы;
- выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений;
- организует и проводит обучение личного состава подразделения дознания в системе боевой и служебной подготовки;
- выявляет, изучает, обобщает и внедряет в работу подразделения передовой опыт деятельности, а также новейшие достижения науки и техники в борьбе с преступностью;
- осуществляет подбор, расстановку и воспитание кадров подразделения, вносит предложения о назначении сотрудников на должности и освобождении от должностей, о предоставлении сотрудникам очередных и иных отпусков;
- ходатайствует перед руководством соответствующего ОВД о применении мер морального и материального стимулирования в отношении сотрудников подразделения, а также граждан, оказавших помощь в борьбе с преступностью;
- вносит предложения о привлечении подчиненных сотрудников к дисциплинарной ответственности;
- составляет и утверждает у начальника ОВД регламент работы руководителя подразделения дознания.
Согласно приказу МВД России от 26 марта 2008 г.
№ 280 дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений ОВД РФ при раскрытии и расследовании преступлений» на начальника подразделения дознания возлагается ответственность за организацию и состояние взаимодействия между подразделениями органа внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений, отнесенных к компетенции дознавателей ОВД:
- в пределах своей компетенции совместно с руководителями оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений ежемесячно заслушивает дознавателей, сотрудников оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений (при необходимости — сотрудников других подразделений) о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, отнесенных к компетенции дознавателей;
- оказывает практическую помощь в организации проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- контролирует своевременное направление на экспертное исследование изъятых с места происшествия следов и иных предметов, а также организацию их хранения и эффективное использование в раскрытии преступления;
- осуществляет контроль за своевременностью выполнения дознавателем плановых мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, используя при этом предоставленные ему процессуальные полномочия;
- ежемесячно проверяет обоснованность приостановления производства по уголовным делам вследствие неустановления места нахождения подозреваемого (обвиняемого) или из-за его болезни; дает оценку фактам несвоевременного объявления скрывшихся лиц в розыск и необоснованного приостановления расследования;
- совместно с руководителем экспертно-криминалистического подразделения анализирует практику использования изъятых с места происшествия следов, иных предметов; разрабатывает меры, направленные на повышение эффективности этой работы о результатах информирует начальника ОВД;
- ежеквартально анализирует результаты расследования, причины прекращения и приостановления производства по уголовным делам, совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы.
Также начальник отдела (отделения) дознания осуществляет процессуальный и организационный контроль за деятельностью дознавателей.
Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания
Они проводят предварительное расследование, следственные действия, обеспечивают правильное применение закона, а также помогают быстро раскрыть преступление. Это является нелёгкой задачей, которую сотрудники органов дознания должны выполнить максимально верно.
Дознаватели не имеют права выносить постановление о привлечении подозреваемого как обвиняемого. Они могут поддерживать государственное обвинение, которое проводилось в форме дознания.
Нужно отметить, что дознаватель не может отказаться от выполнения указаний прокурора, но имеет право на то, чтобы обжаловать их вышестоящему прокурору.
Также важно, что он не имеет права обжаловать решение, которое принято прокурором по делу.
Любой отдел полиции включает в себя отдел дознания, который проводит досудебное расследование. Они взаимодействуют между собой, вследствие чего работа становится намного эффективнее. Отдел полиции и дознания руководствуется Конституцией Российской Федерации, нормами права, договорами, законами, а также актами.
Дознаватель – это сотрудник органов дознания. Он проводит досудебное расследование в соответствии с законом. Его деятельность схожа с деятельностью следователя, но она является более ограниченной. Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности
Статья 40.1 УПК РФ. Начальник подразделения дознания
- 1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
- 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
- 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
- 3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
- 4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, – полномочиями руководителя этой группы.
- 3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:
- 1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;
- 2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору.
Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.
При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.
Сотрудник, выполняющий функции дознавателя, рассматривает сообщения и заявления о совершенных преступлениях и ведет по ним проверку. По результатам этих действий он принимает одно из двух решений: возбудить производство или отказать в его возбуждении.
Начиная служебные мероприятия, сотрудник органа дознания направляет прокурору соответствующее постановление. Получив этот документ, прокурор соглашается с решением или выносит постановление об отказе. Прокурор вправе вернуть материалы дознавателю для дополнительной проверки.
Если по делу вынесено положительное решение, оно принимается к производству.
Основные функции дознавателя:
- возбуждение уголовного дела;
- проведение дознания по делу;
- производство неотложных следственных действий в рамках ведения дела;
- направление дела руководителю органа для производства предварительного следствия;
- составление обвинительного акта.
Дознаватели – это сотрудники органов дознания, которые уполномочены проводить следственные действия при расследовании уголовного дела. Они не могут самостоятельно возбудить его и отказаться от выполнения указаний прокурора.
Следователи занимаются более сложными уголовными делами. Также они могут давать дознавателям письменные поручения, касающиеся оперативно-розыскных мероприятий, которые должны быть выполнены в обязательном порядке.
Следователи имеют больше прав и полномочий, а также расследуют уголовные дела с более сложным составом преступления.
Процессуальная самостоятельность следователя намного больше, чем дознавателя, так как последний зависит от всех решений начальника органа дознания и прокурора, потому что обязан выполнять их независимо от своего мнения.
Следователь – это сотрудник правоохранительных органов, который производит расследование преступления и это является его единственной обязанностью. Он имеет право давать указания дознавателю.
Следователь ведет расследование о наиболее серьезных и сложных преступлениях. Дознаватель – сотрудник правоохранительных органов, производящий предварительное расследование в форме дознания (и это только одна из немногих его обязанностей).
Дознаватель расследует преимущественно преступления средней тяжести.
При проведении расследования следователи используют только следственные процессуальные действия. Дознаватели применяют сочетания следственных действий с оперативно – розыскными.
Между процессом дознания и предварительного следствия существуют определенные различия:
- Дознание и предварительное следствие относятся к разным ведомственным структурам. Органов предварительного следствия намного меньше (прокуратура военная, гражданская, органы внутренних дел и федеральной службы безопасности, органы налоговой полиции). Органов дознания гораздо больше, так как их производство отражает разнообразие социальных сфер, которые требуют законного вмешательства силовых структур государства.
- Дознание и предварительное следствие различаются по сложности дел и тяжести преступлений, которые расследуют. Органы дознания могут расследовать дела о преступлениях средней тяжести, совершенных в сфере управления и охраны общественного порядка. В полномочия следственных органов входят дела о более тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих значительную опасность обществу, соответственно такие дела более трудоемки и существует определенная сложность в их расследовании.
- Дознание и предварительное следствие отличаются по процессуальному режиму. По делам, которые требуют обязательного предварительного следствия, следственные неотложные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено. По делам, по которым дознание исчерпало отведенное время, но расследование по делу продолжается, продолжительность предварительного следствия составляет 30 суток, по истечению которых можно его продлить.
Стоит помнить, что везде есть своя классификация, у дознавателей в том числе. Разница у них заключается в методе работы:
- всё расследование проводит в виде дознания;
- выполняет неотложные действия, когда улика, свидетель или что-либо ещё в скором времени испортится, пострадает и не сможет быть в будущем полезным.
Что делают дознаватели:
- осуществляют предварительное расследование;
- способствуют быстрому раскрытию преступления;
- гарантируют правильное применение закона;
- проводят следственные действия.
Работа дознавателя, конечно, является схожей с работой следователя, но главное их различие в том, что первые являются более урезанной версией вторых. Больше бюрократии, больше бумаг, больше ограничений и меньше возможностей.
https://www.youtube.com/watch?v=VSKjLkreMrs\u0026t=913s
В каждом полицейском отделе имеется свой отдел дознания. Отделы часто взаимодействуют, из-за чего их работа становится более продуктивной и слаженной.
По сути, это достаточно простая работа, так как обычно дознание — это самая простая разновидность расследований. Чаще всего, дознаватель расследует такие преступления как кража, мошенничество, умышленное нанесение побоев.
Вся деятельность дознавателя полностью опирается на закон и на вышестоящих уполномоченных органов. В рамках законодательства у него полностью развязаны руки.
Дознавателя могут принудительно отстранить от дел, в которых он каким-либо образом заинтересован в исходе дела, будь то прямым или косвенным.
Обязанности дознавателя ОВД – это служебные обязанности, которые должен осуществлять в соответствии с установленным законодательством дознаватель органов внутренних дел.
Основой любой судебной работы является предварительное расследование, а одним из способов предварительного расследования выступает дознание. Правовой основой дознания является Инструкция органов дознания.
В ходе дознания предусмотрены определенные действия: неотложные следственные, осуществляемые после возбуждения уголовного дела, в соответствии с которым является обязательным производство предварительного следствия для выявления и фиксации следов и улик преступления, доказательств, которые требуют немедленного закрепления, изъятия, изучения; процессуальные действия; розыскные меры, или меры, которые принимает дознаватель, следователь, орган дознания для установления лица, которого подозревают в свершении преступления.
Процесс дознания заключается в следующем:
- принятие заявления с сообщением о преступлении и проверка действительности факта преступления;
- следственные действия по выявлению следов преступления, установление личности, преступившей закон до возбуждения уголовного дела;
- принятие решений по результатам расследования о возбуждении / не возбуждении уголовного дела;
- передача дела в суд, прокуратуру после выяснения всех обстоятельств по делу.
К основным полномочиям дознавателя относятся:
- В полномочия дознавателя входят неотложные действия, которые входят в круг обязанностей следователя. В том случае, если промедления могут привести к потере информации по делу, следов, улик, которые свидетельствуют о совершении преступления.
- Дознаватель имеет право вести расследование в границах своих полномочий. Дознаватель имеет право принимать ответственные решения, не выходящих из круга его полномочий, за исключением случаев, когда принятое решение необходимо согласовать по закону.
- В процессе дознания, дознаватель имеет право вызвать свидетелей, граждан, подозреваемых для допроса, пригласить специалистов компетентных в рассматриваемых вопросах. Он проводит осмотр, производит задержание, изымает документацию, предметы если, по его мнению, они являются уликами. Дознаватель имеет право назначить экспертизу.
- В полномочия дознавателя входят гарантии возмещения материального ущерба, если он был нанесен при преступлении.
В определенных случаях у дознавателя есть возможность отказаться от ведения конкретного дела. Лица, участвующие в преступлении, также могут подать заявление об отводе дознавателя.
Дознаватель несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений в процессе предварительного расследования, законное и своевременное производство по уголовным делам процессуальных действий, сохранность всех полученных по делу материалов.
Обстоятельства, которые имеют значение для объективного и верного решения уголовного дела, должны устанавливаться при помощи доказательств.
Доказательства в уголовном праве – это фактические данные, основываясь на которые орган дознания (в последующем следователь и суд) в определенном порядке устанавливают наличие / отсутствие виновности лица, совершения им общественно опасного деяния и другие обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела.
Разрешения и указания прокурора
Дознаватели – это должностные лица, которые должны получить разрешение прокурора на проведение некоторых действий, необходимых для расследования.
Указания начальника органа дознания или прокурора должны выполняться в обязательном порядке, даже если дознаватель не согласен с тем, что они необходимы для дела.
Он имеет право обжаловать указания, но должен иметь в виду, что это не приостанавливает их выполнения до принятия решения.
- В первом случае, когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров.
- Во втором случае, когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах адресует подчиненному сотруднику указания на осуществление процессуальных действий.
Выполняя процессуальные функции, дознаватель обязан принимать неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их совершению. Он также обязан своевременно направлять компетентным службам материалы, необходимые для организации розыска тех лиц, которые уклоняются от дознания или подозреваются в совершении преступления.
Производя дознание, сотрудник обращает внимание на условия, которые способствовали совершению преступных деяний.
По результатам проверки дознаватель может вносить обобщенные представления в органы, учреждения, организации, которые могут и должны принимать меры к устранению условий, способствующих совершению преступлений.
Если руководители организаций не выполняют такие предписания, дознаватель вправе направить информацию в прокуратуру.
Дознавателю приходится вести профилактическую работу и среди жертв преступлений, в особенности, когда они подверглись преступному посягательству из-за своего виктимного поведения. В большинстве случаев средством такой работы становится разъяснительная беседа.
Расследуя уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель:
- проводит обзорные лекции;
- выступает с сообщениями перед населением;
- делает доклады на правовые темы на предприятиях и в организациях.
Целью таких мероприятий становится информирование граждан и трудовых коллективов о способах предупреждения преступлений. Эффективными каналами для подобного общения в последнее время все чаще становятся радио и телевидение.
Что такое незаконные действия
К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.
- https://FB.ru/article/176010/doznavateli—eto-sotrudniki-organov-doznaniya-chto-predstavlyayut-soboy-doznavateli
- https://RuLaws.ru/upk-rf/CHAST-PERVAYA/Razdel-II/Glava-6/Statya-40.1/
- https://malina-group.com/doznavatel/
- https://www.kakprosto.ru/kak-945190-doznavatel-opredelenie-funkcii-i-obyazannosti–
- https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/obyazannosti_doznavatelya/
- https://fit-book.ru/doznavatel-kto-eto-i-chem-zanimaetsya/